Дело №2-114/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ25 июня 2019г. пгт. Покровское
Покровский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Раковой Н.Н.,
при секретаре Авдеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Покровского района Орловской области к Николаеву А. В. об обязании не чинить препятствия в демонтаже рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Покровского района Орловской области обратилась в Покровский районный суд Орловской области с исковым заявлением, предъявленным к Николаеву А.В. об обязании не чинить препятствия в демонтаже рекламных конструкций. В обосновании заявленных требований истец указал, что администрацией Покровского района Орловской области, в рамках исполнения пункта 21.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» был заключен 13.03.2019г. с ИП Х. договор подряда на демонтаж рекламных конструкций в д. <адрес>. 13.03.2019г. ИП Х., в рамках исполнения заключенного договора подряда, начал работы по демонтажу четырех рекламных конструкций в д. <адрес>. Однако, при подъезде к данным рекламным конструкциям техники, ответчик с сотрудниками кафе «<данные изъяты>» (расположенного в д. <адрес>) всячески препятствовал проезду техники (преграждал проезд, толкал сотрудников полиции) для демонтажа рекламных конструкций.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Николаева А.В. не чинить препятствий администрации <адрес> в демонтаже рекламных конструкций в д. <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №.
Определением суда от 23.05.2019г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, ООО «Альянсрегионинвест» и ООО «Покровские ворота».
В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности Казаков Н.М., исковые требования к Николаеву А.В. поддержал, по основаниям, изложенным в иске, суду пояснил, что в июле 2018 года в администрацию Покровского района Орловской области поступило предписание Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> о необходимости демонтажа рекламных конструкций, расположенных на земельном участке местоположением: <адрес>, д. <адрес>, за счет средств местного бюджета. Во исполнение указанного предписания администрацией П. <адрес> был заключен договор подряда на демонтаж рекламных конструкций с ИП Х. ДД.ММ.ГГГГ ИП Х., в рамках исполнения заключенного договора подряда, начал работу по демонтажу рекламных конструкций, однако Николаев А.В. не позволил подъехать к данным рекламным конструкциям. Ответчик утверждал, что рекламные конструкции принадлежат ему, однако, предписания на их демонтаж Николаев А.В. от Департамента не получал. Между тем, так как собственник рекламных конструкций не был известен, предписание Департаментом было вынесено юридическим лицам, чья собственность находится поблизости. Согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки, на которых находятся рекламные конструкции, действительно, принадлежат Николаеву А.В. Однако, ответчик, зная о предписании об их демонтаже с марта 2019г., добровольно не демонтировал указанные конструкции.
В судебное заседание Николаев А.В., надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В судебное заседание представители ООО «Альянсрегионинвест» и ООО «Покровские ворота», надлежаще извещенные о дате и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебное заседание представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, действующая по доверенности Сечкина Н.М., надлежаще извещенная о дате и времени слушания дела, не явилась, в заявлении, направленном в адрес суда просила рассмотреть иск в отсутствие представителя третьего лица. Представитель третьего лица полагает, что исковые требования администрации Покровского района Орловской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Департаментом в период действия полномочий, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Покровского района Орловской области не выдавались. Информация о ранее выданных органом местного самоуправления разрешений отсутствует. В связи с этим, было выдано предписание о демонтаже рекламных конструкций аффинированным лицам ООО «Альянсрегионинвест» и ООО «Покровские ворота». Предписание было направлено по юридическим адресам заказным письмом с уведомлением. ООО «Покровские ворота» предписание не получило и оно было возвращено отправителю. ООО «Альянсрегионинвест» предписание получено 11.07.2018г. и не оспорено. В этой связи в адрес администрации Покровского района направлено уведомление о необходимости осуществления действий по демонтажу рекламных конструкций за счет средств местного бюджета, в соответствии с требованиями части 21.2 статьи 19 Закона о рекламе. Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 20.08.2014г. № АК/33600/14 «О порядке демонтажа рекламных конструкций», демонтаж рекламной конструкции является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ.
На основании положений статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003г. N 38-ФЗ "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно частям 5, 5.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Согласно частям 9, 13 статьи 19 ФЗ "О рекламе", установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 статьи 19 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с пунктом 10 статьи 19 ФЗ "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 ФЗ "О рекламе").
Согласно части 21.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе", если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 настоящего закона обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В соответствии с частью 7 статьи 40 ФЗ "О рекламе", полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные Федеральным законом о рекламе, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно <адрес> от 22.12.2016г. № –ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> и органами государственной власти <адрес>», орган исполнительной государственной власти специальной компетенции <адрес>, уполномоченный <адрес> осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов <адрес> по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулированию этих решений, выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Николаеву А.В. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес>, д. Вторая В..
На земельных участках с кадастровыми номерами 57:18:0630101:30; 57:18:0630101:20 расположены четыре рекламные конструкции в виде двухсторонних отдельно стоящих щитов.
Вышеуказанные рекламные конструкции также принадлежат ответчику.
06.07.2018г. Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области было направлено ООО «Альянсрегионинвест» и ООО «Покровские ворота» предписание о демонтаже указанных рекламных конструкций, поскольку они установлены и эксплуатируются без разрешения, в нарушение положений Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что предписание Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области исполнено не было, главе Покровского района Орловской области 27.07.2018г. было направлено уведомление о необходимости демонтажа указанных рекламных конструкций за счет средств местного бюджета.
13.03.2019г. между администрацией Покровского района Орловской области и индивидуальным предпринимателем Х. был заключен договор подряда по демонтажу рекламных конструкций в д. Вторая В. П. <адрес>.
Судом установлено, что 13.03.2019г. ИП Х. совместно с сотрудниками администрации П. <адрес> была предпринята попытка проведения работ по демонтажу спорных рекламных конструкций. Однако, Николаев А.В. препятствовал проходу техники и работников ИП Х. на принадлежащие ему земельные участки.
В обоснование своих действий ответчик пояснил, что он как собственник рекламных конструкций не получал предписание об их сносе.
На предложение сотрудников администрации самостоятельно произвести демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций ответчик ответил отказом.
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями допрошенных в качестве свидетелей начальника участковых уполномоченных ИПДН ОМВД России по Покровскому району Орловской области С., специалиста администрации Покровского района Орловской области по решению вопросов местного значения городского поселения «П.» Ш.
29.03.2019г. в администрацию Покровского района Орловской области поступило письмо А.В.Николаева, из которого следует, что он не оспаривает принадлежность ему на праве собственности рекламных конструкций и земельных участков, на которых они расположены. Ответчик возражая против демонтажа спорных рекламных конструкций ссылается только на то, что он не получал предписание Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области об их демонтаже, при этом не ссылается на законность установки и эксплуатации данных рекламных конструкций.
Таким образом, судом, бесспорно, установлено, что рекламные конструкции, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу <адрес> и принадлежащие Николаеву А.В., установлены и эксплуатируются в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и подлежат демонтажу.
13.03.2019г. Николаев А.В. препятствовал истцу в проведении работ по демонтажу указанных рекламных конструкций, в связи с чем, исковые требований администрации Покровского района Орловской области об обязании Николаева А.В. не чинить препятствия в демонтаже рекламных конструкций являются законными и обоснованными.
То обстоятельство, что Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области предписание о демонтаже рекламных конструкций было направлено не Николаеву А.В., а ООО «Альянсрегионинвест» и ООО «Покровские ворота», не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку законом не установлен для данной категории спора обязательный досудебный порядок его урегулирования. Кроме того, ответчик по состоянию на март 2019г. знал о наличии предписания о демонтаже указанных рекламных конструкции. Однако, до дня вынесения решения не воспользовался своим правом самостоятельно демонтировать незаконно установленные конструкции, либо получить в установленном законом порядке разрешение на их эксплуатацию.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, истец, в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход Муниципального образования «Покровский район Орловской области» государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Покровского района Орловской области к Николаеву А. В. об обязании не чинить препятствия в демонтаже рекламных конструкций удовлетворить.
Обязать Николаева А. В., <данные изъяты> не чинить препятствий администрации Покровского района Орловской области в демонтаже рекламных конструкций в д. <адрес> вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №.
Взыскать с Николаева А. В. в доход бюджета МО «Покровский район Орловской области» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Покровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2019г.
Судья Н.Н.Ракова