Решение по делу № 3а-296/2021 от 13.09.2021

Дело №3а-296/2021

                                                  УИД 21OS0000-01-2021-000200-49     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,

с участием: представителей истца Авдеева О.В. – Недбайло Е.С., Шефер С.В.,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Аниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Авдеева ФИО10 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

Авдеев О.В. обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

– нежилого помещения, общей площадью 28,5 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (по плану комнаты №1,2,3,5), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 488623 руб. 00 коп.;

– нежилого помещения, общей площадью 46,2 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (по плану комнаты №18), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1198754 руб. 00 коп.;

– нежилого помещения, общей площадью 321,1 кв.м., этаж 1,2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6277649 руб. 00 коп.;

– нежилого помещения, общей площадью 42,4 кв.м., этаж 2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (комнаты № 1,2), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1140994 руб. 00 коп.;

– нежилого помещения, общей площадью 5,1 кв.м., этаж №1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 172519 руб. 00 коп.;

– нежилого помещения, общей площадью 364,2 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6943868 руб. 00 коп.

Заявленные требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежат на праве собственности указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушены права истца, как плательщика налога.

В судебном заседании представители административного истца Недбайло Е.С., Шефер С.В. поддержали заявленное требование по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Аникова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований Авдеева О.В., представила отзыв.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что не возражает против удовлетворения административного иска.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованное лицо администрация города Чебоксары в судебное заседание не направили своих представителей.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явился, представив в материалы дела письменный отзыв, в котором указал о том, что удовлетворение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»), вступившим в силу с 1 января 2017 года.

По смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с названным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе физическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.

При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».

В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).

Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее- решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении ( в случае отсутствия принятого решения-до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» ( п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а-в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Как видно из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

– нежилое помещение, общей площадью 28,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>);

– нежилое помещение, общей площадью 46,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

– нежилое помещение, общей площадью 321,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

– нежилое помещение, общей площадью 42,4 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

– нежилое помещение, общей площадью 5,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

– нежилое помещение, общей площадью 364,2 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 400, пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.

Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства произведена согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 (далее – Методические указания).

В силу пункта 1.3. Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.

По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.

В соответствии с частью 25 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии проведена проверка отчета об итогах государственной кадастровой оценки и подготовлено уведомление об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки от 5 октября 2018 года 15-01639/18.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером – 987 464,87 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 1600732,52 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 13567608,48 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 1791549,67 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 215493 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 12618761,54 руб.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлены отчеты об оценке рыночной стоимости от 25 июня 2021 года № О-49/2021 и 26 июня 2021 года № О-63/2021, изготовленные оценщиком индивидуальным предпринимателем ФИО1., согласно которым рыночная стоимость:

- нежилого помещения с кадастровым номером – 488623,00 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 1198754,00 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 6277649,00 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 1140994,00 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 172519,00 руб.,

- нежилого помещения с кадастровым номером – 6943868, 00 руб.

Как видно из представленных отчетов, определение рыночной стоимости указанных объектов недвижимости произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.

Представленные отчеты содержат подробное описание проведенных исследований и итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.

Определение рыночной стоимости исследуемых объектов осуществлено с применением сравнительного, доходного подходов, отчет содержит описание основных ценообразующих факторов, в приложении к отчету содержатся копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, имеются ссылки на объявления о продаже аналогов, приложены скриншоты объявлений, указаны адреса сайтов, к объектам - аналогам применены соответствующие корректировки.

Суд, оценивая представленные отчеты, приходит к выводу о том, что оснований не доверять им не имеется, они содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость объектов недвижимости, свидетельствовали бы о их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы заявлено не было.

Учитывая изложенное, подлежит установлению кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах.

В соответствии с положениями частей 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установленная судом кадастровая стоимость будет действовать с 1 января года подачи заявления об оспаривании, до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.

Руководствуясь статьями ст. ст. 175-180, 349 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 28,5 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 488623 (четыреста восемьдесят восемь тысяч шестьсот двадцать три) руб. 00 коп.;

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 46,2 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1198754 (один миллион сто девяносто восемь тысяч семьсот пятьдесят четыре) руб. 00 коп.;

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 321,1 кв.м., этаж 1,2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6277649 (шесть миллионов двести семьдесят семь тысяч шестьсот сорок девять) руб. 00 коп.;

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 42,4 кв.м., этаж 2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 1140994 (один миллион сто сорок тысяч девятьсот девяносто четыре) руб. 00 коп.;

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 5,1 кв.м., этаж №1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 172519 (сто семьдесят две тысячи пятьсот девятнадцать) руб. 00 коп.;

установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, общей площадью 364,2 кв.м., этаж цокольный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6943868 (шесть миллионов девятьсот сорок три тысячи восемьсот шестьдесят восемь) руб. 00 коп.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 сентября 2021 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года.

Судья Верховного суда

Чувашской Республики Р.Г. Кудряшова

3а-296/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Авдеев Олег Владимирович
Ответчики
Управление Росреестра
Министерство юстиции и имущественных отношений
Другие
Недбайло Елена Сергеевна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Фомина Н.Э.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее