Решение по делу № 2-1419/2012 от 25.05.2012

Дело № 2-1419/2012                                    Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2012 года                                 

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе

Председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,

при секретаре Лядовой Л.Н.

с участием представителя истца ФИО1 действующего на основании доверенности от (дата),

Рассмотрев гражданское дело по иску Мизевой Л.Н. к Мизеву В.А., Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании договора безвозмездной передаче двух комнат в трехкомнатной квартире в собственность граждан недействительным и гражданское дело по иску Мизевой Л.Н. к Мизеву В.А., Мелехину О.А. о признании договора купли-продажи недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

Мизева Л.Н. обратилась в суд с иском к Мизеву В.А., Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании договора безвозмездной передаче двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, от (дата) в собственность граждан недействительным.

Свои требования мотивировала тем, что (дата) между Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми и Мизевым В.А. был заключен договор приватизации жилого помещения, согласно которому Мизеву В.А. безвозмездно были переданы в собственность две комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, общей площадью <.....> кв. м., с учетом того обстоятельства, что Мизева Л.Н. от участия в приватизации жилья отказалась в пользу Мизева В.А.

Мизева Л.Н. ссылается на то, что заявление об отказе от участия в приватизации она не подписывала, просит исковые требования удовлетворить.

Также Мизева Л.Н. обратилась в суд с иском к Мизеву В.А., Мелехину О.А. о признании недействительным договора купли-продажи двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, общей площадью <.....> кв. м., заключенного (дата) между Мизевым В.А. и Мелехиным О.А., поскольку в указанный договор не включено существенное условие договора – не указаны лица, сохранившие право постоянного бессрочного пользования данным жилым помещением.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми оба требования объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Мизев В.А., Мелехин О.А. в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Письменных пояснений не представили.

Представитель Администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее представляла письменный отзыв, согласно которому Мизевым В.А. в администрацию района были представлены все документы, необходимые для заключения договора приватизации жилья, заявление было подано от всех лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения, в заявлении имеется отказ Мизевой Л.Н. и Мизева А.В. от участия в приватизации, а также о том, что последствия такого отказа им разъяснены. Считает, оснований для признания договора безвозмездной передачи двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, от (дата) в собственность граждан недействительным, не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом / ст. 56 ГПК РФ/.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В приватизации могут участвовать как наниматель, так и другие лица, постоянно проживающие совместно с ним в данном жилом помещении, а также временно отсутствующие лица, за которыми сохраняется право на жилое помещение. Закон предоставляет право гражданину, постоянно проживающему в жилом помещении, отказаться от участия в приватизации, в этом случае сделка заключается с гражданами, проживающими в данном помещении и изъявившими согласие на приватизацию.

Из содержания ст. 2 указанного Закона, приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ). Данная норма права не устанавливает каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 Постановления «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Решением Пермской городской Думы № 54 от 25.05.1999 утверждено Положение о приватизации муниципального жилищного фонда в г. Перми, которым установлен порядок безвозмездной передачи муниципальных жилых помещений в собственность граждан.

Таким образом, как Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», так и вышеназванным Положением предусмотрено, что вопрос о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан разрешается на основании заявления граждан.

Из содержания п.п. 2.2, 2.3 Положения следует, что заявление подается в администрацию района, подписывается всеми совершеннолетними гражданами, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, проживающими в приватизируемом жилом помещении; в заявлении указывается: в чью собственность должно быть передано жилое помещение, кто отказывается от участия в приватизации, но не возражает против приватизации жилого помещения другими членами семьи и гражданами, имеющими право на приватизацию, кто из отсутствующих членов семьи и иных лиц сохранил право на проживание и приватизацию данного жилого помещения (осужденные, дети-сироты, лица, находящиеся в рядах Вооруженных Сил, и иные категории граждан в соответствии с действующим законодательством). Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении о приватизации, несут заявители. В пункте 2.4 Положения определен перечень документов, необходимых для заключения договора приватизации, согласно которого заявление о приватизации составляется в двух экземплярах, один из которых передается в районную администрацию, другой, с отметкой о дате приема и подписью должностного лица, остается у заявителя. К заявлению прилагается: надлежаще оформленная справка о составе семьи; документ о том, что ранее граждане в приватизации жилых помещений не участвовали; план, экспликация и оценка жилого помещения, оформленная органом технической инвентаризации; ордер, выписка из финансово-лицевого счета, договор социального найма или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. № 8 в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

В соответствие со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Основанием приобретения права собственности, в соответствие со ст. 218 ГК РФ может быть договор купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения и не порождает тех юридических последствий, ради которых заключалась, в том числе перехода титула собственника к приобретателю.

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. При этом по общему правилу, применение последствий недействительности сделки в форме двусторонней реституции не ставится в зависимость от добросовестности сторон. На сделку, совершенную с нарушением закона, не распространяются общие положения о последствиях недействительности сделки, если сам закон предусматривает "иные последствия" такого нарушения.

Согласно Гражданскому кодексу РФ лицо, полагающее, что его вещные права нарушены, имеет возможность обратиться в суд как с иском о признании соответствующей сделки недействительной (статьи 166 – 181 ГК РФ).

Как установлено в судебном заседании, (дата) между Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми и Мизевым В.А. был заключен договор приватизации жилого помещения, согласно которому Мизеву В.А. безвозмездно были переданы в собственность две комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, общей площадью <.....> кв. м. /л.д.8-9/,

Мизева Л.Н., Мизев А.В. от участия в приватизации жилья отказались в пользу Мизева В.А. /л.д.7/

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, Мизева Л.Н. в судебном заседании суду пояснила, что действительно собственноручно в заявлении написала «Я, Мизева Л.Н., отказываюсь от участия в приватизации данной квартиры, последствия отказа разъяснены, претензий не имею». Оспаривала свою подпись./л.д.80/

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при подаче заявления в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми, Мизева Л.Н. выразила свою волю, отказавшись от участия в приватизации, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований о признании договора приватизации недействительным, не имеется. Довод истца о том, что подпись в заявлении ей не принадлежит, суд признает несостоятельным, поскольку письменными доказательствами это не подтверждается, а запись об отказе от участия в приватизации истцом произведена лично.

Также Мизевой Л.Н. заявлены требования к Мизеву В.А., Мелехину О.А. о признании недействительным договора купли-продажи двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, общей площадью <.....> кв. м., заключенного (дата) между Мизевым В.А. и Мелехиным О.А.

Частью 1 ст. 292 ГК РФ установлено, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Согласно ст. 432 ГК РФ Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 558 ГК РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

Вещное право постоянного бессрочного проживания члена семьи, давшего согласие на приватизацию и отказавшегося таким образом от доли в приватизированном жилье, гарантировано ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором./ст. 19, Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения и не порождает тех юридических последствий, ради которых заключалась, в том числе перехода титула собственника к приобретателю.

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. При этом по общему правилу, применение последствий недействительности сделки в форме двусторонней реституции не ставится в зависимость от добросовестности сторон. На сделку, совершенную с нарушением закона, не распространяются общие положения о последствиях недействительности сделки, если сам закон предусматривает "иные последствия" такого нарушения.

Как установлено в судебном заседании, (дата) между Мизевым В.А. и Мелехиным О.А. заключен договор купли-продажи двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, общей площадью <.....> кв. м./л.д.5-6/

Согласно п. 5 указанного договора, продавец ставит покупателя в известность о том, что на момент заключения договора купли-продажи в продаваемых комнатах на регистрационном учете состоит Мизев В.А., который в тчение 30 дней обязуется с регистрационного учета сняться.

Никаких оговорок по поводу проживания в данных комнатах Мизевой Л.Н., Мизева А.В., либо о их правах на проживание, в договоре не имеется.

Между тем, в соответствии с действующим законодательством, за Мизевой Л.Н., Мизевым А.В. право пользования жилыми комнатами сохранилось несмотря на их отказ от участия в приватизации, следовательно, их права должны были быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу.

Поскольку в договоре купли-продажи не содержится существенного условия – о праве постоянного бессрочного пользования жилым помещением Мизевой Л.Н. и Мизевым А.В., данный договор является недействительным.

В материалах дела имеется справка о составе семьи №... от (дата), согласно которой Мизева Л.Н. была зарегистрирована по адресу: <АДРЕС>, постоянно с (дата) по (дата), временно с (дата) по (дата) /л.д.133/. Согласно свидетельству №..., Мизева Л.Н. зарегистрирована по вышеуказанному адресу с (дата) АО (дата) /л.д.134/.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что временное отсутствие регистрации Мизевой Л.Н. (с (дата) по (дата)) не свидетельствует о прекращении ее права пользования спорным жилым помещением, соответственно исковые требования Мизевой Л.Н. к Мизеву В.А., Мелехину О.А. о признании договора купли-продажи недействительным подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мизева Л.Н. к Мизев В.А., Мелехин О.А. о признании договора купли-продажи двух комнат в трехкомнатной квартире недействительным, - удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи двух комнат с частью вспомогательных помещений общей площадью <.....> кв. м., в том числе жилой площадью <.....> кв. м., в трехкомнатной квартире по адресу: <АДРЕС>, заключенный (дата) между Мизев В.А. и Мелехин О.А..

В удовлетворении исковых требований Мизева Л.Н. к Мизев В.А., Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании договора безвозмездной передаче двух комнат в трехкомнатной квартире в собственность граждан недействительным, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца.

Копия верна,

Судья     М.В. Ладейщикова                 

2-1419/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее