Дело 2-1517/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2016 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре Погудиной Н.В., с участием прокурора Лысьвенской городской прокуратуры Кабыш Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску ФИО3 к Отделу МВД России по Лысьвенскому городскому округу, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Лысьвенскому городскому округу Пермского края о взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он содержался под стражей в изоляторе временного содержания г. Лысьвы (далее – ИВС г. Лысьвы) в ненадлежащих условиях, унижающих его честь и достоинство, в частности, нарушался лимит по количеству лиц, содержащихся в камере; ему не были выданы постельные принадлежности; стены камеры имели покрытие в виде «шубы»; санитарный узел не был оборудован условиями приватности, отсутствовали кровати – спать приходилось на досках. В результате ненадлежащих условий содержания в указанный период у истца произошло ухудшение состояния здоровья - появились головные боли, кроме того, он подвергался стрессу. Считает, что содержание в данных условиях унижает его честь и достоинство, оказывает на него моральное и психическое давление. Свои нравственные страдания оценивает в <данные изъяты> рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю.
Истец ФИО3 отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в суд не этапирован ввиду отсутствия процессуальной нормы. От иска не отказался, своего представителя в суд не направил.
Представитель ОМВД по Лысьвенскому городскому округу ФИО6 в письменном отзыве относительно исковых требований возражал, указав, что ФИО3 действительно содержался ДД.ММ.ГГГГ в ИВС Отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу, нормы содержания не нарушены и соответствуют действующему законодательству.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО7 в письменном отзыве просила в удовлетворении иска отказать, указав на то, что МВД России и ГУ МВД по Пермскому краю не являются надлежащими ответчиками по делу, не являются органами, исполняющими судебные акты по искам о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации, поскольку не несут расходных обязательств по указанным статьям расходов.
Представитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю и Министерства финансов РФ ФИО8 в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие морального вреда его размер, кроме того, указал на то, что Управление Федерального казначейства по Пермскому краю не является финансовым органом применительно к ст. 1071 ГК РФ и, следовательно, надлежащим ответчиком по делу.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего частично удовлетворить требования истца, суд приходит к следующему.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как следует из материалов дела, ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался под стражей в камере № ИВС г. Лысьвы (59-64).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. (далее – Закон).
В силу ст. 4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка (п. 9, 12 ст. 17 Закона). Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м (ст. 23 Закона). Обязанность по выполнению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, возложена на администрацию мест содержания под стражей (ст. 24 Закона).
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 года №950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. В соответствии с п. 43 указанных Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями, наволочкой. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47). Камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (п. 45).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений указанных правовых норм, в данных спорных правоотношениях истец обязан доказать факт наступление вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения ответчика, доказательства же отсутствия своей вины должен представить ответчик.
Обстоятельства, на которые ссылается истец и которые ему подлежало доказать, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
По данным ИВС г. Лысьвы ДД.ММ.ГГГГ в камере № совместно с истцом содержалось 9 человек при общей площади камеры в 8,7 кв.м (л.д. 59-64, 75).
Сведения о выдаче постельного белья, спальных принадлежностей содержащимся в ИВС лицам за указанный период отсутствует, что подтверждается справкой начальника ИВС Отделам МВД по Лысьвенскому городскому округу (л.д. 63).
Согласно заключениям по результатам служебных проверок ГУВД по Пермскому краю от 02.07.2008 г. и 19.08.2008 г., здание, в котором размещен ИВС ОВД г. Лысьвы, 1905 года постройки, не соответствует санитарным нормам. Существующее расположение санитарных узлов в камерах ИВС не обеспечивает их достаточную изолированность при пользовании от остальной части камер, перегородки не установлены из-за недостаточной площади камер и других конструктивных особенностей старого здания ОВД. Нашло подтверждение значительное перенаполнение камер ИВС свыше установленного лимита мест, вызванное, в том числе, недостаточной площадью камер (л.д. 19-24, 28 (об)-30).
Из актов санитарно-эпидемиологического обследования ИВС ОВД по Лысьвенскому муниципальному району, составленных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 28.09.2009 г. и от 23.06.2010 г. следует, что в изоляторе нарушаются нормы содержания по площади на одного человека, деревянные сплошные нары, на стенах камер «шуба» (усиленная рельефная штукатурка), имеются черные пятна от копоти (л.д. 25-28).
Аналогичные нарушения были выявлены в ходе служебной проверки от 16.06.2011г. (л.д. 31-33) при проведении мероприятий по контролю санитарно-гигиенического состояния и противоэпидемического режима от 05.03.2012 г. (л.д. 34-36).
Решением Свердловского районного суда города Перми от 01.07.2010 г. также установлены нарушения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ИВС г. Лысьвы(л.д. 44-46).
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 10.03.2016 г. отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лысьвенскому городскому округу Пермского края возложена обязанность в том числе: в камерах №№ 2, 3, 5, 7, 9 произвести работы по очистке стен от пористого штукатурного покрытия «шуба», укомплектовать ИВС постельными принадлежностями и постельным бельем в соответствии с нормами (л.д. 48-50).
С учетом изложенного, доводы истца о том, что условия, в которых в 2007г. он содержался, не соответствовали установленным законодательством нормам и нарушали его права, нашли свое подтверждение. Данные обстоятельства в силу статьи 56 ГПК РФ ответчиками не опровергнуты.
Сам по себе факт содержания истца в условиях, не соответствующих установленным требованиям, влечет нарушение его прав, гарантированных законом и является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания, и вызвать чувство унижения.
Вред истцу причинен по вине ИВС Отдела МВД России по Лысьвенскому городскому округу, поскольку именно на должностных лиц данного учреждения возложена обязанность по обеспечению надлежащих условий содержания находящихся в ИВС лиц.
Таким образом, требования истца подлежащими удовлетворению.
При определении размера морального вреда суд учитывает степень перенесенных
истцом нравственных страданий в связи с унижающими его достоинство условиями содержания под стражей. Кроме того, суд учитывает, что каких-либо негативных последствий в связи с такими условиями содержания для истца не наступило. Его доводы по поводу ухудшения здоровья в связи с содержанием в ненадлежащих условиях, своего подтверждения в судебном заседании не нашли. Согласно справке начальника ИВС Отделам МВД России по Лысьвенскому городскому округу в период содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за медицинской помощью к фельдшеру ИВС ФИО3 не обращался (л.д. 61). Исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда за один день содержания в размере <данные изъяты> руб., в остальной части требования истца следует считать завышенными.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание органов внутренних дел, является Министерство внутренних дел Российской Федерации (пп. 63 п.12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. №8).
Таким образом, в рассматриваемом случае с учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответственность за вред, причиненный ФИО3 в результате необеспечения Отделом МВД России по Лысьвенскому городскому округу надлежащих условий содержания в ИВС, должна быть возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что МВД РФ было привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика, а неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в иске только по этому основанию, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей с надлежащего ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.А.Киселева