Решение по делу № 2-18/2015 (2-741/2014;) от 06.11.2014

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Баязитовой О.Ю.,

при секретаре Першиной И.В.,

с участием истца Останина В.П.,

представителя ответчика ГКУ «Управление социальной защиты населения №5» Роговой С.А.,

рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Останина Валерия Петровича к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 5» о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Останин В.П. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения по Курганской области в лице филиала – Отдела социальной защиты населения по Юргамышскому району о взыскании денежных средств. Указывает, что органы социальной защиты не в полном объеме выплачивают положенные ему в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов РФ» социальные выплаты. Просил суд взыскать с ответчика задолженность за период 2013-2014 года деньги в сумме 23633 рубля. В дальнейшем исковые требования увеличил, просил взыскать с ответчика денежные средства в сумме 27769 рублей.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца ответчик Главное управление социальной защиты населения по Курганской области в лице филиала – Отдела социальной защиты населения по Юргамышскому району был заменен на Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 5».

Определениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Юргамышском районе и Главное управлении социальной защиты населения Курганской области.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ранее он получал социальные денежные выплаты как ветеран труда. В 2010 году ему оформили группу инвалидности. Так как у него возникли основания для получения социальных выплат по категориям, как ветеран труда и как инвалид, он выбрал выплаты в связи с инвалидностью, так как они поступают из федерального бюджета и индексируются. В настоящее время органы социальной защиты не выплачивают ему выплаты из федерального бюджета. Считает, что ему должны выплачивать постоянную сумму в размере 580 рублей, а с учетом индексации сумма выплаты должна составлять 1700 рублей в месяц.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 5» Рогова С.А. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась полностью, считает их необоснованными. Пояснила что в Курганской области с 2008 по 2012 год жилищно-коммунальные выплаты (далее – ЖКВ) рассчитывались исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, с учетом состава семьи, социальной нормы площади жилого помещения. Фактические начисления по оплате коммунальных услуг при этом не учитывались. С 1 января 2013 года расчет ЖКВ стал производиться на основании сведений о фактических начислениях по оплате коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года № 594 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» расчет ЖКВ производится в размере 50 % от размера площади жилого помещения приходящейся на самого льготника. В состав размера ЖКВ входит оплата коммунальных услуг по отоплению, газоснабжению и электроснабжению. Размер ЖКВ у каждого льготника индивидуален, зависит от фактических затрат на коммунальные услуги. Расчет размера ЖКВ осуществляется на основании сведений, поступающих от поставщиков коммунальных услуг, либо их представляют сами получатели выплат. Останин В.П. отказывается представлять им документы, подтверждающие его фактические расходы на оплату коммунальных услуг.

Представитель третьего лица ГУ УПФР в Юргамышском районе в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, представил письменное возражение на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями не согласился, указал что форма предоставления ЖКВ определена постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 года № 594 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Расчет ЖКВ производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц предшествующий месяцу начисления ЖКВ. Сведения о фактических начислениях могут предоставляться, в том числе, и организациями, оказывающими коммунальные услуги. В случае если получатель ЖКВ не согласен с размером выплачиваемой ему ЖКВ, он вправе обратиться с заявлением о перерасчете ЖКВ с приложением документов подтверждающих фактически произведенные расходы. Останин В.П. является получателем ЖКВ по категории «инвалид», при этом размер ЖКВ рассчитывается в размере 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги, приходящееся на долю истца (от 1/2, т.к. семья Останина состоит из 2 человек). В состав ЖКВ входит оплата коммунальных услуг по отоплению, газоснабжению и электроснабжению. Расчет размера ЖКВ осуществляется на основании сведений, поступающих от поставщиков указанных коммунальных услуг (ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» и ООО «Межрегионгаз»), о фактических начислениях по оплате коммунальных услуг. С заявлением о перерасчете истец не обращался. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

С учетом мнения истца и представителя ответчика суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, суд полагает в удовлетворении исковых требований Останина В.П. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 5» о взыскании денежных средств отказать, по следующим правовым и фактическим основаниям.

Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых людей, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.ст. 7, 39); защита прав и свобод человека и социальная защита являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов закреплено что, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В силу ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012года № 594 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", вступившим в силу 1 января 2013 года, утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Правила).

Настоящие Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан определяют порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Курганской области в виде жилищно-коммунальной выплаты (далее – ЖКВ).

Согласно п. 3 Правил, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ЖКВ назначается инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере 50 % оплаты жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии с Правилами гражданам, имеющим одновременно право на получение ЖКВ в соответствии с Правилами и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом по их выбору (п. 4).

Размер ЖКВ определяется исходя из объема мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для категорий граждан, указанных в п. 2 Правил.

В случаях, предусмотренных законодательством, расчет ЖКВ производится с учетом нормативов потребления коммунальных услуг и социальной нормы площади жилого помещения, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации или установленных органом исполнительной власти Курганской области в сфере государственного регулирования цен и тарифов, уполномоченным Правительством Курганской области (далее - уполномоченный орган), в пределах занимаемой общей площади жилого помещения (п. 17).

Расчет ЖКВ производится на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм ЖКВ (п. 18).

При проживании в жилом помещении нескольких граждан, в том числе получателей ЖКВ, расчет ЖКВ осуществляется с учетом площади жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, приходящихся на каждого проживающего в нем гражданина (п. 22).

Перерасчет размера ЖКВ производится в следующих случаях:

1) несоответствия размера ЖКВ, рассчитанного органом социальной защиты населения на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, полученных от организаций или получателя, размеру ЖКВ, рассчитанному исходя из фактических расходов получателя ЖКВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, содержащихся в представленных получателем ЖКВ документах, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - за период, указанный в заявлении получателя ЖКВ, не более чем за один год, но не ранее возникновения права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2) при наступлении у получателя ЖКВ обстоятельств, влекущих изменение размера ЖКВ (изменение количества проживающих в жилом помещении, размеров площади жилого помещения, формы собственности (для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних), типа жилого помещения, степени благоустройства жилого помещения, вида отопления), - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

В случае несвоевременного уведомления получателем ЖКВ о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера, перерасчет размера ЖКВ в сторону увеличения производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель ЖКВ в письменной форме известил орган социальной защиты населения об этих обстоятельствах;

3) при изменении тарифов, цен и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, - с даты вступления в силу соответствующих изменений (п. 26).

Суммы ЖКВ выплачиваются в месяце, следующем за месяцем начисления ЖКВ (п. 30).

ЖКВ производится через организации федеральной почтовой связи или кредитные организации с возмещением расходов указанных организаций на перечисление сумм получателю за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (п. 31).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что Останин В.П. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ, как инвалид 3 группы, проживает в индивидуальном жилом доме с супругой, для коммунально-бытовых нужд использует природный газ и электроэнергию, что подтверждается справкой об инвалидности от 19 февраля 2011 года, материалами его личного дела получателя социальной поддержки № 201957, договором купли-продажи электрической энергии № 1780, договором поставки природного газа абоненту № 10048033.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что является инвалидом 2 группы, считает что ему, как и Останину В.П., органы социальной защиты не выплачивают выплаты из федерального бюджета.

До вступления в силу Правил (1 января 2013 г.) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг оказывались в виде ежемесячной денежной выплаты, высчитанной на основании региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 8 февраля 2005г. № 33"О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан". Истцу эта денежная выплата на 1 января 2013 года была рассчитана в размере 884 рублей 06 копеек. По информации о произведенных выплатах, представленной ответчиком, выплаченная по региональным стандартам сумма ЖКВ за три месяца превысила 50 % от фактических расходов, на оплату жилищно-коммунальных услуг за этот же период, поэтому в апреле 2013 года был произведен перерасчет в соответствии с п.п. 18, 26 Правил. Всего за период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 году истцу была насчитана и получена ЖКВ в размере 10534 рубля 56 копеек.

Согласно справке предоставленной компанией «Энергосбыт» - филиал ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» Останин В.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвел оплату за потребленную электроэнергию в размере 9128 рублей 54 копейки.

По сведениям предоставленным ООО «Газпром межрегионгаз Курган» истцу за тот же период за потребленный природный газ было начислено и им оплачено 16439 рублей 73 копейки.

Таким образом, Останиным В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату коммунальных услуг было затрачено 25568 рублей 27 копеек.

В соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами размер ЖКВ рассчитывается следующим образом: сумма, выплаченная за коммунальные услуги, делится на количество лиц проживающих в жилом помещении и умножается на 50 %, т.е. 25568,27/2*50 %=6392,0675. Соответственно, с учетом округления, сумма ЖКВ у Останина в оспариваемом им периоде составляет 6392 рубля 07 копеек, что меньше суммы уже им полученной.

По сведениям ответчика поставщик электрической энергии представлял им информацию в виде электронных файлов, о том, что в спорном периоде Останин произвел оплату за потребленную электроэнергию в размере 4853 рубля 50 копеек, поставщик природного газа предоставил информацию об оплате истцом природного газа на сумму 15102 рубля 13 копеек. Всего по сведениям поставщиков коммунальных услуг предоставленных ими в электронном виде, истцом была произведена оплата на сумму 19955 рублей 63 копейки.

При расчете ЖКВ от данной суммы, по выше указанной формуле, её размер с учетом округления составляет 19955,63/2*50%=4988 рублей 91 копейка, что так же меньше суммы уже полученной Останиным. Перерасчет ЖКВ не производился.

В судебном заседании Останин В.П. представил 23 кассовых чека о произведенной им оплате природного газа и 26 кассовых чеков о произведенной им оплате потребленной электроэнергии. При этом четыре чека № № 35122, 35121, 21847, 21846 оплачены в 2015 году, выплаты в данный период истцом не оспариваются, в связи с чем указанные в них суммы в расчет судом не берутся. Всего по чекам, оплаченным в 2013 и 2014 годах Останиным были выплачены следующие суммы: за природный газ 16291 рубль 87 копеек, за электрическую энергию 9128 рублей 54 копейки, а всего в сумме 25420 рублей 41 копейка.

При расчете ЖКВ от данной суммы, по установленной формуле, её размер с учетом округления составляет 25420,41/2*50%=6355 рублей 10 копеек, что так же меньше суммы уже ему начисленной и им полученной.

Иных сведений о произведенных коммунальных платежах истцом ни ответчику, ни суду не предоставлено.

Расчет истца, согласно которому сумма ЖКВ в оспариваемом периоде должна составить 37224 рубля 5 копеек, задолженность составляет 27763 рубля, не основан не на действующем Федеральном законодательстве, ни на нормативных правовых актах субъекта РФ Курганская область. Доводы истца о положенной ему фиксированной сумме ЖКВ в размере 580 рублей в месяц и индексации её до 1700 рублей ошибочны и не состоятельны.

Иного расчета, а так же документов подтверждающих оплату истцом коммунальных платежей в большем размере, суду не представлено.

В ходе судебного разбирательства каких-либо неправомерных действий нарушающих права истца по компенсации жилищно-коммунальных выплат судом не установлено. Государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения № 5» меры социальной поддержки предоставлялись Останину В.П. в соответствии с действующим законодательством.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Останина В.П. к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 5» о взыскании задолженности за период 2013-2014 года в сумме 27769 рублей, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Останина Валерия Петровича к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 5» о взыскании денежных средств – отказать за необоснованностью.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья: Баязитова О.Ю.

2-18/2015 (2-741/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Останин В.П.
Ответчики
ОСЗН
Суд
Юргамышский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
yurgamyshsky.krg.sudrf.ru
06.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2014Передача материалов судье
06.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2014Подготовка дела (собеседование)
03.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Судебное заседание
03.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее