Судья Коренецкая Е.В. УИД 39RS0002-01-2024-005519-49
дело №2-5207/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-915/2025
19 февраля 2025 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Никифоровой Ю.С.
судей Теплинской Т.В., Харитоненко Н.О.
при секретаре Вишняковой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО «Город Калининград» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 29 октября 2024 года по делу по иску АО «Янтарьэнергосбыт» к администрации ГО «Город Калининград» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию.
Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
АО «Янтарьэнергосбыт» обратилось в суд с иском, указав, что осуществляет отпуск электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое принадлежало ФИО1 По указанному помещению образовалась задолженность по оплате за потребленную электроэнергию за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в размере 5 584,95 рублей. АО «Янтарьэнергосбыт» обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Калининграда, которое было возвращено в связи со смертью ФИО1
С учетом изложенного, истец просил взыскать с наследников ФИО1 задолженность по оплате за потребленную электроэнергию по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в размере 5 584,95 рублей, пени в размере 399,06 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Судом к участию в деле в качестве ответчика был привлечен орган местного самоуправления – администрация ГО «Город Калининград».
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 29 октября 2024 года исковые требования АО «Янтарьэнергосбыт» удовлетворены.
Взыскана с администрации городского округа «Город Калининград» в пользу АО «Янтарьэнергосбыт» задолженность по оплате за потребленную электроэнергию по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> в размере 5 584,95 рублей, пени в размере 399,06 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 6 384 (шесть тысяч триста восемьдесят четыре) рубля 01 копеек.
В апелляционной жалобе администрация ГО «Город Калининград» просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске. Ссылается на то, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> не относится к муниципальной собственности ГО «Город Калининград». Также указывает, что данная квартира выморочным имуществом не признана, решение суда о признании имущества таковым отсутствует, администрация с заявлением о принятии наследства в установленном законом порядке не обращалась, в связи с чем полагает, что не является наследником умершей ФИО1 Полагает, что поскольку на администрацию не возлагалась обязанность по оплате задолженности за потребленную электроэнергию, администрация не уклонялась от такой обязанности, считает, что судом неправомерно возложена обязанность по уплате пени, начисленной на образовавшуюся задолженность.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «Янтарьэнергосбыт» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст.167, ч.1, 2 ст.327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что с 12.02.2001 собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являлась ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.
Из копии поквартирной карточки следует, что на день смерти ФИО1 была зарегистрирована по вышеуказанному адресу и снята с регистрационного учета в связи со смертью. Сведения о регистрации по данному адресу других граждан, в том числе, возможных наследников ФИО1, отсутствуют.
В поквартирной карточке содержатся сведения о том, что сын ФИО1 - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, муж ФИО1 – ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 – ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
По данным реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело к имуществу умершей ФИО1 не заводилось.
Срок для принятия наследства истек 30 мая 2023 года. Данных о наличии у ФИО1 наследников материалы дела не содержат.
АО «Янтарьэнергосбыт» с 01.01.2012 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области.
Согласно представленному истцом расчету сумма задолженности по оплате за потребленную электроэнергию в указанном жилом помещении за период с 01.12.2022 по 31.05.2023, то есть после смерти ФИО1, составила 5 584,95 рублей, пени в размере 399,06 рублей. Сведений о погашении указанной задолженности материалы дела не содержат.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.1151, 1152, 1157 ГК РФ, ст.ст.153, 155, 157 ЖК РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оставшееся после смерти ФИО1 имущество в виде квартиры является выморочным имуществом, которое в силу закона переходит в собственность муниципального образования ГО «Город Калининград» со дня смерти наследодателя, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Определяя размер подлежащей взысканию задолженности по оплате потребленной электроэнергии и пени, суд первой инстанции, принял во внимание представленный истцом расчет, как соответствующий действующему законодательству, и не оспоренный ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, обязанность собственника своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьями 30, 153 - 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя.
В силу пункта 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенного на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 указанного постановления разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистраций прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 вышеприведенного постановления).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, которая включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что в силу вышеприведенных норм права принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации), выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств независимо об осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Поскольку наличие у умершей ФИО1 наследников, принявших наследство, не было установлено, суд пришел к правильному выводу о том, что спорная квартира является выморочным имуществом и ее собственником с 30.11.2022 является муниципальное образование ГО «Город Калининград», соответственно, обязанность по оплате коммунальных услуг с даты открытия наследства перешла к муниципальному образованию ГО «Город Калининград», как наследнику выморочного имущества.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылки в апелляционной жалобе на необоснованное взыскание с ответчика пени также не могут быть приняты во внимание. Учитывая, что оплата потребленной в период с 01.12.2022 по 31.05.2023 электроэнергии ответчиком, как собственником жилого помещения, в установленные законом сроки не производилась, спорная задолженность ответчиком не погашена, судом правомерно удовлетворены требования о взыскании с ответчика пени, начисленной в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 29 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.02.2025.
Председательствующий:
Судьи: