5-8/2025 (5-1216/2024;)
86RS0002-01-2024-012973-83
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 20 января 2025 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Коваленко Т.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Самотлорнефтепромхим», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №,
УСТАНОВИЛ:
АО «Самотлорнефтепромхим» совершило повторное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.
<дата> по адресу: <адрес> юридическое лицо АО «Самотлорнефтепромхим» нарушены требования пожарной безопасности, предусмотренные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства № 1479 от 16.09.2020 (ред. от 30.03.2023), а именно: запоры на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, фойе, лестничных клеток, зальных помещений, не обеспечивают возможность их свободного открытия изнутри без ключа (в нарушение п. 26 № 1479 ППР РФ); в лестничных клетках устроены кладовые и другие подсобные помещения для хранения горючих материалов (лестничная площадка № 27, 34 согласно технического паспорта ИН 1546 от 23.10.2023) (в нарушение п.п «к» п. 16 ППР РФ), чем совершило повторное правонарушение в течение года по ч. 1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно 11 октября 2024 года АО «Самотлорнефтепромхим» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вступило в законную силу 21.10.2024 года.
Должностное лицо, государственный инспектор города Нижневартовска по пожарному надзору, составивший протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Рябков С.О.в судебном заседании настаивал на привлечении АО «Самотлорнефтепромхим» к административной ответственности, меру наказания оставил на усмотрение суда.
Законный представитель АО «Самотлорнефтепромхим» на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного органа, изучив представленный в суд административный материал в целом, судья приходит к следующему.
В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 10 июля 2023 года, далее - Закон о пожарной безопасности).
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
На руководителей организаций частью 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
Статьей 52 Технического регламента определено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (пункт 2).
В силу статьи 89 Технического регламента эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1). Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" (часть 2).
Иными частями указанной статьи установлено, какие выходы являются эвакуационными и требования к ним.
Согласно п. 26 подпункту «в» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (ред. от 30.03.2023) Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не допускающий открывания дверей таких помещений изнутри, должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания и (или) дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.
Руководитель организации, а также дежурный персонал на объекте защиты, на котором возник пожар, обеспечивают подразделениям пожарной охраны доступ в любые помещения для целей эвакуации и спасения людей, ограничения распространения, локализации и тушения пожара.
В силу пп. "к" п. 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и площадками вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов.
На основании решения о проведении внеплановой выездной проверки начальника ОНДиПР (по г. Нижневартовску) УНДиПР Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре от 15.11.2024 года № 2411/007-86/297-В/РВП инженером отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г. Нижневартовску) УНДиПР Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре была проведена внеплановая выездная проверка объекта-защиты – РММ с пристроенным спорткомплексом и механическими мастерскими, эксплуатируемый юридическим лицо АО «Самотлорнефтепромхим» по адресу: <адрес>. Срок проведения проверки с <дата> 09:00 по <дата> 18:00 (л.д. 19-21). С решением о проведении выездной проверки защитник АО «Самотлорнефтепромхим» доверенности № от <дата> Нежура С.Г. ознакомлен <дата> в 10:30 (л.д. 21), то есть доказательства по делу получены в установленном законом порядке. Проверка была проведена в целях выяснения, исполнено ли ранее выданное предписание.
<дата> в установленном порядке был составлен протокол осмотра, из которого следует, что было осмотрено Здание РММ с пристроенным спорткомплексом и механическими мастерскими расположенными по адресу: <адрес>
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, лестничных клеток, подвальных помещений не обеспечена возможность их свободного открывания изнутри без ключа. В лестничных клетках устроены кладовые и другие подсобные помещения для хранения горючих материалов (лестничная площадка (№ 27, 34) согласно технического паспорта ИН 1546 от 23.10.2003)/. Специальная одежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, хранится в подвешенном виде в помещении первого этажа 3 этажного здания в северное части здания). В полу на путях эвакуации (тамбуры первого этажа 3 этажного здания в южной и северной частях здания) имеется перепад высот менее 0,45 м и выступы. Не обеспечивается выполнение работ по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (отсутствуют записи в журнале). В здании РММ с пристроенным спорткомплексом и механическими мастерскими эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. Объект защиты (пристроенное 3 этажное здание, приспособленного для временного пребывания людей (общежитие)) не оборудовано системой автоматического дублирования сигналов о пожаре в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (л.д.26-31)
По окончанию проверки был составлен акт выездной проверки №2411/007-86/297-В/АВП от 09 декабря 2024 г., в соответствии с которым в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства № 1479 от 16.09.2020 (л.д. 22-25).
<дата> в 16:34 защитник АО «Самотлорнефтепромхим» по доверенности № от <дата> (л.д. 6) Шафранский П.Н. был ознакомлен с актом проверки.
В ходе проверки в установленном порядке был составлен протокол от <дата> (л.д.26-28), в которым описаны выявленные нарушения. Протокол осмотра составлялся в присутствии защитник АО «Самотлорнефтепромхим» Шафранского П.Н., замечаний по содержанию протокола от защитника Шафранского П.Н.. не поступило. Выявленные нарушения подтверждаются фототаблицей к протоколу осмотра (л.д. 29-31).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Нижневартовска по пожарному надзору № от <дата> АО «Самотлорнефтепромхим» признано виновным в совершении административного правонарушения в области пожарной безопасности ответственность, за которая предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей (л.д. 50-57). Данное постановление исполнено <дата>, платежное поручение № (л.д.56), в соответствии со ст. 30.1, ст. 30.2, ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжаловано не было, вступило в законную силу <дата>.
Факт повторного совершения АО «Самотлорнефтепромхим» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного заседания вышеуказанных материалов дела.
Таким образом, в действиях (бездействиях) юридического лица АО «Самотлорнефтепромхим» усматриваются признаки административного правонарушения, которые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях (Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) квалифицируются судьей по ч. 2.1 ст. 20.4 - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
При назначении наказания АО «Самотлорнефтепромхим», судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, в целях предупреждения совершения новых правонарушений считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.10 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо АО «Самотлорнефтепромхим» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу. За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья Т.К. Коваленко