Дело УИД 62RS0004-01-2024-003501-87
Производство № 2-2579/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2024 г. г. Рязань
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Кривцовой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Крыско К.А.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани Пономаревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Путятинского района Рязанской области в интересах Кафтаевой Рамзии Салиховны к Министерству здравоохранения Рязанской области о возмещении расходов, потраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Путятинского района Рязанской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Рязанской области в интересах Кафтаевой Р.С., просил суд обязать Министерство здравоохранения Рязанской области обеспечить Кафтаеву Р.С. лекарственным препаратом МНН – «<...>+<...> 50 мкг + 500 мкг/доза» по рецепту от дд.мм.гггг. серия <...>; взыскать с Министерства здравоохранения Рязанской области в пользу Кафтаевой Р.С. возмещение расходов за самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<...> 50мкг+500мкг/доза» (МНН – «<...> + <...> 50 мкг + 500 мкг/доза») в размере 1 703 руб. 80 коп.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Путятинского района Рязанской области поведена поверка по обращению Кафтаевой Р.С. по вопросу взыскания потраченных денежных средств за самостоятельное приобретение льготных лекарственных средств. Проведенной проверкой установлено, что Кафтаева Р.С. состоит на диспансерном учете у врача-<...> с диагнозом – <...>, наблюдается и проходит лечение в ГБУ РО «Шиловский ММЦ» (Путятинская больница). Врачом-терапевтом в связи с имеющимся заболеванием Кафтаевой Р.С. назначено лечение лекарственными средствами: <...> + <...> 20+50 мкг/доза № фл; <...>+<...> 25 мкг+250 мкг/доза № фл. На очередном приеме дд.мм.гггг. лечащим врачом Путятинской больницы ГБУ РО «Шиловский ММЦ» на имя пациента Кафтаевой Р.С. выдан рецептурный бланк серии <...> на лекарственный препарат МНН <...> + <...> 50 мкг+500 мкг/доза. В указанную дату дд.мм.гггг. Кафтаева Р.С. обратилась в аптечное учреждение ГАУ «Рязань-Фармация», где ей пояснили, что указанный лекарственный препарат отсутствует. В связи с тем, что более месяца препарата в аптечной сети по льготной категории не имелось, дд.мм.гггг. Кафтаева Р.С. приобрела лекарственный препарат – торговое наименование «<...> 50мкг+500мкг/доза» (МНН <...> + <...> 50 мкг+500 мкг/доза) самостоятельно, так как он имелся в розничной сети в наличии. Стоимость потраченных на приобретение лекарственного препарата составила 1 703 руб. 80 коп. Кафтаева Р.С. обратилась с заявлением в прокуратуру района по вопросу возмещения затраченных на приобретение лекарства денежных средств. Заболевание Кафтаевой Р.С. – <...> отнесено к перечню заболеваний, при котором все лекарственные средства, медицинские изделия и средства диагностики предоставляется бесплатно.
Истец Кафтаева Р.С., представитель ответчика - Министерства здравоохранения Рязанской области, представитель третьего лица ГАУ РО «Рязань-Фармация» о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки неизвестны.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В судебное заседание от прокурора Путятинского района Рязанской области поступили уточнения к исковым требованиям, в которых прокурор не поддержал исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить Кафтаеву Р.С. лекарственным препаратом МНН-«<...>+<...> 50 мкг+500 мкг/доза» по рецепту от дд.мм.гггг. серии <...> в связи с тем, что дд.мм.гггг. Кафтаевой Р.С. выдан препарат, рецепт обеспечен, уточнив требования, просил взыскать с Министерства здравоохранения Рязанской области в пользу Кафтаевой Р.С. возмещение расходов на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<...> 50 мкг+500 мкг/доза» (МНН-<...>+<...> 50 мкг+500 мкг/доза») в размере 1703 руб. 80 коп.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Пономарева Ю.В. уточнённые исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Широкова Н.А. в представленных письменных возражениях указала, что исковые требования Министерство не признаёт. В письменном отзыве на исковое заявление и дополнении к отзыву указала, что задержка в обеспечении Кафтаевой Р.С. лекарственными препаратами произошла по независящим от Министерства причинам, а по рецепту от дд.мм.гггг. серия <...> дд.мм.гггг. выдан лекарственный препарат в количестве одной упаковки, то есть в пределах действия данного рецепта. Полагала, что требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Пономареву Ю.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждан имеют право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В п.5 ч.1 ст. 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Одним из основных принципов охраны здоровья граждан является принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приведённый принцип в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населений и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Заболевание Кафтаевой Р.С. – бронхиальная астма, отнесено к данному перечню, как заболевание, при котором лекарственные средства, медицинские изделия и средства диагностики предоставляются бесплатно.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в число которых включен препарат МНН <...> + <...>.
Разделом 3 Стандарта медицинской помощи взрослым при бронхиальной астмы (диагностика и лечение), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 27.05.2022 №358н установлен Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, в который входит, в том числе, «<...> + <...>».
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Рязанской области является исполнительным органом Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере охраны здоровья, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных исполнительных органов Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области (пункт 1 постановления Правительства Рязанской области от 9 июня 2008 г. N 90 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Рязанской области».
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Рязанской области является разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения Рязанской области, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населения Рязанской области (пункт 2 раздела II Положения о Министерстве здравоохранения Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 09 июня 2008 года №90).
Из системной взаимосвязи приведённых положений следует, что государственной гарантией оказания лицам, страдающим бронхиальной астмой в сфере охраны здоровья является обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Рязанской области, относится к компетенции Министерства здравоохранения Рязанской области, которое обязано предпринимать весь комплекс предусмотренных законом мер к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих бронхиальной астмой.
Ненадлежащее исполнения обязанностей по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами лишает их права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Одним из способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания граждане обращаются в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация).
Медицинские организации определяют потребность прикрепленного населения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и специализированных продуктах лечебного питания для лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, а также размещают на информационных стендах информацию об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение по назначению врача.
Министерство здравоохранения Рязанской области в соответствии с п.9 раздела IV Положения осуществляет в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области.
В судебном заседании установлено, что Кафтаева Р.С. состоит на диспансерном учете у врача-<...> с диагнозом «<...>».
дд.мм.гггг. лечащим врачом выдан рецептурный бланк серии <...> на лекарственный препарат МНН <...>+<...> 50мкг+500мкг/доза.
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспорено, что рецепт на получение лекарственного препарата МНН «<...>+<...>», выписанный Кафтаевой Р.С. дд.мм.гггг. на дату подачи искового заявления не был обеспечен, в связи с чем Кафтаева Р.С. самостоятельно приобрела лекарственный препарат «<...>» (МНН - <...>+<...>) в количестве 1 штуки, что подтверждается кассовым чеком от дд.мм.гггг., согласно которому стоимость лекарственного препарата составила 1 703 руб. 80 коп.
При этом, из реестра рецептов Кафтаевой Р.С. следует, что лекарственный препарат МНН <...>+<...> 50мкг+500мкг/доза по рецепту серии <...> выдан дд.мм.гггг..
Вместе с этим, по себе факт обеспечения Кафтаевой Р.С. лекарственным препаратом после предъявления иска и возбуждения гражданского дела, не свидетельствует о необоснованности исковых требований, и не влечет отказа в исковых требованиях, а может служить основанием для указания суда о том, что решение суда в этой части не подлежит исполнению, или о том, что уплаченные суммы подлежат зачету в счет исполнения решения об удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах исковые требования об обязании обеспечить Кафтаеву Р.С. лекарственным препаратом подлежат удовлетворению, однако, в связи с тем, что лекарственный препарат по рецепту серии <...> выдан дд.мм.гггг., что подтверждается документально и истцом не оспаривается, решение в этой части исполнению не подлежит.
Обязанность по обеспечению Кафтаевой Р.С. лекарственным препаратом «<...>» (МНН - <...>+<...>) возложена на Министерство здравоохранения Рязанской области как на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в обязанности которого входит организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе путём заключения государственных контрактов. Однако, обязанность ответчика по обеспечению истца необходимым лекарственным препаратом не была своевременно исполнена.
Необеспечение Кафтаевой Р.С. лекарственным препаратом «<...>» (МНН - <...>+<...>) до подачи искового заявления в суд в силу приведённых выше положений законодательства не может быть признано законным, поскольку лишило истца предусмотренных государством социальных гарантий, а расходование личных денежных средств истца состоит в прямой причинно-следственной связи с бездействием ответчика. Следовательно, заявленные расходы по приобретению указанных медицинского изделия в размере 1 703 руб. 80 коп., понесённые Кафтаевой Р.С. подлежат возмещению за счёт ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Путятинского района Рязанской области, действующего в интересах Кафтаевой Рамзии Салиховны (<...>) к Министерству здравоохранения Рязанской области (ОГРН 1026201265760) о возмещении расходов, потраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата, удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность обеспечить Кафтаеву Рамзию Салиховну лекарственным препаратом МНН-«<...>+<...> 50 мкг+500 мкг/доза» по рецепту от дд.мм.гггг. серии <...>.
Решения в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению Картаевой Рамзии Салиховны лекарственным препаратом МНН-«<...>+<...> 50 мкг+500 мкг/доза» по рецепту от дд.мм.гггг. серии <...> исполнению не подлежит.
Взыскать с Министерства здравоохранения Рязанской области в пользу Кафтаевой Рамзии Салиховны убытки в размере 1 703 руб. 80 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его принятия.
Судья - подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 23.12.2024.