Решение по делу № 33-1614/2023 от 17.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1614/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Чумаченко Е.В.

УИД 91RS0002-01-2021-008639-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи          И.И. Мотиной

судей         Р.В. Бондарева, И.А. Подлесной

при секретаре                     М.С. Андрейченко

рассмотрела 21 февраля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, действующего в интересах Кляшторной Виктории Петровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым, действующий в интересах Кляшторной В.П., обратился к суд с иском к ГУ ОПФР по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года в должности акушерки обсервационного отделения городского родильного дома №2, с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДом», период нахождения на курсах повышения квалификации с 21.04.2009 года по 20.05.2009 года, с 15.04.2014 года по 16.05.2014 года, с 17.04.2017 года по 17.05.2017 года, командировки 12.05.2011 года, 05.03.2012 года, с 13.03.2012 года, с 27.03.2012 года, с 11.04.2012 года, 11.05.2012 года, 17.05.2012 года, отпуск без сохранения заработной платы 22.02.2018 года, назначить досрочную страховую пенсию с 15.09.2020 года.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02.11.2022 года требования заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, действующего в интересах Кляшторной В.П., удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по Республике Крым об отказе в назначении Кляшторной В.П. досрочной страховой пенсии № 377 от 30.06.2021 года, возложил обязанность на ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периоды работы : с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года в должности акушерки обсервационного отделения Городского родильного дома №2, с 01.01.2017 года по 16.04.2017 года, с 18.05.2017 года по 31.12.2017 года в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДом», период прохождения курсов повышения квалификации с 21.04.2009 года по 20.05.2009 года, с 15.04.2014 года по 16.05.2014 года, с 17.04.2017 года по 17.05.2017 года, командировки 12.05.2011 года, 05.03.2012 года, 13.03.2012 года, 27.03.2012 года, 11.04.2012 года, 11.05.2012 года, 17.05.2012 года и назначить досрочную страховую пенсию с 15.09.2020 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 20 января 2023 года при подготовке дела к слушанию была произведена замена ответчика ОПФР по Республике Крым на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Истец Кляшторная В.П. в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Прокурор в судебном заседании поддержал возражения на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным.

Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Танцюре Е.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца.

Суд первой инстанции ошибочно руководствовался пунктами 4 - 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из трудовой книжки истца следует, что в спорные периоды Кляшторная В.П. работала в г. Симферополь, трудовую деятельность в спорные периоды в сельской местности не осуществляла.

В связи с этим решение суда в части удовлетворенных требований подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении требований.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей действовавшего на момент первого обращения истца за назначением пенсии) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При последующих обращениях истца за назначением пенсии редакция Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была дополнена указанием о применении указанного пункта с учетом положений части 1.1. настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (утратившего силу с 1 октября 1993 года), предусмотрена должность акушерки в родильных домах.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Правила утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 года.

Судом установлено, что Кляшторная В.П., 15.09.2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Решением ОПФР от 30.06.2021 года № 377 Кляшторной В.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа.

При определении продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по пп.20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», ответчик не включил в специальный стаж период работы с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года в должности акушерки обсервационного отделения городского родильного дома №2, с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года в должности медицинской сестры амбулаторно-поликлинического отделения ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДом», поскольку в лицевом счете застрахованного лица отсутствует код льготного стажа, также из специального стажа исключен период прохождения курсов повышения квалификации с 21.04.2009 года по 20.05.2009 года, с 15.04.2014 года по 16.05.2014 года, с 17.04.2017 года по 17.05.2017 года, командировки 12.05.2011 года, 05.03.2012 года, с 13.03.2012 года, с 27.03.2012 года, с 11.04.2012 года, 11.05.2012 года, 17.05.2012 года, отпуск по уходу за ребенком с 28.07.1997 года по 16.05.2001 года, отпуск без сохранения заработной платы с 22.02.2018 года по 22.02.2018 года со ссылкой на то, что включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно расчету ответчика специальный стаж Кляшторной В.П. составил 12 лет 06 месяцев 00 дней, тогда как для назначения пенсии необходимо 30 лет.

Из трудовой книжки серии БТ-I от 03.07.1990 года следует, что Кляшторная В.П. в период с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года работала в должности акушерки обсервационного отделения родильного дома № 2 (л.д. 27-30).

Указанный период работы подтвержден справкой, выданной ГБУЗ РК «Симферопольский клинический родильный дом № 2» № 61 от 22.06.2020 года, согласно которой в спорный период норма работы выполнялись в объеме 1 ставки (л.д. 37).

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 исчисление выслуги лет за 1 год работы - 1 год 6 месяцев производятся среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N 1066 предусмотрено, что на зачет в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) имеют право акушерки, старшие акушерки, осуществляющих свою трудовую деятельность в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет (в том числе в родильных домах), а также в клиниках и медико-санитарных частях: акушерское-физиологического, акушерско-обсервационного отделения. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением от 29 октября 2002 года N 781, к отделениям хирургического профиля стационаров отнесены, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое. Право на указанное льготное исчисление стажа имеют акушерки, старшие акушерки.

Пунктами 5 и 6 Положения о родильном доме, утвержденного приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1977 года N 830 (действовавшим до 2009 года), предусматривалось, что в состав структурных подразделений родильного дома входил стационар, включающий приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое. Структура родильного дома, число и профиль коек в стационаре, количество и характер лечебно-диагностических кабинетов, лабораторий устанавливаются органами здравоохранения. Штаты родильного дома утверждаются в установленном порядке по действующим штатным нормативам и типовым штатам.

Приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 года N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 9 января 1986 года N 55 "Об организации работы родильных домов (отделений)" было предусмотрено, что стационарная акушерская помощь населению оказывается в родильных домах (самостоятельных) или родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей. В родильном доме имеются следующие структурные подразделения: стационар, женская консультация, лечебно-диагностическое подразделения и административно-хозяйственная часть. Стационар родильного дома отделения) включает в себя: приемно-смотровые помещения и помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещение родового блока), отделение (палаты) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделения и отделения для новорожденных детей.

В Письме Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 года N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" также указано, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений. Родовые отделения предусматриваются в учреждениях охраны материнства и детства (родильных домах, перинатальных центрах), которые так же, как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениям хирургического профиля.

Согласно Приказу Минздрава РФ N 28 от 29 января 1999 года, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное и патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.

Приказом Минздрава СССР от 8 апреля 1980 года N 360 "Об утверждении положений о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций (отделений) утверждено Положение об акушерке (приложение N 13).

Пунктами 6.5 и 6.6 указанного Положения предусмотрено, что среди других задач акушерка осуществляет помощь врачу при проведении лечебных манипуляций и оперативных манипуляций в амбулаторных и стационарных условиях, медицинскую помощь при родах. Данный документ действовал до 13 июня 2020 года.

Учитывая, что истец осуществляла свою трудовую деятельность в отделении хирургического профиля стационара государственного учреждения, предусмотренного пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, следовательно, период работы Кляшторной В.П. работы акушеркой обсервационного отделения родильного дома N 2 ГСБУ РК «Симферопольский клинический родильный дом№2» с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Вместе с этим, как следует из справки № 61 от 22.062020 года, выданной ГБУЗ РК «Симферопольский клинический родильный дом № 2» в период с 28.07.1997 года по 25.05.2000 года, с 26.05.2000 года по 23.10.2000 года, с 24.10.2000 года по 23.04.2001 года, с 24.04.2001 года по 17.05.2001 года Кляшторная В.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х, и до 6-ти лет.

На основании п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 г. N 375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком предоставлялся истцу после 06.10.1992года, следовательно, он не подлежит включению в специальный стаж. Однако суд первой инстанции принял решение без учета данных норм.

Таким образом, период работы Кляшторной В.П. с 29.04.1994 года по 28.12.2006 года следует включить в специальный стаж без учета периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового, которым удовлетворить требования Кляшторной В.П. о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, период работы с 29.04.1994 года по 27.07.1997 года (04 года 10 мес. 12 дней), с 18.05.2001 года по 28.12.2006 года (08 лет 05 мес. 02дня).

Исключая из специального стажа период работы Кляшторной В.П. с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года, ответчик указал на отсутствие сведений о льготном стаже в индивидуальном лицевом счете.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В Акте № 1022 документальной проверки ГБУЗ РК «Центр профилактики борьбы со СПИДом» указано, что в лицевых счетах Кляшторной В.П. за проверяемый период с 2007 года по 2020 год отражены, в том числе, сведения об удержаниях в должности медицинской сестры (оборот л.д. 44).

Также из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период работы с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года были начислены и перечислены все взносы в Пенсионный фонд и Фонд Социального Страхования согласно отработанным рабочим дням, с указанием кода особых условий.

Кроме того, истцом была предоставлена выписка из лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что в 2017 году работодатель оплатил за Кляшторную В.П. взносы в пенсионный фонд РФ с указанием кода льготной профессии.

Таким образом, работодателем подтверждена льготная работа истца путем уплаты за Кляшторную В.П. страховых взносов, в связи с особыми условиями труда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части включения в специальный стаж периода работы Кляшторной В.П. с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года.

Так же судебная коллегия соглашается с решением суда в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, в командировку гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках подтверждены справкой № 260 от 04.09.2020 года, выданной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения РК «Центр профилактики борьбы со СПИДом», за данные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата.

На основании изложенного, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения с 21.04.2009 года по 20.05.2009 года, с 15.04.2014 года по 16.05.2014 года, с 17.04.2017 года по 17.05.2017 года, командировки 12.05.2011 года, 05.03.2012 года, с 13.03.2012 года, с 27.03.2012 года, с 11.04.2012 года, 11.05.2012 года, 17.05.2012 года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части отказа в удовлетворении требования о включении периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 22.02.2018 года, поскольку правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включение отпусков без сохранения заработной платы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено.

Проверяя наличие совокупности условий для назначения досрочной страховой пенсии, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о назначения Кляшторной В.П. досрочной страховой пенсии с 15.09.2020 года является ошибочным.

С учетом периодов работы, включенных ОПФР и периодов работы, включенных судом, у Кляшторной В.П. на дату обращения в ОПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии (15.09.2020) продолжительность специального стажа составила 27 лет 00 месяцев 20 дней, следовательно, стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии (30 лет) не был достигнут.

На дату обращения в пенсионный орган истец не имела права на назначение пенсии, судебная коллегия приходит к выводу об отменен решения суда первой инстанции в части возложения обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 15.09.2020 года, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.

В остальной части судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в остальной части не имеется.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене в полном объеме решения суда, не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 ноября 2022 года отменить в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периодов работы с 29 апреля 1994 года по 27 июля 1997 года, с 18 мая 2001 года по 28 декабря 2006 года, периода работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 21 апреля 2009 года по 20 мая 2009 года, с 15 апреля 2014 года по 16 мая 2014 года, с 17 апреля 2017 года по 17 мая 2017 года, командировки 12 мая 2011 года, 05 марта 2012 года, 13 марта 2012 года, 27 марта 2012 года, 11 апреля 2012 года, 11 мая 2012 года, 17 мая 2012 года.

Принять в указанной части новое решение о частичном удовлетворении требований.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы Кляшторной Виктории Петровны с 29 апреля 1994 года по 27 июля 1997 года, с 18 мая 2001 года по 28 декабря 2006 года, включить в специальный стаж в календарном исчислении: период работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, период прохождения курсов повышения квалификации с 21 апреля 2009 года по 20 мая 2009 года, с 15 апреля 2014 года по 16 мая 2014 года, с 17 апреля 2017 года по 17 мая 2017 года, командировки 12 мая 2011 года, 05 марта 2012 года, 13 марта 2012 года, 27 марта 2012 года, 11 апреля 2012 года, 11 мая 2012 года, 17 мая 2012 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.

33-1614/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кляшторная Виктория Петровна
Заместитель прокурора Симферопольского района
Ответчики
Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
17.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Передано в экспедицию
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее