Решение по делу № 2-38/2015 (2-1581/2014;) от 08.12.2014

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                      9 февраля 2015 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой С.В.,

с участием представителя истца Паршиной Л.Б.Бочарникова Е.Г., действующей на основании доверенности от 18.11.2014г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-38/2015 по исковому заявлению Паршиной Л.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права оперативного управления, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Паршина Л.Б. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>; признании за ней в связи с правом на приватизацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В обоснование иска Паршина Л.Б. указала, что 25 июля 2011 года между Нижнеудинской квартирно-эксплуатационной частью района и ней был заключен договор социального найма жилого помещения №41, согласно которому ей было предоставлено в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России и расположенное по адресу: <адрес обезличен>. В договор также включены члены её семьи: муж Паршин В.В. и дочь Паршина А.В.. После заключения договора социального найма на указанную квартиру они вселились в квартиру и зарегистрировались по месту жительства. 29.08.2011 года Нижнеудинская КЭЧ прекратила деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения и правопреемником является Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 25.11.2014г., право оперативного управления на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, зарегистрировано за Федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В октябре 2012 года она обратилась в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением на приватизацию указанной квартиры. Согласно ответа начальника ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не делегирован, в связи с чем заключить договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным. В декабре 2012 года она обратилась в Министерство обороны Российской Федерации по вопросу приватизации квартиры. Согласно ответа из Министерства обороны Российской Федерации Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Однако признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Её муж Паршин В.В. и дочь Паршина А.В. отказались от права на приватизацию указанной квартиры. Она ранее в приватизации не участвовала и имеет право на приватизацию квартиры, однако ответчик не может заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения, тем самым нарушает её права.

Согласно определения Нижнеудинского городского суда от 14 января 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Истец Паршина Л.Б. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя по доверенности Бочарникова Е.Г., не возражала вынесению заочного решения.

Третьи лица Паршин В.В. и Паршина А.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали удовлетворению исковых требований.

Третье лицо Администрация Нижнеудинского муниципального образования просило рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Паршиной Л.Б., представителя третьего лица Администрации Нижнеудинского муниципального образования, третьих лиц Паршина В.В. и Паршиной А.В. в силу ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Паршиной Л.Б. по доверенности Бочарникова Е.Г. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснила, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, была предоставлена Паршиной Л.Б. Нижнеудинской КЭЧ района на основании договора социального найма в 2011 году, в которой она проживает до настоящего времени. Занимаемая Паршиной Л.Б. квартира не является служебной. Другого жилого помещения у Паршиной Л.Б. нет. Просила суд прекратить право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>; признать за Паршиной Л.Б., "дата обезличена" рождения, уроженкой <данные изъяты>, в связи с правом на приватизацию право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Ответчик Министерство обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном возражении на исковое заявление указал, что в своих требованиях истец просит признать за ним право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, право собственности в порядке приватизации на квартиру, при этом указывает, что вселен в жилое помещение на основании договора социального найма. Согласно статьи 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в пункте 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Министерства Обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. В порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Существенными доказательствами по данной категории дел являются: технический паспорт жилого помещения, подтверждающий наличие жилого помещения с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, справки из Росреестра, подтверждающие не использование своего права приватизации из соответствующих субъектов Российской Федерации, наличие договора социального найма. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Просил в удовлетворении исковых требований Паршиной Л.Б. отказать в полном объеме и провести судебное заседание по настоящему гражданскому делу без участия представителя Минобороны России.

Ответчик Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном возражении на исковое заявление указал, что с требованиями истца не согласен, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В соответствии со статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не обладает полномочиями на совершение действий, связанных с приватизацией жилых помещений. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не правоспособно совершить требуемые действия. В соответствии со статьёй 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, распоряжается этим имуществом с согласия собственника. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России является организацией Вооружённых Сил Российской Федерации, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого министром обороны Российской Федерации. Полномочиями по передаче жилых помещений в собственность гражданам не наделено. Жилищный фонд Вооружённых Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации своими действиями осуществлять имущественные права и обязанности могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Согласно пункту 71 Положения, утверждённого вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами Российской Федерации. Компетенция Министерства обороны Российской Федерации в части управления федеральным имуществом определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом». Полномочия по передаче в собственность жилых помещений гражданам Министерству обороны Российской Федерации не делегировано. Соответственно, такое полномочие не могло быть делегировано Министерством обороны Российской Федерации подведомственному учреждению - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, предоставлено Паршиной Л.Б. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся в том числе и служебные жилые помещения. В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. 25.03.2010г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление №179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации», которым установлено, что решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти. На основании вступившего в силу 27.01.2009 года постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации №205/2/709 от 15 октября 2009 года в целях безусловного выполнения поручений Президента Российской Федерации о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено. Жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации. Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации полагает, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации Просил в удовлетворении исковых требований Паршиной Л.Б. отказать.

Ответчик Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Бочарникова Е.Г. согласна на рассмотрение дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства. При таких обстоятельствах с учетом заявления истицы суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца Бочарникова Е.Г., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно паспорта "номер обезличен" он выдан Отделением УФМС России по Иркутской области в г. Нижнеудинске и Нижнеудинском районе 05.05.2012г. Паршиной Л.Б., "дата обезличена" рождения, уроженке <данные изъяты>; зарегистрирована 21.10.2011 по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно справки Администрации Нижнеудинского муниципального образования №639 от 09.02.2015 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, по ходатайству Нижнеудинской КЭЧ района от 31.08.1998г. постановлением администрации г. Нижнеудинска от 11.09.1998г. №667 «О признании квартир Нижнеудинской квартирно-эксплуатационной части района служебными» признано служебным.

Решением №2 от 31.08.2006 «Об исключении жилых помещений из категории специализированного жилищного фонда Нижнеудинской КЭЧ района» исключены из категории специализированного жилищного фонда квартира по адресу: <адрес обезличен>; квартира по адресу: <адрес обезличен>; основание для исключения – предоставление военнослужащему, имеющему право на постоянное жилое помещение.

Из договора социального найма жилого помещения №41 от 25.07.2011г., заключенного между Нижнеудинской квартирно-эксплуатационной частью района в лице Наджафова Н.Ш. – начальника Нижнеудинской КЭЧ района (наймодаталем) и Паршиной Л.Б. (нанимателем), следует, что по договору социального найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, которое будет использовать для проживания наниматель и члены его семьи: муж Паршин В.В., дочь Паршина А.В.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2014 за "номер обезличен", в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес обезличен>; правообладатель Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно копии поквартирной карточки, выданной ООО «Гарантия Плюс» за №433 от 17.11.2014, в квартире по адресу: <адрес обезличен>, зарегистрированы: наниматель Паршина Л.Б., "дата обезличена" рождения, с 21.10.2011; муж Паршин В.В., "дата обезличена" рождения, с 21.10.2011г.; дочь Паршина А.В., "дата обезличена" рождения.

Согласно справки ООО «Гарантия Плюс» №432 от 17.11.2014 Паршина Л.Б., "дата обезличена" рождения, действительно зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, и вместе с ней зарегистрированы: муж Паршин В.В., "дата обезличена" рождения.

Согласно справки ООО «Гарантия Плюс» №431 от 17.11.2014 Паршина Л.Б. действительно проживала и была зарегистрирована: с 27.04.1990г. по 29.09.1992г. по адресу: <адрес обезличен>; с 29.09.1992г. по 25.05.2001г. по адресу: <адрес обезличен>; с 24.05.2002г. по 25.12.2007г. по адресу: <адрес обезличен>; с 25.12.2007г. по 29.04.2008г. по адресу: <адрес обезличен>; с 29.04.2008г. по 21.10.2011г. по адресу: <адрес обезличен>; с 21.10.2011г. по настоящее время проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>.

Из технического паспорта жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес обезличен>, составленного Филиалом ОГУП «ОЦТИ» Нижнеудинский центр технической инвентаризации по состоянию на 03 декабря 2007 года, следует, что общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 07.02.2013 за "номер обезличен" следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запрошенная информация о правах Паршиной Л.Б. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.

Из ответа начальника 3 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от 25.09.2012 в адрес Паршиной Л.Б., <адрес обезличен>, сообщено, что её заявление было направлено по принадлежности (исх. 14/3/1437 от 25.09.2012г.) в Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: 672000, <адрес обезличен>.

Согласно ответа начальника ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации №141/5/7/3339 от 03.10.2012 по вопросу разрешения передачи в собственность жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: 665102, <адрес обезличен>, в адрес Паршиной Л.Б. сообщено, что полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным.

Согласно ответа начальника ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации №141/5/7/3663 от 25.10.2012 по вопросу передачи в собственность жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: 665102, <адрес обезличен>, в адрес Паршиной Л.Б. сообщено, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений начальник ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не делегирован, в связи с чем заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.

Согласно ответа начальника ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации №141/5/7/4286 от 23.11.2012 по вопросу передачи в собственность жилого помещения (согласия на приватизацию) – квартиры, расположенной по адресу: 665102, <адрес обезличен>, в адрес Паршиной Л.Б. сообщено, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не делегированы, в связи с чем заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным. По разрешению указанного вопроса необходимо обратиться в ФГУ «3-й отдел Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации либо непосредственно в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменская, 19).

Согласно ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации №194/4/11823 от 16.02.2013 по вопросу приватизации жилого помещения в адрес Паршиной Л.Б. сообщено, что в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации, о результатах она будет проинформирована дополнительно; одновременно сообщено, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно справки Филиала Областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» Нижнеудинский центр технической инвентаризации от 09.02.2015 по данным ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнеудинского центра технической инвентаризации в Иркутской области, Нижнеудинском районе и г. Нижнеудинске за Паршиной Л.Б., "дата обезличена". рождения, домовладения и квартиры не числится, в приватизации участия не принимала.

Нотариально удостоверенным «Согласием» "номер обезличен" от 02.11.2012г. подтверждается отказ Паршиной А.В. от участия в приватизации квартиры, находящейся по адресу: <адрес обезличен>.

Нотариально удостоверенным «Согласием» "номер обезличен" от 07.11.2014г. подтверждается согласие Паршина В.В. на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: <адрес обезличен>, и отказ от права на приватизацию указанной квартиры Паршиным В.В.

Действительность содержащихся в указанных документах сведений ответчиками не опровергнута.

Статьей 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Одним из способов защиты гражданских прав является признание права, что закреплено положениями ст. 12 ГК РФ. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Согласно ст.11 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище, обязывая органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для его осуществления.

Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует право иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

В соответствии со ст.2 данного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст.4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения

Согласно ст.6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу ст.11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Таким образом, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан, т.е. анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует, что право граждан на бесплатное приобретение в собственность жилых помещений, находящихся в их пользовании на основании договора социального найма, относится к основному праву граждан РФ.

Оценивая представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также их взаимную связь в совокупности, суд приходит к следующему.

Истица Паршина Л.Б. занимает жилое помещение на законном основании, иного жилья не имеет, ранее в приватизации не участвовала, спорное жилое помещение предоставлено для постоянного проживания. В соответствии с решением №2 от 31.08.2006 спорное жилое помещение исключено из категории специализированого жилищного фонда Нижнеудинской КЭЧ района.

Истица пользуется спорной квартирой и по не зависящим от неё причинам не может воспользоваться своим правом на её приватизацию. Кроме того, суд отмечает, что спорная квартира была предоставлена истице на условиях социального найма жилого помещения, что подтверждается договором социального найма жилого помещения "номер обезличен" от 25.07.2011г. Нотариально удостоверенными «Согласиями» "номер обезличен" от 02.11.2012г., "номер обезличен" от 07.11.2014г. подтверждаются согласия Паршиной А.В. и Паршина В.В. на приватизацию и отказ от права на приватизацию указанной квартиры.

Каких–либо оснований для отказа истице в передаче спорного жилого помещения в собственность суд не усматривает. Квартира является изолированной, вопрос о выселении истицы из спорной квартиры в связи с неправомерным проживанием в ней ответчиками не поднимался, и поскольку жилое помещение не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в частную собственность, то истица Паршина Л.Б. в силу действующего законодательства имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Иных обстоятельств, препятствующих передаче истице в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, судом не установлено.

При этом суд не принимает во внимание доводы ответчика в возражении на исковое заявление о том, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поскольку к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

Доводы ответчика Министерства обороны Российской Федерации в письменном возражении о том, что существенным доказательством по данной категории дел являются в т.ч. справки из Росреестра, подтверждающие не использование своего права приватизации из соответствующих субъектов Российской Федерации, неосновательны. При наличии данных о том, что квартира по адресу: <адрес обезличен> была предоставлена по договору социального найма 25.07.2011; при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что в приватизации участия истица не принимала; оснований для истребования документов, подтверждающих не использование истицей своего права приватизации по всей России, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиками суду не представлено.

Доводы ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в возражении на исковое заявление о том, что спорное жилое помещение предоставлено Паршиной Л.Б. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей, несостоятельны.

Оценивая доводы ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в возражениях на исковое заявление, суд не может с ними согласиться, поскольку ответчики не могут ограничивать право истицы на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого ею на условиях социального найма жилого помещения, в противном случае был бы нарушен принцип равных правовых условий для реализации гражданами данного права. Неурегулированность вопросов между ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ и Министерством обороны Российской Федерации не должна ограничивать жилищные права граждан. Кроме того, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии с ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение предоставлено истице на основании договора социального найма жилого помещения "номер обезличен" от 25.07.2011г., в указанном жилом помещении Паршина Л.Б. проживает до настоящего времени, право пользования жилым помещением истицы никем до настоящего времени не оспорено, поэтому истица имеет право на получение в собственность жилого помещения, принадлежащего ей на праве пользования.

В силу ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный суд также неоднократно указывал на то, что как сама возможность ограничений, так и характер таких ограничений должны определяться не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку находящееся в пользовании истицы жилье, а именно квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести ее отчуждение в частную собственность, учитывая принцип равенства прав граждан, закрепленный статьей 19 Конституции РФ, а также ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истица имеет право на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации. Каких-либо иных ограничений жилищных прав истицы, предусмотренных федеральным законом, ответчиками суду не представлено и судом не установлено.

Согласно ст.ст.17 и 28 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

При таких обстоятельствах суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению. Принятие по делу иного решения повлечет существенное нарушение жилищных прав истицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Паршиной Л.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права оперативного управления, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.

Прекратить право оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за Паршиной Л.Б., "дата обезличена" рождения, уроженкой <данные изъяты>, в связи с правом на приватизацию право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Председательствующий             Е.П. Папина

2-38/2015 (2-1581/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Паршина Л.Б.
Ответчики
Министерство обороны
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
08.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2014Передача материалов судье
09.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2015Судебное заседание
09.02.2015Судебное заседание
09.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее