Решение по делу № 2-99/2015 от 03.02.2015

Дело № 2-99/15        

                                

Решение

Именем Российской Федерации

город Шарыпово 20 марта 2015 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Оракской основной общеобразовательной школе № 15, администрации Шарыповского района о признании бездействия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Оракской основной общеобразовательной школы № 15, администрации Шарыповского района, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Оракскую основную общеобразовательную школу № 15, администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить невыполненный пункт предписания,

Установил:

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово - Главный государственный санитарный врач по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный ФИО10 обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Оракской основной общеобразовательной школе (далее МБОУ Оракская ООШ № 15), администрации Шарыповского района о признании бездействия МБОУ Оракская ООШ № 15, администрации Шарыповского района, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МБОУ Оракская ООШ № 15, администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить неисполненный пункт указанного предписания.

В обосновывая своих требований процессуальный истец указал, что в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями санитарного законодательства в МБОУ Оракская ООШ № 15, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО4 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства № 92, ответственность за выполнение данного предписания возложена на МБОУ Оракская ООШ № 15. В ходе проведенной с 19 ноября по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика внеплановой выездной проверки было установлено, что юридическим лицом не выполнен пункт вышеуказанного предписания, а именно не устранены нарушения п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части обеспечения нормируемых показателей искусственной освещенности в учебных кабинетах: «Биология – Химия», «Информатика», «Начальное обучение 2 класс», «Математика», «Русский язык и литература», «Истории и географии».

Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства может способствовать возникновению инфекционных и паразитических заболеваний среди учащихся МБОУ Оракская ООШ и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Как следует из п. 1.3., 3.5 Устава МБОУ Новоалтатская СОШ Учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии, выделяемые на выполнение муниципального задания и на иные цели, выручка от реализации товаров, работ, услуг; имущество закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.

При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду истец просил признать бездействие МБОУ Оракская ООШ № 15, администрации Шарыповского района, выраженное в неисполнении предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и поскольку устранение указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства потребует денежных затрат, возложить на МБОУ Оракская ООШ и администрацию Шарыповского района совместную обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных кабинетах: «Биология – Химия», «Информатика», «Начальное обучение 2 класс», «Математика», «Русский язык и литература», «Истории и географии».

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, истец уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 121, 123).

Представитель ответчика МБОУ Оракская ООШ – директор ФИО5 в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал, указал в своем заявлении, что последствия признания иска ему известны и понятны.

Представитель ответчика - администрации Шарыповского района ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заедание не явилась, в своем письменном отзыве просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации Шарыповского района, возражений по иску не представила.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав заявление и отзыв представителей ответчиков, материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569 главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Красноярскому краю - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 28 Закона закреплено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одной из задач МБОУ Оракская ООШ № 15, согласно Уставу учреждения, является: создание условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся (п.2.2. л.д.52).

Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей в учебных учреждениях вредных факторов и условий, сопровождающих их деятельность, непосредственно регламентируются, в том числе, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела согласно пункта 1.4 Устава МБОУ Оракская ООШ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (л.д.51).

На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово – главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ с 04 по ДД.ММ.ГГГГ в течение 19 рабочих дней была проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ Оракская ООШ № 15, в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства (л.д. 34-38).

В связи с выявлением фактов нарушений санитарного законодательства, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО4 в адрес МБОУ Оракская ООШ было выдано предписание об устранении до ДД.ММ.ГГГГ, выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства, всего предписание насчитывало 15 пунктов, которые необходимо было исполнить (л.д. 16-19). Предписание получено ДД.ММ.ГГГГ директором школы ФИО5

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово - главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный ФИО1 Р.А. (л.д. 46-48), должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая проверка МБОУ Оракская ООШ № 15, в результате которой был выявлен факт неисполнения пункта вышеуказанного предписания, а именно не устранены нарушения п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» - не обеспечены нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных кабинетах: «Биология – Химия», «Информатика», «Начальное обучение 2 класс», «Математика», «Русский язык и литература», «Истории и географии».

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности МБОУ Оракская ООШ по выполнению последним требований санитарного законодательства и доказанности факта бездействия со стороны МБОУ Оракская ООШ выразившегося в невыполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ, и, следовательно, законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБОУ Оракская ООШ№ 15.

Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Как следует из п. 1.8. Устава Учреждения, оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а так же недвижимого имущества.

Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Шарыповского района». Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Шарыповского района (п. 1.3. Устава).

Согласно п. 3.5. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: субсидии выделяемые на выполнение муниципального задания и на иные цели; выручка от реализации товаров, работ, услуг; имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления; доходы от призов, поощрительных вознаграждений, грантов Учреждению, другие, не запрещенные законом поступления.

Руководителю администрации Шарыповского района ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора ФИО12. было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выразившегося в невыполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ Оракская ООШ (л.д. 111-115).

При таких обстоятельствах, поскольку выполнение предписания Роспотребнадзора требует материальных затрат, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБОУ Оракская ООШ № 15, администрации Шарыповского района в части возложения на данных ответчиков совместной обязанности устранить нарушения п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части обеспечения нормируемых показателей искусственной освещенности в учебных кабинетах: «Биология – Химия», «Информатика», «Начальное обучение 2 класс», «Математика», «Русский язык и литература», «Истории и географии».

При этом суд учитывает, что государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, само по себе финансирование или недофинансирование из средств местного бюджета не может служить обстоятельством неисполнения установленных нарушений санитарного законодательства в Оракской ООШ № 15.

На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Оракская основная общеобразовательная школа № , администрации Шарыповского района, удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Оракской основной общеобразовательной школы № 15, администрации Шарыповского района Красноярского края, выразившееся в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Оракскую основную общеобразовательную школу № 15, администрацию Шарыповского района совместную обязанность исполнить требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ № 92, выданного в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Оракской основной общеобразовательной школы № 15, расположенной по адресу: <адрес>, а именно устранить нарушения:

- п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», таблицы 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» обеспечить нормируемые показатели искусственной освещенности в учебных кабинетах: «Биология – Химия», «Начальное обучение 2 класс», «Математика», «Русский язык и литература», «Истории и географии», в срок до 01 августа 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия судом.

Председательствующий:                       И.А. Корнев

2-99/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзор
Ответчики
администрация Шарыповского района
МБОУ Оракская ООШ № 15
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
sharray.krk.sudrf.ru
03.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2015Передача материалов судье
05.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2015Подготовка дела (собеседование)
16.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее