Дело №2-72/202037RS0023-01-2018-001764-67
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2020 года г.Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Кутузовой К.А.,
при секретареФайзулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанова Игоря Евгеньевича, Степановой Елизаветы Игоревны, Степановой Натальи Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., к Администрации г.о. Шуя о признании права на получение социальной выплаты и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Степанов И.Е., Степанова Н.Л., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., а также Степанова Елизавета Игоревна, обратились в суд с иском к Администрации городского округа Шуя, в котором просили обязать Администрацию городского округа Шуя оформить и выдать семье Степановых, состоящей из:Степанова И.Е., Степановой Н.Л., С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И.., Степановой Е.И., включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденный губернатором Ивановской области 16 мая 2014 года свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Данные требования истцы мотивировали следующим: семья Степановых была включена в список молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году под порядковым номером 1. Данный документ был направлен в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, представляющий орган исполнительной власти субъекта РФ, который в свою очередь, сформировал и утвердил сводный список, включив в него семью Степановых. 16 мая 2014 года состоялось утверждение губернатором Ивановской области списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в котором семья Степановых была обозначена под номером 1. На момент формирования и утверждения списка возраст каждого из членов семьи не превышал 35 лет. На этапе подготовки свидетельства о праве на получение социальной выплаты семьей Степановых в Администрацию г.о. Шуя был представлен необходимый пакет документов. Из представленных документов Администрацией г.о. Шуя было установлено наличие у Степанова И.Е. в собственности объекта незавершенного строительства. В связи с этим, на основании разъяснений по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», Администрацией г.о. Шуя была создана межведомственная комиссия. По результатам выполненного заключения от 12 ноября 2014 года, а также принятого на его основании Постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года за №1992 семья Степановых была исключена из списка молодых семей – участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» и как следствие им не было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2014 году.Заключение межведомственной комиссии истцами было оспорено и решением Шуйского городского суда Ивановской области от 18 мая 2015 года, вступившим в законную силу 31 августа 2018 года, заявленные требования были удовлетворены, то есть заключение межведомственной комиссии от 12 ноября 2014 года, которым помещения общей площадью 62 кв.м., находящиеся на первом этаже объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу:….., признаны жилыми и пригодными для проживания, и постановление Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года, которым семья Степановых была исключена из списка участков муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городком округе Шуя, были признаны незаконными и отменены. После отмены указанных постановление Администрация г.о. Шуя обязана была выдать семье Степановых свидетельство о праве на получение социальной выплаты, а также разъяснить порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. Однако с 2014 года данная обязанность не исполняется. На основании положений гражданского законодательства, а также в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 истцы считают заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования истцами были уточнены и они просили суд признать за семьей Степановых, состоящей из следующих лиц: супруга Степанова Игоря Евгеньевича, ….года рождения, супруги Степановой Натальи Леонидовны, …года рождения, детей: С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., и Степановой Елизаветы Игоревны, ….года рождения, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденной Губернатором Ивановской области 16.05.2014 г., право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб., а также взыскать с Администрации г.о. Шуя в пользу семьи Степановых вышеуказанную сумму социальной выплаты.
ИстцыСтепанов И.Е., Степанова Е.И., Степанова Н.Л., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., представитель истцов Дубова Ю.Б., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть исковое заявление в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.От истцов Степановой Е.И. и Степановой Н.Л., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., в суд также поступили заявления о том, что они не возражают, чтобы денежные средства были выплачены в пользу истца Степанова И.Е.
Представитель ответчикаАдминистрации г.о. Шуя, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке в порядке заочного судопроизводства.
В материалах гражданского дела имеется направленный ранее ответчиком отзыв на исковое заявление, согласно которомудоля расходов местного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств составляет не более 5 % от общей суммы предоставляемой субсидии, бремя расходных обязательств не менее 95 % от суммы взыскания в пользу истца несет Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому семья Степановых имела право на получение социальной выплаты в установленный период времени – с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., участие данной семьи в Программе «Обеспечение жильем молодых семей» в настоящее время не представляется возможным ввиду достижения родителями возраста 35 лет. С учетом изложенного, Департамент полагает, что форма защиты нарушенных законных прав выбрана истцами не верно. Решение об исключении семьи Степановых из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» принималось самостоятельно комиссией Администрации г.о. Шуя, без участия представителей Департамента. Правовым результатом данного решения является нарушение права семьи Степановых на получение социальной выплаты на приобретение или создание жилого помещения. Таким образом, позиция ответчика о возложении бремени расходных обязательств в размере не менее 95 % суммы взыскания на Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, является необоснованной и незаконной.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Ивановской области, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области,надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального управления социальной защиты населения по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании 23.01.2020 г. представитель ТУСЗН Дадеева А.Ю. исковые требования Степановых поддержала в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (ред. от 27.08.2018 г.) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утвержден порядок предоставления социальной выплаты молодым семьям на обеспечение жильем.
Согласно данного порядка, установленного в п. 25, 26, 27, 28, 29 органом местного самоуправления формируется список молодых семей, желающих получить социальную выплату, после чего органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После устанавливается размер субсидии и с учетом объема субсидии, утверждается список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Далее орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняетпорядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству, а также орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что на основании постановления главы городского округа Шуя от 11 июня 2008 года семья Степановых была поставлена в очередь молодых семей на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья как молодая семья.
Согласно представленной выписке из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году (с учетом изменений от 21 октября 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что под номером 1 в список включена семья Степановых в составе семи человек, размер предоставляемой социальной выплаты составляет 1282869 руб., из них 551634 руб. за счет средств федерального бюджета, 548426 руб. за счет средств бюджета Ивановской области и 182809 руб. за счет средств местного бюджета (т. 1, л.д. 118-123).
На основании постановления Администрации г.о. Шуя от 19 ноября 2014 года семья Степановых была исключена из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в городском округе Шуя на 2011 – 2015 годы.
Из копии письма от 25 ноября 2014 года видно, что решение об исключении семьи Степановых из списка молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты, было принято на основании заключения межведомственной комиссии, в соответствии с которым признан пригодным для проживания объект незавершенного строительства, находящийся в собственности у Степанова И.Е.. Данное письмо было получено Степановой Н.Л. 01 декабря 2014 года.
Из выписки из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году ( с учетом изменений от 03 декабря 2014 года) по городскому округу Шуя видно, что семья Степановых в списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат отсутствует.
Заключение межведомственной комиссии от 12 ноября 2014 года и постановление Администрации г.о. Шуя было от 19 ноября 2014 года было оспорено истцами, и 18 мая 2015 года Шуйским городским судом Ивановской области было вынесено решение, которым заявленные требования Степановых были удовлетворены, заключение межведомственной комиссии и постановление Администрации г.о. Шуя были признаны незаконными (т. 1, л.д. 11-19).
После вступления 31 августа 2015 года указанного решения суда в законную силу Администрация г.о. Шуя направила в адрес Департамента измененный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году, что следует из письма от 15 октября 2015 года, адресованного Степанову И.Е. (т. 2 л.д. 73).
09 ноября 2015 года Департамент отказал во включении семьи Степанова И.Е. в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году ввиду достижения супругами возраста 35 лет (т.1 л.д. 68-73, 74-76).
Указанное исключение было оспорено в судебном порядке, то есть Степанов И.Е. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Департамент строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацию г.о. Шуя включить семью в сводный список претендентов на получение социальной выплаты и просили обязать выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. Однако решением Фрунзенского городского суда Ивановской области г. Иваново в удовлетворении требований Степанову И.Е. было отказано. Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда 08 августа 2016 года было оставлено без изменения, что подтверждается ксерокопиями указанных судебных решений (т. 1, л.д. 68-73, 74-76).
Также Степанов И.Е. обращался в Ленинский районный суд г. Иваново к Администрации г.о. Шуя и УФК по Ивановской области с требованием о взыскании суммы убытков и понуждении перечислить денежные средства, однако решением суда от 17 августа 2017 года Степанову И.Е. в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 1, л.д. 228-231).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий истцов, представленному ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, по состоянию на 21.01.2020 г. семья Степановых в количестве 8 человек (истцы и малолетняя С.А.И., …года рождения) зарегистрированы и проживают по адресу:….. Указанный 2-хэтажный, кирпичный, отдельно стоящий жилой дом является объектом незавершенного строительства: 1 этаж пригоден для проживания, 2 – в стадии строительства (есть крыша, застеклены окна, пола нет, межкомнатных перегородок нет, внутренняя отделка не произведена). Задолженности по оплате коммунальных платежей нет. Первый этаж объекта пригоден для проживания детей. Необходимо завершение строительства второго этажа.
Исходя из представленных доказательств по делу, действующих положений программы по обеспечению жильем молодых семей, решения Шуйского городского суда Ивановской области от 18 мая 2015 года, суд приходит к выводу, что семья Степановых имела право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома по состоянию на 2014 год.
Принимая во внимание сведения, представленные истцами, а также ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району, данная социальная выплата необходима истцам для завершения строительств а жилого домапо адресу:…., где они зарегистрированы и проживают.
В связи с исключением семьи Степановых из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, истцы были лишены права на получение данной социальной выплаты.
С учетом изложенного исковые требования о признанииза семьей Степановых, состоящей из следующих лиц: супруга Степанова Игоря Евгеньевича, …года рождения, супруги Степановой Натальи Леонидовны, …года рождения, детей:…., и Степановой Елизаветы Игоревны, …года рождения, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденной Губернатором Ивановской области 16.05.2014 г., право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст. 1069 ГК РФвред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а именно, что социальная выплата на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома по состоянию на 2014 год не получена семьей Степановых ввиду незаконных действий Администрации г.о. Шуя, приведших к исключению истцов из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» в г.о. Шуя на 2011-2015 гг., что установлено вступившим в законную силу решением Шуйского городского суда Ивановской области от 18.05.2015 г., возмещение вреда от таких действий подлежит за счет казны муниципального образования – городского округа Шуя.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 39, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Степанова Игоря Евгеньевича, Степановой Елизаветы Игоревны, Степановой Натальи Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., к Администрации г.о. Шуя о признании права на получение социальной выплаты и взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать за семьей Степановых, состоящей из следующих лиц: супруга Степанова Игоря Евгеньевича, …года рождения, супруги Степановой Натальи Леонидовны, ….года рождения, детей: С.М.И., С.З.И., С.Е.И. и С.О.И., и Степановой Елизаветы Игоревны, ….года рождения, включенной в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, утвержденной Губернатором Ивановской области 16.05.2014 г., право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 руб. 00 коп.
Взыскать с Администрации г.о. Шуя в пользу Степанова Игоря Евгеньевичаденежные средства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1282869 (один миллион двести восемьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят девять) руб. 00 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Кутузова К.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2020 года.
Председательствующий Кутузова К.А.