А79-6664/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-6664/2009
07 июля 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике,
к конкурсному управляющему Смирнову Алексею Константиновичу,
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя- Петровой Н.А. по доверенности № 3 от 11.01.2009,
ответчика- Смирнова А.К.
установил:
Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее заявитель, Управление, УФРС по ЧР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя - конкурсного управляющего МУП «МПО ЖКХ» Смирнова Алексея Константиновича г. Чебоксары (далее ответчик, арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Заявление мотивировано тем, что определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.10.2006 Смирнов А.К. назначен конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия Марпосадского района «Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» г. Мариинский Посад (далее должник, МУП «МПО ЖКХ»), признанного несостоятельным (банкротом) решением арбитражного суда от 18.07.2006 по делу № А79-782/03-СК1-767.
По результатам рассмотрения обращения МИФНС № 5 по Чувашской Республике заявитель пришел к выводу о нарушении конкурсным управляющим Смирновым А.К. положений пункта 3 статьи 111, пункта 2 статьи 129, статьи 130, пункта 1 статьи 139, пункта 2 статьи 140 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), а именно: несмотря на то, что оценка имущества должника фактически не была проведена, арбитражный управляющий представил 16.02.2009 собранию кредиторов на утверждение предложение о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника (дебиторской задолженности) и на указанном собрании Положение о реализации дебиторской задолженности было утверждено.
Усмотрев в данных действиях ответчика признаки административного правонарушения, должностное лицо составило в отношении арбитражного управляющего протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В связи с чем, на основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении заявитель просит привлечь ответчика к административном ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Арбитражный управляющий Смирнов А.К. заявленные требования не признал и указал, что он все делал добросовестно.
Пояснил, что он, как конкурсный управляющий должника, взыскивал дебиторскую задолженность через службу судебных приставов. Последняя задолженность по квартплате была получена 12.11.2008 в сумме 24 751 руб. 22 коп. Остальные исполнительные документы были возвращены судебными приставами-исполнителями без исполнения в связи с невозможностью взыскания. На основании пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве им были привлечены оценщики, а после получения результатов оценки, отчет об оценке был направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для получения заключения. 13.01.2009 было получено заключение № 9 об оценке рыночной стоимости права требования от 25.09.2009, где на странице 2 было указано, что описание объекта оценки не позволяет идентифицировать объект оценки из-за отсутствия даты возникновения дебиторской задолженности, так же не позволяет применить действующие методики по оценке дебиторской задолженности.
Согласно пункту 5 статьи 130 Закона о банкротстве на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика. Исходя из этого, было проведено собрание кредиторов, которое утвердило Положение о порядке реализации дебиторской задолженности должника, а также было решено продавать дебиторскую задолженность по номинальной стоимости, которая указана в списке должников МУП «МПО ЖКХ» на 01.06.2008. До настоящего времени проводятся торги по продаже дебиторской задолженности.
Поэтому считает требование заявителя о привлечении его к административной ответственности необоснованным.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.07.2006 по делу № А79-782/03-СК1-767 муниципальное унитарное предприятие «Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» г.Мариинский Посад Чувашской Республики признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства. Конкурсным управляющим должника определением арбитражного суда от 17.10.2006 назначен Смирнов А.К.
В УФРС по ЧР поступила жалоба МИФНС № 5 по ЧР о нарушении конкурсным управляющим МУП «МПО ЖКХ» положений Закона о банкротстве.
Проведенной Управлением проверкой сведений, изложенных в жалобе уполномоченного органа, было установлено, что инвентаризация имущества должника арбитражным управляющим проведена 15.11.2006; оценка рыночной стоимости права требования должника проведена 01.09.2008 года ООО «Аудит-Гарант» (отчет № 9 об оценке рыночной стоимости права требования от 25.09.2008). Однако, заключением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 31.12.2008 № 04-14/5850 отчет №9 об оценке рыночной стоимости права требования от 25.09.2008 ООО «Аудит-Гарант» признан не соответствующим Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3), утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, № 255 и № 256, и не может быть рекомендован для целей совершения сделки.
Следовательно, хотя оценка дебиторской задолженности и была проведена, но ее результаты не удовлетворяют требованиям закона в части, касающейся необходимости оценки имущества должника, то есть не могут расцениваться в качестве оценки имущества как таковой.
На основании изложенного Управление сделало вывод, что несмотря на то, что оценка имущества должника фактически не была проведена, арбитражный управляющий представил 16.02.2009 собранию кредиторов на утверждение предложение о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника (дебиторской задолженности) и на указанном собрании Положение о реализации дебиторской задолженности было утверждено, тем самым нарушены положения пункта 3 статьи 111, пункта 2 статьи 129, статьи 130, пункта 1 статьи 139, пункта 2 статьи 140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
По данным фактам в отношении Смирнова А.К., и в его присутствии должностным лицом Управлении 17.06.2009 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Одновременно арбитражному управляющему были разъяснены его права и обязанности, установленные КоАП РФ, от него получены объяснения, и ему выдана копия протокола.
Данный протокол с материалами административного дела переданы в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Проанализировав материалы дела в совокупности, суд считает заявление УФРС по ЧР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона).
В силу части 2 статьи 129 Закона о банкротстве в редакции, действующей в отношении процедуры конкурсного производства МУП «МПО ЖКХ», конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Согласно части 1 статьи 139 данного Федерального закона в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
Частями 1 и 2 статьи 140 Закона о банкротстве, регулирующими порядок уступки прав требования должника, установлено, что конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 и 5 статьи 111 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.
В части 3 статьи 111 названного закона определено, что начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 130 Закона о банкротстве имущество должника - унитарного предприятия оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке, за исключением случаев, когда балансовая стоимость имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей.
Из изложенных положений Закона о банкротстве следует, что конкурсный управляющий вправе приступать к продаже дебиторской задолженности должника только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и после того, как собранием кредиторов (комитетом кредиторов) будет установлена рыночная стоимость дебиторской задолженности, которая определяется на основании отчета об оценке, подготовленного независимым оценщиком, с учетом заключения соответствующего государственного органа по проведенной оценке.
Из материалов дела усматривается, что конкурсным управляющим получен отчет № 9 об оценке рыночной стоимости права требования от 25.09.2008, подготовленный ООО «Аудит-Гарант». Между тем, заключением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 31.12.2008 № 04-14/5850 данный отчет № 9 об оценке рыночной стоимости права требования признан не соответствующим Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3), утвержденным приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, № 255 и № 256, и, поэтому, он не может быть рекомендован для целей совершения сделки.
Таким образом, несмотря на наличие отчета № 9 об оценке рыночной стоимости права требования от 25.09.2008, результаты данной оценки не соответствуют положениям обозначенных Федеральных законов и данный отчет нельзя рассматривать в качестве надлежащей оценки дебиторской задолженности должника.
Тем не менее, конкурсным управляющим было представлено на утверждение собранию кредиторов должника Положение о порядке реализации дебиторской задолженности МУП «МПО ЖКХ», разработанное на основании статей 110 и 139 Закона о банкротстве. Данное положение было утверждено решением собрания кредиторов должника, а впоследствии арбитражный управляющий приступил к реализации дебиторской задолженности.
Ответчик в своих пояснениях ссылается на положения статьи 130 Закона о банкротстве предоставляющие возможность собранию кредиторов провести оценку имущества, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей, без привлечения независимого оценщика. В связи, с чем им и было представлено собранию кредиторов указанное Положение о порядке реализации дебиторской задолженности.
Действительно пункт 3 статьи 130 Закона о банкротстве в прежней редакции и пункт 5 статьи 130 Закона о банкротстве в действующей редакции указывают, что на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом (дате подачи заявления о признании должника банкротом), составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика.
Однако, из представленного в материалы дела протокола собрания кредиторов от 16.02.2009 не видно, что кредиторами решался вопрос об оценке имущества должника, и устанавливалась рыночная стоимость дебиторской задолженности.
Кроме того, как свидетельствует список должников по МУП «МПО ЖКХ» на 01.06.2008, на который ссылался ответчик в своих пояснениях, общая сумма дебиторской задолженности составляет 1 791 036 руб. 90 коп., то есть она превышает установленную статьей 130 Закона о банкротстве сумму, при которой может быть проведена оценка имущества должника без привлечения независимого оценщика. Более того, закрепленная в представленном ответчиком Положении о реализации дебиторской задолженности МУП «МПО ЖКХ» номинальной стоимостью каждого лота менее 100 000 руб., утвержденном собранием кредиторов 16.02.2009, возможность реализовать дебиторскую задолженность стоимостью менее 100000 руб., также не свидетельствует об оценке имущества собранием кредиторов или комитетом кредиторов должника, а равно определение им лотов по такому имуществу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что арбитражным управляющим допущены нарушения вышеуказанных положений Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
На основании вышеизложенного суд считает доказанным факт совершения арбитражным управляющим правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и поэтому удовлетворяет требования Управления в полном объеме.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено. При составлении протокола административным органом арбитражному управляющему были разъяснены его права и обязанности, установленные КоАП РФ, от него получены объяснения, и ему выдана копия протокола.
При таких обстоятельствах и учитывая положения статей 4.1 - 4.3 КоАП Российской Федерации, суд признает предпринимателя Смирнова Алексея Константиновича виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и назначает ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 167 170, 205 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Смирнова Алексея Константиновича, 30 апреля 1954 года рождения, уроженца д. Большие Чаки Урмарского района Чувашской Республики, проживающего г. Чебоксары, ул.Чапаева 4-53 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 2500 рублей (две тысячи пятьсот рублей 00 копеек).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республики), Банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН- 2129056028, КПП- 213001001, ОКАТО-97401000000, БИК- 049706001, КБК- 32111690040040000140, назначение платежа- административный штраф.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Н.А. Каргина