В окончательной форме решение суда принято 17 апреля 2017 года
Дело № 2-1301/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 13 апреля 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Лемешко О.В., с участием истицы – Прокофьевой Л.И., представителя истцов – Юрченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Л. И., Ереминой Г. И. к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием третьего лица без самостоятельных исковых требований, - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании права на завершение оформления прав на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Прокофьева Л.И., Еремина Г.И. обратились в суд с иском к администрации города Ялты Республики Крым о признании за ними права на завершение процедуры получения и оформления прав на земельный участок ориентировочной площадью 0,0130 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) на землях Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес>, кадастровый №, внесенного в государственный кадастр недвижимости 27.04.2015 года.
Исковые требования мотивированы тем, что <дата> умерла их мать - ФИО 1 После ее смерти они вступили в права наследства. При жизни ФИО 1 обращалась с заявлением в Гурзуфский поселковый Совет о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на землях Гурзуфского поселкового совета. Решением 27-й сессии 5-го созыва от 05.08.2008 года № 3 Гурзуфского поселкового Совета ФИО 1 было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0130 га для строительства обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес>. В дальнейшем решениями Совета был утвержден генеральный план застройки земельного участка отводимого ФИО 1, а также повторно было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0130 га по вышеуказанному адресу. 27 апреля 2015 года на данный земельный участок был составлен кадастровый паспорт. Поскольку истцы являются наследниками первой очереди по закону, считают, что им также принадлежат все права и обязанности наследодателя применительно к данному земельному участку.
Истец Прокофьева Л.И. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Истец Еремина Г.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель истцов в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации города Ялты Республики Крым, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки представителя суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения истца и представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 27-й сессии 5-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 05 августа 2008 года № 3 ФИО 1 было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка в частную собственность ориентировочной площадью 0,0130 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений из земель Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес>
Решением 47-й сессии 5-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 16 июля 2010 года были внесены изменения в Решение № 3 27-й сессии 5-го созыва Гурзуфского поссовета от 05.08.2008, дополнив п.1.2 следующими пунктами:
«1.2.1. Утвердить генеральный план застройки земельного участка отводимого гр. ФИО 1 для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), площадью 0,0130га, по адресу<адрес>
1.2.2. Отнести данный земельный участок, в соответствии со ст.19 Земельного кодекса Украины, к категории земель - земли жилой и общественной застройки».
Решением 42-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 30 октября 2012 года № 04 было повторно дано разрешение ФИО 1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность на землях Гурзуфского поселкового совета, ориентировочной площадью 0,0130 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель Гурзуфского поселкового совета по адресу: <адрес> (справки и заключения, полученные на стадии оформления проекта отвода считать действительными).
На момент принятия указанного решения порядок оформления прав на земельные участки был установлен Земельным Кодексом Украины (далее – ЗК Украины).
Так, ч. ч. 1 и 2 ст. 116 ЗК Украины было определено, что граждане и юридические лица приобретают права собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Ст. 118 ЗК Украины был определен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, в соответствии с которой гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, которые рассматривают ходатайство в месячный срок и дают разрешение на составление проекта отвода земельного участка либо мотивированный отказ в даче такого разрешения.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение этих работ, в сроки, установленные соглашением сторон.
Районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации в соответствии с законом – после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В силу ст. 125 ЗК Украины, право собственности на земельный участок возникало с момента его государственной регистрации.
Гарантированное законодательством Украины право на приватизацию земельного участка, в соответствии с законодательством, действовавшем по состоянию на 18 марта 2014 года, являлось личным правом гражданина.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1,2,3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст. 13 Закона № 38-ЗРК закреплено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (ч. 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Судом установлено, что 21 апреля 2015 года ФИО 1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 129 кв.м. по адресу: <адрес> видом разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, приложив к заявлению соответствующие документы.
24 апреля 2015 года Департаментом был направлен запрос о земельном участке ФИО 1 в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым.
27 мая 2015 года начальнику Департамента был предоставлен ответ № 01.2-02/2847 об отсутствии в Департаменте архитектуры и градостроительства сведений о местоположении испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Судом установлено, что постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 18 сентября 2015 года № 1957-п было отказано ФИО 1 в предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка общей площадью 129 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с невыполнением пункта 4 решения 8-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 25.06.2015 № 39 «О некоторых вопросах проведения землеустройства на территории муниципального образования городской округ Ялта».
Судом установлено, что истцы Прокофьева Л.И. и Еремина Г.И. приходятся умершей дочерями и соответственно наследниками первой очереди по закону после ее смерти.
02 февраля 2016 года нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Максимцевой Е.С. было выдано Прокофьевой Л.И. и Ереминой Г.И. свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 38,0 кв.м., из нее жилой 26,5 кв.м. (по 1\2 доли каждой).
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности на земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца именно ответчиком.
Исковые (материально - правовые) требования должны соответствовать сути правонарушения, если оно имеется. Выбранный способ защиты права должен корреспондировать с характером допущенного непризнания, оспаривания или нарушения права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из анализа положений вышеуказанного закона № 38-ЗРК и разработанного в целях его реализации положений Порядка, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участки установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действовавших на 21.03.2014 года.
Истцы просят признать за ними право завершить оформление прав на получение бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0130 кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> ранее принадлежавшее их матери ФИО 1
Вместе с тем, судом установлено, что по результатам рассмотрения администрацией города Ялты Республики Крым заявления ФИО 1 (наследодателя истцов), ей было отказано в предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка общей площадью 129 кв.м, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Указанное постановление органа местного самоуправления в установленном законом порядке не оспорено, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав истцы в Администрацию города Ялта более не обращались.
Требований к Департаменту имущественных и земельных отношений, Администрации города Ялта как к участникам публичных правоотношений по ненадлежащему рассмотрению заявления ФИО 1 заявлено не было.
Таким образом, в отношениях между истцами и ответчиком судом не установлено какого-либо нарушения права истцов, которому корреспондирует избранный им способ защиты права.
С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Прокофьевой Л. И., Ереминой Г. И. к Администрации города Ялта Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова