Стр. 150 г/п 0 руб.
Судья – Роскова О.В. №33-1385/2023 21 февраля 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда Романова Н.В., при помощнике судьи Калухиной А.Н., рассмотрев гражданское дело № по заявлению администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г. по делу № по частной жалобе администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на определение Няндомского районного суда Архангельской области от 19 декабря 2022 г.,
установил:
администрация Няндомского муниципального района Архангельской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 августа 2016 г., удовлетворен иск Плесецкого территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район», муниципальному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. На администрацию МО «Няндомский муниципальный район» возложена обязанность разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - артезианских скважин, расположенных: <адрес> - согласно п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 1 декабря 2018 г. Действия муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» по предоставлению некачественной питьевой воды с водозабора: артезианской скважины, расположенной по <адрес>, признаны противоправными. На муниципальное предприятие «Водоканал» МО «Няндомский район» возложена обязанность осуществлять подготовку воды до ее подачи потребителям - населению г. Няндома, Няндомского района в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Для исполнения данного решения суда постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 9 ноября 2018 г. № утверждена муниципальная программа «Развитие коммунальной инфраструктуры Няндомского района». Постановлением администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 августа 2020 г. №-па «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие коммунальной инфраструктуры Няндомского района» были внесены изменения, согласно которым увеличено финансирование на разработку и утверждение проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования «Няндомское». На выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений на территории Няндомского муниципального района: <адрес>, заключен муниципальный контракт № от 09 ноября 2020 г. Исполнитель - ООО «Росэко», г. Вологда. В адрес администрации поступили санитарно-эпидемиологические заключения, которые соответствуют требованиям, установленным проектной документации границы ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес>. Согласование проекта ЗСО <адрес>, ранее было приостановлено. Необходимо актуализировать рабочую программу производственного контроля ООО «Няндомская вода». В настоящее время рабочая программа разработана, согласована и утверждена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области. В отношении подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений на территории Няндомского муниципального района, <адрес> получена отчеты о невозможности разработки зон санитарной охраны. В связи с чем, в рамках муниципальной программы «Развитие коммунальной инфраструктуры Няндомского муниципального округа» необходимо сделать техническую оценку состояния скважин, затем разработать проект на ликвидацию вышеуказанных скважин, после чего выполнить работы по ликвидации (тампонажу) артезианских скважин. Проведение ремонтных работ может производиться только на основании заключенного муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реализация которого составляет прохождение необходимых процедур с соблюдением установленных законов сроков. Таким образом, администрацией принимаются все исчерпывающие меры по исполнению вышеуказанного решения суда в полном объеме. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о невозможности исполнения решения Няндомского районного суда в настоящее время, в связи с чем просит предоставить отсрочку исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г. сроком до 1 сентября 2023 г.
Суд в соответствии со ст. 203.1 ГПК РФ, рассмотрел указанное заявление без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Определением суда в удовлетворении заявления администрации Няндомского муниципального района Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г. по делу № отказано.
С данным определением не согласился заявитель, в частной жалобе просит определение отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование частной жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам, приведенным в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Считает, что администрацией принимаются все исчерпывающие меры по исполнению решения суда, однако в настоящее время своевременное исполнение решения суда в полном объеме и в установленный срок затруднительно по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Дело рассмотрено судьей суда апелляционной инстанции в порядке ч. 3 и ч. 4 ст. 333 ГПК РФ единолично и без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 26 июня 2008 г. №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» (п. 23), разъяснил, что при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Из приведенных норм права и акта их толкования следует, что основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 19 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Няндомского районного суда Архангельской области от 26 мая 2016 г. удовлетворен иск Плесецкого территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район», муниципальному предприятию «Водоканал» МО «Няндомский район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. На администрацию МО «Няндомский муниципальный район» возложена обязанность разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения муниципального образования - артезианских скважин, расположенных: <адрес> - согласно п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 1 декабря 2018 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Няндомскому району УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2018 г. по делу № в отношении администрации МО «Няндомский муниципальный район» возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Во исполнение решения суда постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 9 ноября 2018 г. № утверждена муниципальная программа «Развитие коммунальной инфраструктуры Няндомского района». Постановлением администрации Няндомского муниципального района Архангельской области от 7 августа 2020 г. №-па «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие коммунальной инфраструктуры Няндомского района» были внесены изменения, согласно которым увеличено финансирование на разработку и утверждение проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения МО «Няндомское». На выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений на территории Няндомского муниципального района: <адрес>, заключен муниципальный контракт № от 9 ноября 2020 г. Исполнитель - ООО «Росэко», г. Вологда. На основании письма от 26 октября 2021 г. № от ООО «Росэко» исполнитель обязуется выполнить обязанности, возложенные на него согласно муниципальному контракту в срок до 20 марта 2022 г.
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 11 сентября 2020 г. администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения Няндомского районного суда от 26 мая 2016 г. по иску Плесецкого территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район», муниципальному предприятию «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства до 31 марта 2021 г.
В октябре 2022 г. составлены санитарно-эпидемиологические заключения, которыми подтверждается соответствие требованиям, установленным проектной документации границы ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения расположенных по адресам: <адрес>.
Согласование проекта ЗСО <адрес>, было приостановлено в связи с необходимостью актуализации рабочей программы производственного контроля ООО «Няндомская вода».
В отношении подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений на территории Няндомского муниципального района, <адрес> получены отчеты о невозможности разработки зон санитарной охраны.
Отказывая заявителю в предоставлении новой отсрочки исполнения решения, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий в исполнении решения суда в установленные судом сроки, заявителем не представлено. Кроме того, предоставление новой отсрочки приведет к нарушению прав потребителей услуги по водоснабжению, проживающих на территории г. Няндома и Няндомского района.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы о том, что администрация Няндомского муниципального района Архангельской области предпринимает исчерпывающие меры для исполнения решения суда, не являются основанием для предоставления отсрочки, поскольку не свидетельствуют о наличии непреодолимых препятствий для исполнения решения суда. Вместе с тем каких-либо доказательств наличия исключительных обстоятельств, создающих препятствия для исполнения решения суда, заявителем не представлено.
Ссылка на то, что исполнение решения суда в настоящее время невозможно, в связи с необходимостью технической оценки состояния скважин, расположенных на территории Няндомского муниципального района, <адрес>, разработки проекта на их ликвидацию и выполнения работ по ликвидации скважин, для чего необходимо заключение муниципальных контрактов с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не принимается.
Данных о том, когда администрация получила отчеты о невозможности разработки зон санитарной охраны в отношении данных объектов, в материалах дела нет. Доказательства того, что администрация предприняла меря для исполнения решения суда с учетом полученных отчетов о невозможности разработки зон санитарной охраны, в материалах дела отсутствуют. Сроки проведения технической оценки состояния скважин, разработки проекта ликвидации и выполнения работ по ликвидации скважин не указаны.
Доказательств того, что указанные мероприятия будут исполнены в срок до 1 сентября 2023 г., на который заявитель просит предоставить отсрочку исполнения решения суда, не представлены.
Судья апелляционной инстанции считает, что с момента вступления решения суда в законную силу 25 августа 2016 г. у заявителя было достаточно времени для своевременного и надлежащего исполнения решения суда.
Администрации Няндомского муниципального района Архангельской области уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 марта 2021 г., однако решение до настоящего времени не исполнено.
Кроме того, длительное неисполнение решения суда нарушает права взыскателя на судебную защиту, ведет к существенному нарушению прав потребителей услуги по водоснабжению, проживающих на территории г.Няндома и Няндомского района, что является недопустимым.
При разрешении заявления судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного определения.
Доводы частной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения, так как являются аналогичными доводам, отраженным в заявлении, которые являлись предметом исследования и оценки суда, с которой судья апелляционной инстанции согласился.
Каких-либо новых фактов, которые остались без внимания суда первой инстанции, частная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах определение является законным и обоснованным, а потому отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции
определил:
определение Няндомского районного суда Архангельской области от 19 декабря 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу администрации Няндомского муниципального района Архангельской области – без удовлетворения.
Судья Н.В. Романова