АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кребеля М.В.,
судей: Небера Ю.А., Черных О.Г.,
при секретаре Серяковой М.А
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1341/2024 по исковому заявлению Лукьянец Лидии Николаевны к председателю кооператива «Газовик» Шмидту Константину Александровичу, администрации Томского района, администрации Зональненского сельского поселения о признании права собственности на гараж,
по апелляционной жалобе истца Лукьянец Лидии Николаевны на решение Томского районного суда Томской области от 07 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., представителя истца Лукьянец Л.Н. Дурову В.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Лукьянец Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к председателю кооператива «Газовик» Шмидту К.А., администрации Томского района, администрации Зональненского сельского поселения о признании права собственности на гараж № /__/ в кооперативе «Газовик», /__/.
В обоснование требований указано, что истцом в 2005 году был построен спорный гараж. Из документов на гараж имеется технический паспорт и выписка из Единого государственного реестра недвижимости о постановке на учет.
В судебном заседании истец Лукьянец Л.Н. заявленные требования поддержала. Пояснила, что ее супругу был предоставлен земельный участок, однако документы о предоставлении земельного участка отсутствуют, право собственности не зарегистрировано. Она и супруг вступили в члены кооператива «Газовик». Строительство гаража осуществлено в 2005 году, подготовлен технический паспорт.
Представитель ответчика администрации Томского района Испирян Г.К. в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление (л.д. 53), в котором оставил принятие решения на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков председателя кооператива «Газовик» Шмидта К.А., администрации Зональненского сельского поселения, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Решением Томского районного суда Томской области от 07.08.2024 в удовлетворении исковых требований Лукьянец Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Лукьянец Л.Н. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска. Полагает, что судом не в полном объеме изучены представленные по делу доказательства, а именно технический паспорт на нежилое строение. Суд не выяснил действительную дату завершения строительства гаража, оставил без внимания указанную в техническом паспорте дату постройки – 1994 года, что является юридически значимым обстоятельством и дает возможность истцу признать право собственности на нежилое строение в порядке «гаражной амнистии».
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Томского района просит решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 12.08.1996).
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В силу ст. 5 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров к тем правам и обязанностям, которые возникли до введения в действие части первой Кодекса, подлежит применению законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, даже если нормы законов уже признаны утратившими силу.
Обращаясь в суд с иском, Лукьянец Л.Н. просила признать право собственности на гараж № /__/ в гаражном кооперативе «Газовик», расположенном в /__/, указывая, что гараж был построен мужем, ему выделяли земельный участок, из документов имеется только технический паспорт на гараж по состоянию на 2005 год, оформленный на имя истца, иными документами в отношении гаража, земельного участка под ним не располагает.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое строение гараж является кирпичным, фундамент ленточный, бетонный, 1994 года постройки, имеет площадь /__/ кв.м.(л.д. 17-19).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.11.2024, сведения о зарегистрированных правах на нежилое строение с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м., расположенного на первом этаже по адресу: /__/, гаражный кооператив «Газовик», гараж № /__/, отсутствуют.
По сообщению администрации Томского района от 04.07.2024, администрации Зональненского сельского поселения от 02.07.2024 документы о предоставлении земельного участка для строительства гаражей гаражному кооперативу «Газовик» отсутствуют (л.д. 80-81, 83).
Согласно ответу ОГБУ «ТОЦИК» от 01.07.2024, ООО «Ростехинвентаризация –БТИ» от 24.06.2024 документации в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: /__/, гаражный кооператив «Газовик», гараж № /__/, не обнаружено.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в качестве объекта владения и пользования истца выступает строение, в отношении которого не представлены доказательства его создания как недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, гараж возведен на земельном участке, не предоставленном истцу на каком-либо вещном праве, сведения об участке в ЕГРН отсутствуют, как и отсутствуют сведения о предоставлении указанного земельного участка кооперативу «Газовик» для строительства гаражей, разрешение на строительство не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из разъяснений, приведенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возникновение права собственности в порядке пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 1 названной статьи обусловлено полной выплатой пая членом потребительского кооператива и созданием объекта с соблюдением закона и иных правовых актов.
Последнее условие применительно к спорному объекту как недвижимому имуществу должно подтверждаться разрешительной документацией на земельный участок, предоставленный кооперативу, на строительство гаражного бокса, вводом его в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае согласно представленному техническому паспорту год постройки гаража указан как 1994 год, т.е. до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.7, предусматривающей возможность предоставления гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей.
Пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в том числе в случае, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
При этом из положений п.5 и 6 ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что в этих целях достаточно предоставление гражданином одного или нескольких из следующих документов:
документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;
заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из дела, указанные документы истцом представлены не были.
Если гараж возведен до 30.12.2004 и является объектом капитального строительства, действующее законодательство предусматривает возможность зарегистрировать право собственности на него в упрощенном порядке одновременно с правом собственности на земельный участок под таким гаражом, предоставленный гражданину бесплатно в соответствии с Законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ч. 23, 26, 27 ст. 70 Закона № 218-ФЗ; ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ).
Фактическое строительство блока гаражей без необходимых разрешений, в отсутствие доказательств принадлежности земельного участка кооперативу само по себе не свидетельствует о приобретении гаражно-строительным кооперативом либо его членами права собственности на гаражи.
Таким образом, признание за истцом права собственности на гараж допустимо в случае подтверждения факта предоставления земельного участка под строительство гаражей кооперативу либо иному лицу.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о расположении гаража на земельном участке, предоставленном в установленном законом порядке непосредственно ответчику ГК «Газовик» под строительство гаражей, истцом не представлено, а судом первой инстанции в ходе истребования таких сведений не установлено.
При установленных обстоятельствах размещения объекта недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном в этих целях гаражному кооперативу, равно как и не предоставленном истцу, с учетом отсутствия сведений о постановке земельного участка на кадастровый учет, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении иска.
С учетом изложенного, выводы суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия находит обоснованными, доводы жалобы, оспаривающие указанные выводы суда – подлежащими отклонению.
Вопреки доводам жалобы истца, одного лишь технического паспорта на нежилое строение по смыслу положений ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» недостаточно для признания права собственности на капитальный объект строительства и расположенный под ним земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного решения, исходя из доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 07 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Лукьянец Лидии Николаевны – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Кемерово) через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.11.2024.