Решение по делу № 2-104/2023 от 15.06.2023

Дело 46RS0024-01-2023-000138-91

№2-104/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 г.                         п. Тим

                        

    Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи             Плотниковой С.В.,

    при секретаре                    Арцыбашевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района Курской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда в отношении 40 рабочих мест в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда и производственного травматизма, в ходе которой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в образовательном учреждении в нарушение положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 212 ТК РФ не выполнены мероприятия, направленные на специальную оценку условий труда, которая проводилась 22.02.2018. Несоблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда в условиях производства создает угрозу повышенного производственного травматизма, что непосредственно затрагивает права и законные интересы работников данного учреждения.

Представитель истца помощник прокурора Васильева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МКОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица администрации Тимского района Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 и ст. 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. (ст. 37 Конституции РФ)

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

Работник имеет право в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 21 ТК РФ)

Указанным правам работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст.ст.22, 214 ТК РФ)

Так, в силу ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. (ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ).Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению, утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. №33н.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Судом установлено и следует из материалов деда, что прокуратурой Тимского района Курской области проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда и производственного травматизма в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что в штатном расписании МКОУ «Булгаковская СОШ» предусмотрено 36 рабочих места, однако мероприятия по специальной оценке условий труда на рабочих местах не проведены. Специальная оценка условий труда проводилась 22.02.2018.

Согласно сообщению №206 от 14.04.2023 начальника Управления образования администрации Тимского района Курской области денежные средства на проведение специальной оценки условий труда в 2023 году в соответствии с заявками руководителей образовательных организаций выделены.

Между тем, до настоящего времени мероприятия по организации проведения специальной оценки труда работодателем не выполнены, что создает угрозу повышенного производственного травматизма и непосредственно затрагивает права и законные интересы работников данного учреждения.

Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспорены.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Тимского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тимского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к МКОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести мероприятия по специальной оценке условий труда, удовлетворить.

Возложить на МКОУ «Булгаковская средняя общеобразовательная школа» обязанность по организации мероприятия по специальной оценке условий труда в отношении 36 рабочих мест в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 25.07.2023.

Председательствующий судья:

2-104/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Тимского района Курской области
Ответчики
МКОУ "Булгаковская основная общеобразовательная школа"
Другие
Администрация Тимского района Курской области
Суд
Тимский районный суд Курской области
Дело на сайте суда
timsky.krs.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Подготовка дела (собеседование)
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Дело оформлено
13.11.2023Дело передано в архив
25.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее