Решение по делу № 2-6041/2023 от 08.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.

при секретаре ФИО3,

с участием прокурора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Тольятти, действующего в интересах ФИО1 к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в интересах истца ФИО1, обратился в суд с иском к администрации г.о. <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. В обоснование требований указал, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с составом семьи 1 человек. Указанное распоряжение не оспорено и не отменено. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, заместитель прокурора просил суд обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить истцу жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек. С учетом имеющихся не распределенных жилых помещений, приобретенных администрацией г.о. Тольятти в рамках исполнения Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансфера из областного бюджета местным бюджетам Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

Старший помощник прокурора г. Тольятти Самарской области ФИО4 в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, согласно представленного отзыва просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения администрации городского округа Тольятти признает в полном объеме, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица – Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представлен письменный отзыв согласно которому в исковых требованиях об обеспечении жилым помещением ФИО1 просил отказать, поскольку ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под номером 1698, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее нее, и к нецелевому расходованию бюджетных средств.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Тольятти Самарской области, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 28 декабря 2012 г. №135-ГД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статей 5,6,8 Закона Самарской области от 05 марта 2005 г. рождения №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 г. № 135-ГД предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 названной статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 г. № 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно распоряжению заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, с составом семьи 1 человек, с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.

ФИО1 обратилась в Администрацию г.о. Тольятти по вопросу обеспечения жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда на территории г.о. Тольятти, как следует из ответа администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, ей разъяснено, что она включена в список, однако ей будет предложено свободное жилое помещение после обеспечения ранее поставленных на обеспечение.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру города Тольятти с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту ее интересов по обеспечению ее жилым помещением.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ.

Согласно выписки из ЕГРН ФИО1 жилых помещений в собственности не имеет.

В материалы дела представлен ответ Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа Тольятти, с ДД.ММ.ГГГГ. Всего на ДД.ММ.ГГГГ в список включены 810 человек, из них 421 гражданин, достигший совершеннолетия, подлежит обеспечению жилым помещением, включая и ФИО1 Действующим законодательством не предусмотрено формирование очереди для данной категории граждан. Предоставление квартир должно осуществляться по достижении совершеннолетия либо с даты включения в Список, в случае обращения в орган местного самоуправления после достижения совершеннолетия. Право на обеспечение жилым помещением у ФИО1 возникло с даты включения в Список (ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из части 2 статьи 1 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 г. №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.

В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Учитывая, что действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена, то по достижении ФИО1 18 лет у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, которая на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД Списки формируются и ведутся органами местного самоуправления, на территории которых находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему Закону. Указанные списки дважды в год по состоянию на 1 января текущего года - в срок до 10 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 10 июля направляются органами местного самоуправления на бумажном носителе и в электронном виде в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, на основании представленных органами местного самоуправления списков формирует дважды в год сводный список по форме согласно приложению 3 к названному Закону и информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону и в срок до 5 февраля и до 5 августа направляет их в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности.

Таким образом, орган местного самоуправления, в лице администрации городского округа Тольятти, осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций. Следовательно, администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.

Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

До настоящего времени ФИО6 жилым помещением не обеспечена, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Тольятти имеющиеся перед истцом обязательства не исполняет, тем самым нарушает ее жилищные права. При этом обеспечение жильем детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, наличия свободного жилого фонда, а также финансовых средств на их приобретение.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не могут влиять на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Право ФИО6 на предоставление ей жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае у нее имеются, в связи с чем судом откланяется довод третьего лица, о том, что предоставление жилого помещения в внеочередном порядке по решению суда приведет к нарушению прав на жилище других детей сирот, включенных в список ранее, а также к нецелевому расходованию бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, признание иска ответчиком, а также принимая во внимание, что ФИО6 является лицом из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не обеспечена до настоящего времени жильем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора г. Тольятти Самарской области о возложении на Администрацию городского округа Тольятти обязанности предоставить ФИО6 жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.

Прокурор также просил обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Однако стороной истца не представлено обстоятельств, изложенных в ст. 212 ГПК, вследствие чего, суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

Кроме того, администрация г.о. Тольятти, как орган, на который возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенных жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма в силу статьи 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вправе исполнить решение суда в добровольном порядке, до вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования – удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Тольятти (ИНН , КПП , ОГРН ) предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан ГУ МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ) жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В.Сураева    

2-6041/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Закатина Виктория Павловна
Прокуратура г.Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Министерство строительства Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Подготовка дела (собеседование)
19.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.11.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее