Решение по делу № 2-1390/2019 от 26.06.2019

Дело № 2-1390/2019

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Калашниковой Е.В.,

с участием

представителя истца – заместителя Ивановского межрайонного прокурора Белянина И.Е. - старшего помощника прокурора Ремезова Н.П.,

представителя ответчика МБОУ «Михалёвская средняя школа», третьих лиц Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Управления образования администрации Ивановского муниципального района – Хачатряна А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Михалёвская средняя школа» об обязании оградить территорию образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, в котором просит обязать ответчика оградить территорию участка в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.04.2020 года.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства при осуществлении образовательной деятельности со стороны МБОУ «Михалёвская средняя школа», Ивановской межрайонной прокуратурой были выявлены следующие нарушения: на территории образовательного учреждения не созданы надлежащие условия обучения, отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся. Территория школы в нарушение требований санитарных норм и правил ограждена частично. Неправомерное бездействие ответчика по обеспечению ограждения территории школы в соответствии с требованиями действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду обитания.

Представитель истца – заместителя Ивановского межрайонного прокурора Белянина И.Е. – старший помощник прокурора Ремезов Н.П., в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить, не возражал против установления ответчику срока для исполнения судебного акта, в случае удовлетворения настоящего иска до 01.06.2020 года.

Представитель ответчика МБОУ «Михалёвская средняя школа», третьих лиц Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, Управления образования администрации Ивановского муниципального района Ивановской области - Хачатрян А.В., действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В случае удовлетворения требований прокурора, просил установить срок, в течение которого ответчиком будет исполнено решение суда – до 01.06.2020 года. Данная просьба мотивирована тем, что исполнение решения суда по установлению ограждения с учетом времени, необходимого на выделение денежных средств для данных целей, заключения контракта на выполнение соответствующих работ, придется на зимнее и весеннее время. Однако установление забора при наличии снега является нецелесообразным, поскольку это может существенно повлиять на качество подлежащих выполнению работ.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно абз. 10 ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена и озеленена.

Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников школы.

Судом установлено, что МБОУ «Михалёвская сельская школа» в соответствии с Уставом является бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Ивановский муниципальный район Ивановской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Ивановского муниципального района осуществляет управление образования администрации Ивановского муниципального района (п.п 1.2,1.5 Устава). Учреждение является юридическим лицом, которое самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской федерации», иными нормативными правовыми актами Российской федерации и настоящим Уставом (п.п. 1.8, 1.12 Устава)

МБОУ «Михалёвская сельская школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 1648 от 18.04.2016 года (серия 37Л01 № 0001190).

Также ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под МБОУ «Михалёвская сельская школа», расположенного по адресу: Ивановская область, Ивановский район, с. Михалево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.08.2015 года.

Ивановской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления проверки за исполнением законов об образовании выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищённости учреждения образования со стороны ответчика. В ходе проведённой проверки установлено, что территория МБОУ «Михалёвская сельская школа» защищена в недостаточной мере, нарушена целостность заборного ограждения.

Ввиду изложенного 22.02.2018 года Ивановской межрайонной прокуратурой в адрес директора образовательного учреждения МБОУ «Михалёвская сельская школа» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования и противодействия терроризму, в котором указано на необходимость безотлагательного его рассмотрения с участием представителя межрайонной прокуратуры и в месячный срок принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Организацией ответчика 12.03.2018 года прокуратуре дан ответ, согласно которого представление прокурора рассмотрено с участием представителя прокуратуры ФИО6, образовательное учреждение приняло меры к устранению выявленных нарушений, указанных в нем, заместителю директора по хозяйственной части, ответственному за состояние периметрального ограждения территории школы, объявлено замечание за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

22.01.2019 года в адрес директора школы вынесено еще одно представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере противодействия терроризму, в соответствии с которым в ходе проверки установлено, что на территории школы по прежнему отсутствует периметральное ограждение со стороны спортивной площадки здания образовательного учреждения и со стороны библиотеки. В представлении также указано на необходимость его рассмотрения с участием представителя межрайонной прокуратуры и принятие действенных мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и недопущению подобного впредь, а также о привлечении к установленной законом ответственности лиц, допустивших данные нарушения.

20.02.2019 года директором школы дан ответ на представление, согласно которого представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры ФИО7, заместителю директора по административно-хозяйственной части объявлено замечание за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Из представленного в материалы дела акта обследования земельного участка № 04-269 от 15.07.2019 года, выполненного Управлением координации земельных отношений Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области, следует, что вышеуказанный земельный участок, принадлежащий МБОУ «Михалёвская сельская школа» на праве собственности, огорожен с северо-западной, юго-восточной и северо-восточной сторон сеткой-рабицей. С западной стороны земельного участка имеется естественное ограждение из растительности и фрагменты железобетонных столбов, что также не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

Согласно п.8 ч. 1 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 названного федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 того же нормативного правового акта к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Таким образом, действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по созданию безопасных условий обучения.

Школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Нарушение целостности ограждения территории школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Выполнение возложенных на ответчика обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.

Довод представителя ответчика и представителя третьих лиц об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств для устранения выявленных недостатков, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по восстановлению целостности ограждения территории школы, поскольку отсутствие денежных средств не должно ставить в зависимость право воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса на обеспечение безопасности, на охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц и освобождать ответчика от необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Довод стороны административного ответчика о том, что с западной стороны земельный участок имеет ограждение в виде зеленых насаждений, что является достаточным для обеспечения безопасности учащихся, сотрудников образовательного учреждения и лиц, находящихся в здании школы и на ее территории, и исключает возможность удовлетворения требований прокурора, суд признает несостоятельным, поскольку согласно представленным фотографиям, являющимся приложением к акту осмотра земельного участка, по его западной границе имеются заросли кустарников и деревьев, расположенных в хаотичном порядке за пределами столбов, оставшихся от прежнего ограждения, что не позволяет суду придти к выводу об организации ответчиком ограждения земельного участка насаждениями, при том, что указание в пункте 3.1 названного выше СанПиН на обязанность по озеленению школы нельзя рассматривать в качестве выполнения требования по организации ограждения земельного участка, на котором она расположена, лишь путем насаждения по периметру участка кустов и деревьев, поскольку под ограждением в данном случае понимается установление забора.

Также отклоняется судом и довод стороны ответчика о том, что проведенная прокурорская проверка в отсутствие поступивших в прокуратуру обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п., а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, по результатам которой были выявлены названные нарушения, а также самих материалов денной проверки, является незаконной, а представленные в обоснование настоящего иска доказательства, добытые в ходе ее проведения, не имеющими юридической силы ввиду их получения с нарушением закона в силу ч. 2 ст. 55 ГПК РФ.

Так, пунктом 5 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», который в силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является обязательным для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры, установлен постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания п. 6 названной Инструкции, в качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать, в том числе и другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Прокуратурой в ходе осмотра территории школы для целей проверки учебного учреждения на соответствие требованиям антитеррористической защищенности и исполнения Приказа Прокуратуры Ивановской области от 08.06.2018 года № 51 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», в силу п.п. 2 и 2.3 которого, в том числе межрайонным прокурорам в пределах установленной компетенции, следует обеспечивать постоянный надзор за исполнением законов об антитеррористической защищенности объектов образования и давать оценку полноте и эффективности взаимодействия субъектов противодействия терроризму, а также принимаемых ими мер в целях минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов, установлено рассматриваемое нарушение, которое требует принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. Ввиду необходимости устранения выявленного нарушения в адрес образовательного учреждения вынесены представления, ответчик с их содержанием согласился, признал факт отсутствия ограждения с западной стороны земельного участка, на котором расположена школа, направив в адрес прокуратуры соответствующие ответы на представления. В ходе разрешения спора в суде сторона ответчика не отрицала, что до настоящего времени ограждение в виде забора с западной стороны земельного участка не установлено.

Соответственно подав настоящий иск, прокуратура действовала в рамках своих полномочий, факт наличия нарушения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дел, соответственно данное нарушение должно быть устранено. При этом доказательства, представленные в материалы дела стороной истца, и следует рассматривать в качестве материала проверки по данному факту. Какими-либо иными документами истец по данному вопросу не располагает.

На выводы суда не может повлиять и довод ответчика о невозможности установления последним даты, с которой подлежит исчислению срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку приказ Прокуратуры Ивановской области, в соответствии с которым была проведена настоящая проверка, датирован 08.06.2018 года, соответственно ранее указанной даты подобная проверка не могла быть проведена санкционировано, следовательно, о существовании установленных нарушений стороне истца не могло быть известно до указанной даты. Таким образом, общий срок исковой давности, составляющий три года с даты, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в силу содержания ст. ст. 196 и 200 ГК РФ в рассматриваемом случае не пропущен.

Учитывая то, что установка ограждения, соответствующая нормам СанПиН 2.4.2.2821-10, направлена на обеспечение безопасности учащихся МБОУ «Михалёвская средняя школа», сотрудников образовательного учреждения и лиц, находящихся на его территории, суд находит требование прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МБОУ «Михалёвская средняя школа» надлежит исполнить решение суда, суд, учитывая позиции лиц, участвующих, считает возможным установить его до 01.06.2020 года.

Таким образом, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Соответственно на ответчика должна быть возложена обязанность по ограждению территории школы с западной стороны земельного участка забором.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Михалёвская средняя школа» об обязании оградить территорию образовательного учреждения удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михалёвская средняя школа» оградить территорию участка в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01.06.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись К.В.Алексеева

КОПИЯ ВЕРНА

РЎСѓРґСЊСЏ

Секретарь

Решение суда в окончательной форме принято 27.08.2019 года

2-1390/2019

Категория:
Гражданские
Другие
МБОУ "Михалевская средняя школа"
Управление образованием администрации ивановского муниципального района
Ивановский межрайонный прокурор
Администрация ИВановского мун. района
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Дело на сайте суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
26.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2019Передача материалов судье
27.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
01.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее