Дело № 2-2897/2022
УИД №
Заочное решение
Именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.
20 сентября 2022 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гараевой Н.В., при секретаре судебного заседания КОВ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ФИО1 <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор ФИО1 <адрес> Удмуртской Республики, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать на территории микрорайона <адрес> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района рассмотрено обращение МАФ по факту отсутствия на территории микрорайона «<адрес> контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки установлено, что при осмотре места накопления ТКО у остановки общественного транспорта <адрес> (координаты №) контейнерная площадка из 4 контейнеров не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 <адрес> УР ОДС заявленные требования поддержала по доводам и основаниям изложенным в иске, согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
Согласно п. 1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Как установлено судом и следует из материалов дела в нарушение требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 контейнерная площадка при въезде на территорию <адрес> (координаты №) не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, твердые коммунальные отходы и контейнеры находятся за ее пределами. Также на контейнерной площадке отсутствует бункер для КГО и контейнер для раздельного накопления ТКО.
Указанные места накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «МО <адрес> УР» не включены.
Согласно Положению об Управлении «Каменское» Администрации МО «МО <адрес> УР», утвержденному решением Совета депутатов МО «МО <адрес> УР» от ДД.ММ.ГГГГ № в полномочия Управления «Каменское» входит осуществление надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов на подведомственной территории (уборка территории, прилегающей к контейнерным площадкам, контроль за состоянием контейнерных площадок).
Таким образом, Управление «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» нарушает требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям, что в свою очередь нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования прокурора и возложения на Управление «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» обязанности оборудовать на территории микрорайона <адрес> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ суд,
решил:
исковые требования Прокурора ФИО1 <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать Управление «Каменское» Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» оборудовать на территории микрорайона <адрес> контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Гараева