Дело №а-3227/21
УИД 25RS0№-29
Мотивированное решение
изготовлено 15.09.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года <адрес>,
<адрес>. 23А
Фрунзенский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской, при секретаре К.С.Рахимовой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Владивостокской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Владивостокской таможне о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что в дата на территорию РФ ввезено автотранспортное средство - автомобиль марки «Мицубиси Кантер» 2016 года выпуска, уплачен утилизационный сбор в размере 456 000 руб., исходя из максимальной разрешенной массы транспортного средства-4375 кг, с применением коэффициента – 3,04. Однако, утилизационный сбор должен был быть рассчитан, исходя из фактической массы автомобиля без учета грузоподъёмности - 2210 кг., с применением коэффициента – 1,26. Переплата утилизационного сбора составила 267 000 руб. Административным истцом во Владивостокскую таможню направлено заявление о перерасчете и возврате излишне уплаченный суммы утилизационного сбора. Решением № от дата истцу отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. Просит признать незаконным решение Владивостокской таможни № от дата об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора; возложить на Владивостокскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 267000 рублей; взыскать с Владивостокской таможни расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей
В судебное заседание ФИО2 не явился, извещен был надлежаще.
В судебное заседание представитель Владивостокской таможни не явился, извещен надлежаще, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв из которого следует, что законодатель отождествляет понятия «технически допустимая максимальная масса» и «полная масса» и противопоставляет им понятие: масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки). Утверждение, что расчет суммы подлежащего уплате утилизационного сбора должен быть осуществлен с учетом разрешенной максимальной массы, основан на неверном толковании закона, поскольку разрешенная максимальная масса отражает нормативно установленные максимальные значения и не может рассматриваться в качестве физической характеристики конкретного транспортного средства. Таможенным органом правомерно принято решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что в октябре 2020 году административным истцом на Таможенную территорию Таможенного союза ввезено автотранспортное средство марки «Мицубиси Кантер» 2016 года выпуска, масса транспортного средства в снаряженном состоянии 2210 кг., технически допустимая максимальная масса 4375 кг.
Транспортное средство включено в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
После выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой административным истцом в целях соблюдения требований Федерального закона N 89-ФЗ и постановления Правительства РФ N 1291 в таможню представлен расчет утилизационного сбора и произведен соответствующий платеж в размере 456 000 руб., исходя из массы транспортного средства с учетом его грузоподъёмности - 4375 кг., с применением коэффициента – 3,04.
В расчете суммы утилизационного сбора в отношении указанного товара при определении категории и подлежащего применению коэффициента использован суммарный показатель фактической массы транспортного средства, его технической характеристики "грузоподъемность", массы водителя и разрешенного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как: "разрешенная максимальная масса" (РММ).
Полагая, что в рассматриваемом случае подлежал применению коэффициент 1,26 (как для транспортных средств массой не более 2,5 тонны), что привело к излишней уплате утилизационного сбора на сумму 267000 рублей, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, административный истец обратилась в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения заявления таможней принято решение № от дата об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п.3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от дата № «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».Этим же постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора».
В соответствии пунктом 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1291 (далее - Перечень N 1291) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Для позиции грузовых транспортных средств выбор коэффициента до дата зависел от полной массы транспортного средства. Термин «полная масса» Перечнем № определен не был.
В соответствии с разделом II Перечня N 1291 и примечанием 6 к нему в редакции № от дата, действовавшей на дату таможенного оформления спорного товара, для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора составлял 1,26 (для транспортных средства полной массой не более 2,5 тонны) и 3,04 (для транспортных средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн).
Из материалов дела следует, что расчет суммы утилизационного сбора в отношении транспортного средства осуществлен с определением полной массы спорного транспортного средства 4375 кг.
Поскольку суммарный показатель составил больше 3,5 тонн, при расчете суммы утилизационного сбора применен коэффициент 3,04 (базовая ставка 150000руб.* коэффициент 3,04 = 456 000 руб.), вместо коэффициент 1,26 (базовая ставка 150000 руб.* коэффициент 1,26 = 189 000 руб.).
Между тем, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
При этом из буквального прочтения положений Перечня N 1291, в редакции, действовавшей в период ввоза товара, усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
В свою очередь, ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя его фактической массы и грузоподъемности.
Учитывая, что основания для исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства с использованием коэффициента 3,04 отсутствовали, то, соответственно, утилизационный сбор в сумме 267 000 рублей уплачен административным истцом излишне, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению с возложением на Владивостокскую таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 267 000 рублей.
С Владивостокской таможни в пользу ФИО2 подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Владивостокской таможне о признании решения незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение Владивостокской таможни № от дата об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 267 000 рублей.
Возложить на Владивостокскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца ФИО2 путем возврата уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в размере 267 000 рублей.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья О.О.Ясинская