Решение по делу № 33-555/2023 от 31.05.2023

Председательствующий – Албанчинова К.В.

дело № 33-555

номер дела в суде первой инстанции 2-354/2023

УИД 02RS0005-01-2023-000193-93

строка статистической отчетности 2.171

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гришковой Надежды Борисовны на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 года, которым

в удовлетворении исковых требований Гришковой Надежды Борисовны (паспорт серии , выдан Турочакским РОВД <дата>) к АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» (ИНН 0411167158, ОГРН 11340411005559) об обязании произвести перерасчет и освободить от оплаты ТБО, отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гришкова Н.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она проживает по <адрес> в <адрес> Республики Алтай. С мая 2021 года ей начислена плата за ТКО из количества 6 человек, хотя по указанному адресу фактически проживает 2 человека. Подобная ситуация по адресу: <адрес> в <адрес>, где проживала её мама. Мама проживала одна, а начисляли за 3-х человек. Истец обращалась к оператору с заявлением о внесении изменений по лицевому счету, однако, ей пояснили, что согласно полученным сведениям по её адресу числится 6 человек и перерасчет невозможен. По законодательству оплата рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Кроме того, плата вносится на основании платежных документов, которые региональным оператором не предоставлялись, АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» услуги оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику. Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет за оплату ТБО по указанным адресам согласно количеству человек, фактически проживающих в жилых помещениях и освободить её от оплаты ТБО в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, указывая, что доказательств, подтверждающих, что по спорным адресам проживали 6 и 3 человека ответчиком не представлено. Судом неверно применен п.91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, ответчик не извещал потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, публичный договор не размешался и не публиковался в установленном законом порядке. О ненадлежащем оказании услуг заявить в аварийно-диспетчерскую службу ответчика было невозможно по причине отсутствия у АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» аварийно-диспетчерской службы. Требования о расторжении договора истцом не заявлялись, суд вышел за рамки заявленных требований. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, однако, региональным оператором такие документы не предоставлялись. Услуги АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику. Судом не дана оценка доводам истца о необходимости истребовать и исследовать сведения «Глонасс». Судом не истребованы дополнительные материалы о том, что ФИО7 проживает со своей семьей в другом помещении, где оплачивает за коммунальные услуги, за его семью происходило начисление по двум адресам. Также судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в несвоевременном направлении копии решения суда и ненаправлении копии решения суда по юридическому адресу ответчика.

На апелляционную жалобу представителем АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» принесены возражения, в которых представитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах своего отсутствия судебную коллегию не уведомил, об отложении рассмотрения жалобы не просил, ходатайства об участии в судебном заседании путем организации видео-конференцсвязи не заявил.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положениями ч. 11 ст. 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пп. 1, 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу ч. 6 ст. 13.4. ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч.ч. 1, 2 ст. 24.6. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Частью 1 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ч. 2 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с ч. 4 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156), которым утверждена и форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156, в том числе о количестве проживающих. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии п. 148 (34) главы XI (1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В соответствии пп. д п. 31 главы IV постановления № 354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

В силу подп. з п. 34 постановления, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с подп. б) п. 148(25) постановления, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.

В соответствии с п. 148 (36) постановления, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В пункте 148 (24) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу п. 148 (22) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148 (44) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Пунктом 91 этого постановления установлены условия перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Согласно п. п. 91, 92, в заявлении на перерасчет платы в связи с отсутствием потребителя указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В силу п. 93 документы должны быть подписаны уполномоченным лицом.

Таким образом, утвержденными этим постановлением Правилами предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае изменения числа постоянно и временно проживающих лиц в жилом помещении.

В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации) (п. 27 постановления).

Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 37).

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой <адрес> в <адрес> Республики Алтай находится в собственности ФИО8, истец Гришкова Н.Б. проживает и зарегистрирована с супругом ФИО8 по данному адресу.

Согласно адресной справке миграционного пункта межмуниципального отдела МВД России «Турочакский» от <дата>, <дата> сняты с регистрационного учета по месту жительства с вышеуказанного адреса ФИО9, ФИО7, ФИО9, ФИО10

Жилой <адрес> в <адрес> Республики Алтай до <дата> находился в собственности матери истца – ФИО11 Согласно свидетельству о праве на наследство от <дата> наследниками имущества ФИО16 по 1/3 доли являются дочь Гришкова Н.Б., сын ФИО12, внук ФИО13 Наследственное имущество состоит из жилого <адрес> в <адрес> и земельного участка по указанному адресу.

<дата> между АУ «Кызыл-Озек-Сервис» и Министерством регионального развития Республики Алтай заключено соглашение №1/2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Горно-Алтайска, Майминского, Чемальского, Чойского, Турочакского районов.

С <дата> коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорным адресам осуществляет АУ «Кызыл-Озек-Сервис».

<дата> на официальном сайте АУ «Кызыл-Озек-Сервис» региональным оператором размещено предложение о заключении договора (оферты) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, что подтверждено ответом АУ «Кызыл-Озек-Сервис» и скриншотом страницы сайта, представленным по запросу судебной коллегии. Указанное свидетельствует о выполнении региональным оператором обязанности по извещению потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(8) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от <дата> № 1156, в том числе о количестве зарегистрированных, проживающих лиц.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ГК РФ о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ). Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, его форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».

В связи с не направлением региональному оператору заявки потребителя и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует считать заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 25.06.2021 г.

В соответствии с п. «б» п. 41 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. №1156, в течение 10 дней со дня определения нового регионального оператора ООО «Коммунальщик», прекративший свою деятельность в качестве регионального оператора, должен передать ответчику все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров.

Количество проживающих является существенным условием, определяющим расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из справок АУ «Кызыл-Озек-Сервис» установлено, что начисления за услуги по обращению с ТКО по адресу <адрес> в <адрес> производились на троих человек, по адресу <адрес> в <адрес> - на шестерых человек.

Как указано выше, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключен между сторонами на условиях типового договора, истцом не были направлены региональному оператору необходимые документы, в том числе о количестве зарегистрированных и проживающих лиц, в связи с чем, АУ «Кызыл-Озек-Сервис, производя начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, руководствовалось данными, переданными им ООО «Коммунальщик». Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доказательств тому, что с предыдущим региональным оператором истцом расторгнут договор об оказании услуг, в нарушение ст. 56 ГПК РФ Гришковой Н.Б. не представлено.

Как указано ранее, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на потребителях и собственниках лежит обязанность об информировании исполнителя услуги о числе граждан (как увеличении, так и уменьшении) проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней наступления таких изменений. Указанным постановлением установлены основания и порядок для перерасчета платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО.

В случае, если начисления являются некорректными, потребитель должен обратиться с письменным заявлением и подтверждающими документами к региональному оператору, на основании чего вносятся изменения о количестве проживающих в лицевой счет потребителя, делается перерасчет, в соответствии с пп. 91-95 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

11.08.2022 г. Гришкова Н.Б. обратилась в АУ «Кызыл-Озек-Сервис» c заявлением o перерасчете размера платы за ТБО, приложив к заявлению справки из похозяйственной книги сельской администрации Турочакского сельского поселения МО «Турочакский район» Республики Алтай o количестве проживающих: от <дата> на жилое помещение <адрес>, содержащую сведения о 2х проживающих лицах, от <дата> на жилое помещение <адрес>, содержащую сведения об одном проживающем лице.

В связи с обращением Гришковой Н.Б. с заявлением и необходимыми документами, АУ «Кызыл-Озек-Сервис» произведено начисление платы за ТБО по вышеуказанным жилым помещениям начиная c <дата> исходя из количества проживающих лиц.

Таким образом, ответчик рассмотрел и удовлетворил требования истца по его заявлению и указал, что начисление платы за ТКО с 01.08.2022 г. будет производиться на 2х проживающих по <адрес> и на 1 проживающего по <адрес>.

Поскольку изменение количества проживающих лиц не являлось временным отсутствием проживающих, заявление о перерасчете платы и документы, свидетельствующие об изменении количества проживающих лиц, подано в августе 2022 г., оснований для перерасчета платы за ТКО за период c <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, y ответчика не имелось.

В силу положений ст. 39 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 157 ЖК РФ, правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен п. п. 105 - 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Пунктом 105 Правил установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от <дата> № АПЛ14-343) из содержания п. п. 105, 106 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что в них прописана процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, а также порядок регистрации этого сообщения с указанием обязательных сведений, сообщаемых при регистрации как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.

Таким образом, как правильно указал суд, Правилами установлена процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, причем, одним из установленных данными правилами способом.

Обязанность доказать факт непредставления услуги надлежащего качества и нарушение прав истца непредставлением АУ «Кызыл-Озек-Сервис» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, надлежащего качества в рассматриваемом случае возлагается на истца.

Довод жалобы о невозможности заявить о ненадлежащем оказании услуг в АУ «Кызыл-Озек-сервис» по причине отсутствия у последнего аварийно-диспетчерской службы внимания не заслуживает и отмену решения суда не влечет.

Согласно информации АУ «Кызыл-Озек-сервис», в штате учреждения имеется единица диспетчера, ответственного за прием устных обращений, в том числе по телефонной связи о ненадлежащем указании услуг. На официальном сайте aukos@inbox.ru в разделе Контакты указан номер телефона диспетчера.

Как установлено судом, претензий, сообщений в устной или письменном форме по поводу оказания услуги региональным оператором ненадлежащего качества в период c <дата> по <дата> в АУ «Кызыл-Озек-сервис» от истца Гришковой Н.Б. не поступало, в то время как в случае получения услуги ненадлежащего качества истец имела возможность своевременно зафиксировать факт нарушения своего права, в том числе путем устного обращения по номеру телефона диспетчера АУ «Кызыл-Озек-сервис».

Факт реального оказания региональным оператором АУ «Кызыл-Озек-сервис» услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в период c <дата> по <дата> и ее качественного оказания, был установлен судом на основании отсутствия претензий в установленном законом порядке по качеству оказываемых услуг со стороны истца и лиц, зарегистрированных и проживающих наряду с ним в жилом доме, к региональному оператору, отсутствия доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

Довод апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, выразившихся в не истребовании и не исследовании в судебном заседании сведений «Глонасс» судебная коллегия находит подлежащим отклонению, как несостоятельный, поскольку судом первой инстанций, как то следует из протокола судебного заседания, такого ходатайства истца не разрешалось ввиду его отсутствия. Просительная часть иска такого ходатайства также не содержит.

По информации, представленной ответчиком по запросу судебной коллегии, система «Глонасс» на мусоровывозящей технике установлена в феврале 2023 г. Маршрутный журнал с информацией о выполнении вывоза ТКО мусоровывозящей техникой в с. Турочак в АУ «Кызыл-Озек-сервис» не ведется, в подтверждение оказания услуг по вывозу ТКО ответчиком представлены путевые листы.

Вопреки доводам жалобы, данных о том, что услугу по обращению с ТКО АУ «Кызыл-Озек-сервис» оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику, материалы дела не содержат, потому доводы апелляционной жалобы Гришковой Н.Б. об обратном, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как необоснованные.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ. Не проживание в жилом помещении не освобождает собственника от обязанности оплачивать коммунальные услуги, нести бремя его содержания, что соответствует положениям ст. 210 ГК РФ, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ своевременное внесение оплаты за жилищно-коммунальные услуги является обязанностью собственников помещений.

Пункты 1, 2 статьи 155 ЖК РФ, которыми предусмотрены основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не содержат такого основания для освобождения от исполнения обязанности по внесению указанных платежей как неполучение или несвоевременное получение платежных документов.

Обязанность по оплате указанных услуг возникает независимо от факта получения собственником помещения платежных документов.

Действуя добросовестно, истец как пользователь услуги или собственник жилого помещения для исполнения своей обязанности по оплате коммунальных услуг могли обратиться за получением счетов на оплату. Доказательств объективных непреодолимых препятствий, которые не позволили истцу исполнить обязательство по оплате коммунальных услуг, материалы дела не содержат.

Из информации, представленной ответчиком по запросу судебной коллегии следует, что между АУ «Кызыл-Озек-сервис» и АО «Алтайэнергосбыт» заключен агентский договор от <дата>, по которому агент берет на себя организацию и проведение работы по формированию и печати платежных документов, оказываемых принципалом услуг в отношении потребителей принципала, на основании производимых принципалом расчетов (начислений). Физическим лицам ежемесячно направляются квитанции об оплате за коммунальные услуги по электроснабжению и вывозу ТКО на бумажном носителе либо в электронном виде на электронную почту.

Кроме того, из текста апелляционной жалобы следует, что Гришковой Н.Б. приходят уведомления в виде СМС-сообщений о необходимости оплаты услуги по вывозу ТКО.

Довод апеллянта о проживании семьи Нечаева Р.А. в другом жилом помещении не влияет на выводы суда, поскольку до августа 2022 г. истец не обращалась к ответчику с заявлением о некорректных начислениях за предоставляемую услугу, а согласно справке миграционного пункта межмуниципального отдела МВД России «Турочакский» от 13.03.2023 г., семья Нечаева Р.А., состоящая из 4х человек, была зарегистрирована по адресу: <адрес> в <адрес> Республики Алтай до 06.10.2022 г.

Вопреки доводам жалобы решение суда не содержит выводов о расторжении договора, потому суждение истца о выходе суда за рамки заявленных исковых требований, основано на ошибочном толковании норм права.

Относительно доводов апелляционной жалобы о направлении копии решения суда истцу с нарушением сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, то они не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не привели к принятию неправосудного судебного постановления. Эти обстоятельства могут рассматриваться судом как причины пропуска процессуального срока при разрешении соответствующего ходатайства о восстановлении срока на обжалование судебного акта и в случае признания их уважительными явиться основанием к его восстановлению.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришковой Надежды Борисовны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий С.Н. Чертков

Судьи О.А. Шнайдер

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2023 года.

Председательствующий – Албанчинова К.В.

дело № 33-555

номер дела в суде первой инстанции 2-354/2023

УИД 02RS0005-01-2023-000193-93

строка статистической отчетности 2.171

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2023 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.,

при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гришковой Надежды Борисовны на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 года, которым

в удовлетворении исковых требований Гришковой Надежды Борисовны (паспорт серии , выдан Турочакским РОВД <дата>) к АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» (ИНН 0411167158, ОГРН 11340411005559) об обязании произвести перерасчет и освободить от оплаты ТБО, отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гришкова Н.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она проживает по <адрес> в <адрес> Республики Алтай. С мая 2021 года ей начислена плата за ТКО из количества 6 человек, хотя по указанному адресу фактически проживает 2 человека. Подобная ситуация по адресу: <адрес> в <адрес>, где проживала её мама. Мама проживала одна, а начисляли за 3-х человек. Истец обращалась к оператору с заявлением о внесении изменений по лицевому счету, однако, ей пояснили, что согласно полученным сведениям по её адресу числится 6 человек и перерасчет невозможен. По законодательству оплата рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Кроме того, плата вносится на основании платежных документов, которые региональным оператором не предоставлялись, АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» услуги оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику. Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет за оплату ТБО по указанным адресам согласно количеству человек, фактически проживающих в жилых помещениях и освободить её от оплаты ТБО в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, указывая, что доказательств, подтверждающих, что по спорным адресам проживали 6 и 3 человека ответчиком не представлено. Судом неверно применен п.91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, ответчик не извещал потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, публичный договор не размешался и не публиковался в установленном законом порядке. О ненадлежащем оказании услуг заявить в аварийно-диспетчерскую службу ответчика было невозможно по причине отсутствия у АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» аварийно-диспетчерской службы. Требования о расторжении договора истцом не заявлялись, суд вышел за рамки заявленных требований. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, однако, региональным оператором такие документы не предоставлялись. Услуги АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику. Судом не дана оценка доводам истца о необходимости истребовать и исследовать сведения «Глонасс». Судом не истребованы дополнительные материалы о том, что ФИО7 проживает со своей семьей в другом помещении, где оплачивает за коммунальные услуги, за его семью происходило начисление по двум адресам. Также судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в несвоевременном направлении копии решения суда и ненаправлении копии решения суда по юридическому адресу ответчика.

На апелляционную жалобу представителем АУ «Кызыл-Озёк-Сервис» принесены возражения, в которых представитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах своего отсутствия судебную коллегию не уведомил, об отложении рассмотрения жалобы не просил, ходатайства об участии в судебном заседании путем организации видео-конференцсвязи не заявил.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положениями ч. 11 ст. 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с пп. 1, 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу ч. 6 ст. 13.4. ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (ч.ч. 1, 2 ст. 24.6. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Частью 1 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (ч. 2 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст. 24.7. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (ч. 2 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с ч. 4 ст. 24.10. ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156), которым утверждена и форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156, в том числе о количестве проживающих. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии п. 148 (34) главы XI (1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В соответствии пп. д п. 31 главы IV постановления № 354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

В силу подп. з п. 34 постановления, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.

В соответствии с подп. б) п. 148(25) постановления, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.

В соответствии с п. 148 (36) постановления, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В пункте 148 (24) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу п. 148 (22) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148 (44) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Пунктом 91 этого постановления установлены условия перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Согласно п. п. 91, 92, в заявлении на перерасчет платы в связи с отсутствием потребителя указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В силу п. 93 документы должны быть подписаны уполномоченным лицом.

Таким образом, утвержденными этим постановлением Правилами предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае изменения числа постоянно и временно проживающих лиц в жилом помещении.

В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации) (п. 27 постановления).

Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 37).

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой <адрес> в <адрес> Республики Алтай находится в собственности ФИО8, истец Гришкова Н.Б. проживает и зарегистрирована с супругом ФИО8 по данному адресу.

Согласно адресной справке миграционного пункта межмуниципального отдела МВД России «Турочакский» от <дата>, <дата> сняты с регистрационного учета по месту жительства с вышеуказанного адреса ФИО9, ФИО7, ФИО9, ФИО10

Жилой <адрес> в <адрес> Республики Алтай до <дата> находился в собственности матери истца – ФИО11 Согласно свидетельству о праве на наследство от <дата> наследниками имущества ФИО16 по 1/3 доли являются дочь Гришкова Н.Б., сын ФИО12, внук ФИО13 Наследственное имущество состоит из жилого <адрес> в <адрес> и земельного участка по указанному адресу.

<дата> между АУ «Кызыл-Озек-Сервис» и Министерством регионального развития Республики Алтай заключено соглашение №1/2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Горно-Алтайска, Майминского, Чемальского, Чойского, Турочакского районов.

С <дата> коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорным адресам осуществляет АУ «Кызыл-Озек-Сервис».

<дата> на официальном сайте АУ «Кызыл-Озек-Сервис» региональным оператором размещено предложение о заключении договора (оферты) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, что подтверждено ответом АУ «Кызыл-Озек-Сервис» и скриншотом страницы сайта, представленным по запросу судебной коллегии. Указанное свидетельствует о выполнении региональным оператором обязанности по извещению потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(8) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами от <дата> № 1156, в том числе о количестве зарегистрированных, проживающих лиц.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ГК РФ о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ). Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, его форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».

В связи с не направлением региональному оператору заявки потребителя и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правила обращения с твердыми коммунальными отходами от 12.11.2016 № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следует считать заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 25.06.2021 г.

В соответствии с п. «б» п. 41 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. №1156, в течение 10 дней со дня определения нового регионального оператора ООО «Коммунальщик», прекративший свою деятельность в качестве регионального оператора, должен передать ответчику все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров.

Количество проживающих является существенным условием, определяющим расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из справок АУ «Кызыл-Озек-Сервис» установлено, что начисления за услуги по обращению с ТКО по адресу <адрес> в <адрес> производились на троих человек, по адресу <адрес> в <адрес> - на шестерых человек.

Как указано выше, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключен между сторонами на условиях типового договора, истцом не были направлены региональному оператору необходимые документы, в том числе о количестве зарегистрированных и проживающих лиц, в связи с чем, АУ «Кызыл-Озек-Сервис, производя начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, руководствовалось данными, переданными им ООО «Коммунальщик». Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доказательств тому, что с предыдущим региональным оператором истцом расторгнут договор об оказании услуг, в нарушение ст. 56 ГПК РФ Гришковой Н.Б. не представлено.

Как указано ранее, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на потребителях и собственниках лежит обязанность об информировании исполнителя услуги о числе граждан (как увеличении, так и уменьшении) проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней наступления таких изменений. Указанным постановлением установлены основания и порядок для перерасчета платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО.

В случае, если начисления являются некорректными, потребитель должен обратиться с письменным заявлением и подтверждающими документами к региональному оператору, на основании чего вносятся изменения о количестве проживающих в лицевой счет потребителя, делается перерасчет, в соответствии с пп. 91-95 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

11.08.2022 г. Гришкова Н.Б. обратилась в АУ «Кызыл-Озек-Сервис» c заявлением o перерасчете размера платы за ТБО, приложив к заявлению справки из похозяйственной книги сельской администрации Турочакского сельского поселения МО «Турочакский район» Республики Алтай o количестве проживающих: от <дата> на жилое помещение <адрес>, содержащую сведения о 2х проживающих лицах, от <дата> на жилое помещение <адрес>, содержащую сведения об одном проживающем лице.

В связи с обращением Гришковой Н.Б. с заявлением и необходимыми документами, АУ «Кызыл-Озек-Сервис» произведено начисление платы за ТБО по вышеуказанным жилым помещениям начиная c <дата> исходя из количества проживающих лиц.

Таким образом, ответчик рассмотрел и удовлетворил требования истца по его заявлению и указал, что начисление платы за ТКО с 01.08.2022 г. будет производиться на 2х проживающих по <адрес> и на 1 проживающего по <адрес>.

Поскольку изменение количества проживающих лиц не являлось временным отсутствием проживающих, заявление о перерасчете платы и документы, свидетельствующие об изменении количества проживающих лиц, подано в августе 2022 г., оснований для перерасчета платы за ТКО за период c <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, y ответчика не имелось.

В силу положений ст. 39 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 157 ЖК РФ, правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям, изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен п. п. 105 - 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Пунктом 105 Правил установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от <дата> № АПЛ14-343) из содержания п. п. 105, 106 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что в них прописана процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, а также порядок регистрации этого сообщения с указанием обязательных сведений, сообщаемых при регистрации как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.

Таким образом, как правильно указал суд, Правилами установлена процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, причем, одним из установленных данными правилами способом.

Обязанность доказать факт непредставления услуги надлежащего качества и нарушение прав истца непредставлением АУ «Кызыл-Озек-Сервис» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, надлежащего качества в рассматриваемом случае возлагается на истца.

Довод жалобы о невозможности заявить о ненадлежащем оказании услуг в АУ «Кызыл-Озек-сервис» по причине отсутствия у последнего аварийно-диспетчерской службы внимания не заслуживает и отмену решения суда не влечет.

Согласно информации АУ «Кызыл-Озек-сервис», в штате учреждения имеется единица диспетчера, ответственного за прием устных обращений, в том числе по телефонной связи о ненадлежащем указании услуг. На официальном сайте aukos@inbox.ru в разделе Контакты указан номер телефона диспетчера.

Как установлено судом, претензий, сообщений в устной или письменном форме по поводу оказания услуги региональным оператором ненадлежащего качества в период c <дата> по <дата> в АУ «Кызыл-Озек-сервис» от истца Гришковой Н.Б. не поступало, в то время как в случае получения услуги ненадлежащего качества истец имела возможность своевременно зафиксировать факт нарушения своего права, в том числе путем устного обращения по номеру телефона диспетчера АУ «Кызыл-Озек-сервис».

Факт реального оказания региональным оператором АУ «Кызыл-Озек-сервис» услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в период c <дата> по <дата> и ее качественного оказания, был установлен судом на основании отсутствия претензий в установленном законом порядке по качеству оказываемых услуг со стороны истца и лиц, зарегистрированных и проживающих наряду с ним в жилом доме, к региональному оператору, отсутствия доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.

Довод апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, выразившихся в не истребовании и не исследовании в судебном заседании сведений «Глонасс» судебная коллегия находит подлежащим отклонению, как несостоятельный, поскольку судом первой инстанций, как то следует из протокола судебного заседания, такого ходатайства истца не разрешалось ввиду его отсутствия. Просительная часть иска такого ходатайства также не содержит.

По информации, представленной ответчиком по запросу судебной коллегии, система «Глонасс» на мусоровывозящей технике установлена в феврале 2023 г. Маршрутный журнал с информацией о выполнении вывоза ТКО мусоровывозящей техникой в с. Турочак в АУ «Кызыл-Озек-сервис» не ведется, в подтверждение оказания услуг по вывозу ТКО ответчиком представлены путевые листы.

Вопреки доводам жалобы, данных о том, что услугу по обращению с ТКО АУ «Кызыл-Озек-сервис» оказывало не в полном объеме, вывозы мусора не соответствовали графику, материалы дела не содержат, потому доводы апелляционной жалобы Гришковой Н.Б. об обратном, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как необоснованные.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ. Не проживание в жилом помещении не освобождает собственника от обязанности оплачивать коммунальные услуги, нести бремя его содержания, что соответствует положениям ст. 210 ГК РФ, согласно которым собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ своевременное внесение оплаты за жилищно-коммунальные услуги является обязанностью собственников помещений.

Пункты 1, 2 статьи 155 ЖК РФ, которыми предусмотрены основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не содержат такого основания для освобождения от исполнения обязанности по внесению указанных платежей как неполучение или несвоевременное получение платежных документов.

Обязанность по оплате указанных услуг возникает независимо от факта получения собственником помещения платежных документов.

Действуя добросовестно, истец как пользователь услуги или собственник жилого помещения для исполнения своей обязанности по оплате коммунальных услуг могли обратиться за получением счетов на оплату. Доказательств объективных непреодолимых препятствий, которые не позволили истцу исполнить обязательство по оплате коммунальных услуг, материалы дела не содержат.

Из информации, представленной ответчиком по запросу судебной коллегии следует, что между АУ «Кызыл-Озек-сервис» и АО «Алтайэнергосбыт» заключен агентский договор от <дата>, по которому агент берет на себя организацию и проведение работы по формированию и печати платежных документов, оказываемых принципалом услуг в отношении потребителей принципала, на основании производимых принципалом расчетов (начислений). Физическим лицам ежемесячно направляются квитанции об оплате за коммунальные услуги по электроснабжению и вывозу ТКО на бумажном носителе либо в электронном виде на электронную почту.

Кроме того, из текста апелляционной жалобы следует, что Гришковой Н.Б. приходят уведомления в виде СМС-сообщений о необходимости оплаты услуги по вывозу ТКО.

Довод апеллянта о проживании семьи Нечаева Р.А. в другом жилом помещении не влияет на выводы суда, поскольку до августа 2022 г. истец не обращалась к ответчику с заявлением о некорректных начислениях за предоставляемую услугу, а согласно справке миграционного пункта межмуниципального отдела МВД России «Турочакский» от 13.03.2023 г., семья Нечаева Р.А., состоящая из 4х человек, была зарегистрирована по адресу: <адрес> в <адрес> Республики Алтай до 06.10.2022 г.

Вопреки доводам жалобы решение суда не содержит выводов о расторжении договора, потому суждение истца о выходе суда за рамки заявленных исковых требований, основано на ошибочном толковании норм права.

Относительно доводов апелляционной жалобы о направлении копии решения суда истцу с нарушением сроков, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, то они не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не привели к принятию неправосудного судебного постановления. Эти обстоятельства могут рассматриваться судом как причины пропуска процессуального срока при разрешении соответствующего ходатайства о восстановлении срока на обжалование судебного акта и в случае признания их уважительными явиться основанием к его восстановлению.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришковой Надежды Борисовны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.

Председательствующий С.Н. Чертков

Судьи О.А. Шнайдер

М.В. Плотникова

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2023 года.

33-555/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гришкова Надежда Борисовна
Ответчики
АУ "Кызыл-Озек-Сервис"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова Кунсулу Васильевна
Дело на сайте суда
vs.ralt.sudrf.ru
31.05.2023Передача дела судье
21.06.2023Судебное заседание
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее