№ 2-6317/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 декабря 2014 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Гунченко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полевой Е. В. к Гаражно-строительному кооперативу "Орфей", Администрации г.Ростова-на-Дону, 3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО о признании права собственности на гаражный бокс,
У С Т А Н О В И Л:
Полевая Е.В. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на гаражный бокс № 8, общей площадью 23 кв.м., расположенный по адресу: по <...> «д» в <...>.
В обоснование своих требований истец указала, что постановлением Главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 159 от 29.01.1997 года ГСК "Орфей", предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,0917 га по <...> «д» в <...> для строительства и эксплуатации капитальных гаражей. После внесения вступительного членского взноса, ГСК "Орфей" выделил истцу земельный участок под строительство гаража. В 1997 году истец построила гаражный бокс №8, общей площадью 23 кв.м., расположенный по адресу: по <...> «д» в <...>. Истцом полностью уплачены членские и паевые взносы. Однако при регистрации права собственности на гаражный бокс выяснилось, что ГСК "Орфей" разрешения на строительство гаражных боксов не получал и ввод их в эксплуатацию не осуществлял, в связи с чем, гаражный бокс № возведен без получения необходимого разрешения. Ссылаясь на то, что гаражный бокс № возведен истцом на земельном участке, отведенном для этих целей, с соблюдением строительных и иных норм и правил, строение не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает прав иных лиц, истица просила признать за ней право собственности на гаражный бокс № 8, общей площадью 23 кв.м., расположенный по адресу: по <...> «д» в <...>.
Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представители Гаражно-строительного кооператива "Орфей", Администрации г.Ростова-на-Дону, 3-его лица УФСГРК и К по РО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных повесток.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Обязанность суда по своевременному извещению ответчиков и 3-его лица была выполнена в полном объеме. Сведений о том, что ответчики и 3-е лицо были лишены возможности представить доказательства уважительности причин неявки до начала судебного заседания, не имеется. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Поэтому суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков и 3-его лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество.
Таким образом, данная правовая норма связывает момент возникновения права собственности у гражданина – члена кооператива с момента выплаты им в полном размере паевого взноса. Подтверждением выплаты пая может являться справка или иной соответствующий документ, выдаваемый кооперативом.
Из материалов дела усматривается, что истица является членом ГСК "Орфей" с 1997 года, паевые и вступительные взносы выплачены её в полном объеме, что подтверждается справкой №8 от 01.07.2014г., членской книжкой на имя истца, уставом ГСК "Орфей".
То обстоятельство, что право собственности ГСК "Орфей" на гаражные боксы не было зарегистрировано в порядке, установленном постановлением главы Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.09.1994г. № 1233 «О проведении правовой регистрации капитальных гаражей на территории г. Ростова-на-Дону», само по себе не может являться основанием к отказу в иске о признании права собственности на гаражный бокс за членом кооператива. Основания данного вывода следующие.
Так, согласно постановлению главы Администрации г. Ростова-на-Дону от 0.09.1994г. № 1233 «О проведении правовой регистрации капитальных гаражей на территории г. Ростова-на-Дону» для осуществления правовой регистрации гаражно-строительного кооператива или иного гаражного объединения руководство этой организации должно было представить в МПТИ следующие документы:
1. Заявление председателя кооператива или объединения;
2. Правовой документ на землепользование;
3. Решение органов исполнительной власти о создании кооператива или иного объединения со списком членов кооператива, утвержденным правлением кооператива.
Таким образом, обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения данного дела, касаются правового положения ГСК "Орфей", вопросов землепользования и статуса истца как члена кооператива.
Как усматривается из материалов данного дела, в ЕГРЮЛ внесена запись о ГСК "Орфей".
Согласно Уставу ГСК "Орфей" гаражный кооператив является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан-владельцев гаражных боксов, объединившихся в целях строительства и эксплуатации гаражей, входящих в единый гаражный комплекс и предназначенных для хранения автотранспортных средств.
Основная задача кооператива – строительство и эксплуатация капитальных гаражей для удовлетворения членов кооператива гаражами, в связи с чем имеют право выделять земельные участки под строительство индивидуальных гаражей.
В соответствии с постановлением главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 159 от 29.01.1997 г. ГСК "Орфей", предоставлен земельный участок площадью 0,0917 га по <...> «д» в <...> для строительства и эксплуатации капитальных гаражей.
На территории предоставленного земельного участка ГСК «Орфей» возводились гаражные боксы. Однако разрешительная документация (разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию) на возведенные объекты в установленном законом порядке не были получены.
С 1997 года истица является членом ГСК «Орфей», производит уплату членских и паевых взносов. ГСК «Орфей» ей выделен земельный участок, на котором был возведен гаражный бокс № литер «А». В соответствии со сведениями ГСК «Орфей» истицей полностью выплачен паевой взнос.
Из материалов дела следует, что спорный гаражный бокс расположен в границах земельного участка, находящегося в пользовании ГСК «Орфей» на основании постановления Главы администрации от 29.01.1997 года № 159 для эксплуатации капитальных гаражей.
01.09.1997г. между Администрацией г.Ростова-на-Дону и ГСК «Орфей» на основании постановления главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 886 от 26.05.1997 г. заключен договор аренды земельного участка расположенного по адресу: <...>, общей площадью 0,0935 га, для эксплуатации капитальных гаражей, сроком на 15 лет.
Срок договора аренды истек, однако, поскольку требований об освобождении земельного участка ответчиком не заявлено, то в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях в связи с фактическим использованием арендатором земельного участка после истечения срока договора.
По смыслу положения ч. 1 ст. 51 Гр. кодекса РФ разрешение на строительство объекта представляет собой фиксацию компетентным органом факта соответствия строительства требованиям градостроительной деятельности (т.е. строительство ведется на отведенном для этих целей земельном участке, с соблюдением строительных норм и правил, иных требований и т.д.).
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
По смыслу п. 3 ст. 222 ГК РФ допускается признание за лицом права собственности на постройку, если это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом, бремя доказывания факта соответствия объекта капитального строительства всем предъявляемым к нему требованиям лежит на лице, осуществившем строительство. Истцом в материалы дела представлен отчет, подготовленный ИП ФИО, из которого следует, что строительные конструкции принадлежащего истцу гаражного бокса пригодны к эксплуатации, техническое состояние строительных конструкций бокса оцениваются как работоспособные, отвечают требованиям надежности и эксплуатационной безопасности при их дальнейшей эксплуатации по назначению. Иных доказательств, опровергающих обоснованность данного письменного доказательства, не представлено.
Проанализировав вышеуказанные нормы, а также разъяснения, содержащиеся в 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд пришел к выводу о том, что поскольку спорный гараж построен без разрешительных документов на земельном участке, отведенном для этих целей, и он соответствует противопожарным и санитарным правилам, его сохранение не нарушает охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то имеются основания для признания за истцом права собственности на указанный гаражный бокс.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Полевой Е. В. к Гаражно-строительному кооперативу "Орфей", Администрации г.Ростова-на-Дону, 3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО о признании права собственности на гаражный бокс– удовлетворить.
Признать за Полевой Е. В. право собственности на гаражный бокс № 8, литер «А», общей площадью 23,0 кв.м., расположенный по адресу: <...> «д».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2014 года.
СУДЬЯ: