Решение по делу № 2-5208/2017 от 25.09.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цыренжапове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой Н. П. к АО "Улан-Удэ Энерго" о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Кожевникова Н.П. обратилась в суд с иском, в котором просит признать введение в эксплуатацию общедомового прибора электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес> незаконным.

Исковое заявление мотивировано тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данного прибора учета. В нарушение действующего законодательства, процедура сетевой организацией не была соблюдена, с собственниками помещений многоквартирного дома по <данные изъяты>, договор, регулирующий условия установки, замены и эксплуатации общедомового прибора учета потребленной электрической энергии не заключался. Установка общедомового прибора учета осуществлена по инициативе АО «Улан-Удэ Энерго», который согласно акта ввода в эксплуатацию установлен и введен ДД.ММ.ГГГГ Установка и введение в эксплуатацию коллективного прибора учета произведена ответчиком с нарушением требований законодательства о направлении собственникам помещений многоквартирного дома, предложения об оснащении многоквартирного дома коллективным прибором учета, согласовании порядка, условий и даты установки и введении в эксплуатацию такого прибора. Общедомовой прибор учета установлен без участия представителей собственников помещений дома. Расходы со стороны АО «Улан-Удэ Энерго» на установку общедомового прибора учета с собственников не взыскивались, в собственность спорный прибор учета жителям не передавался и в состав общедомового имущества не включался. Таким образом, установка прибора учета и введение его в эксплуатацию были произведены АО «Улан-Удэ Энерго» с нарушением процедуры и без согласования с собственниками помещений в указанном многоквартирном доме, что свидетельствует о незаконности действий ответчика. Согласно Республиканской программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ, на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> в части капитального ремонта системы электроснабжения включен в данную программу на 2014-2018гг. Здание многоквартирного жилого <адрес> сетевой организацией АО «Улан-Удэ Энерго» не обследовалось, техническая возможность установки общедомового прибора учета в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011г. не проверялась. Кроме этого, общедомовой прибор учета установлен на уровне второго этажа дома, на высоте около семи метров, то есть с нарушением Правил устройства электроустановок. В связи с установкой общедомового прибора учета на фасаде дома, не обеспечен контроль снятия показаний общедомового прибора учета представителем собственников помещений многоквартирного дома.

Истец Кожевникова Н.П. исковые требования поддержала, суду дала пояснения аналогичные содержанию иска.

Представитель ответчика АО «Улан-Удэ Энерго» Гомбоев Б.В.исковые требования не признал, представил письменные возражения на требование истицы, суду пояснил, что общедомовой прибор учета установлен в рамках договорных отношений по передаче электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, с целью определения объема оказанной услуги по передаче электрической энергии. Для участия в установке и допуске в эксплуатацию прибора учета были приглашены представитель гарантирующего поставщика, в ДД.ММ.ГГГГ. гарантирующим поставщиком являлось ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнергосбыт» и представитель собственником МКД – управляющая компания ООО «ЖУ-10», который управлял домом с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ Указанные представители, будучи извещенными о явке для участия в допуске ОДПУ в эксплуатацию в 13 ч. ДД.ММ.ГГГГ, не явились, поэтому допуск в эксплуатацию ОДПУ произведен без участия представителей. Кроме этого, полагает, что истица избрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права, ст. 12 ГК РФ не предусмотрен избранный способ защиты права. Оспариваемый акт не является ненормативным актом, поскольку не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и законные интересы истицы, поэтому данный акт не влечет основание возникновения у истца гражданских прав и обязанностей. Кроме этого, истица пропустила срок исковой давности, поэтому ее право не подлежит судебной защите. Истица лет проживает в указанном доме, ОДПУ установлен над подъездом, на видном месте находится на видном месте, истица производит оплату по начислениям ОДН с 2012г. просит в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «Читаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ст. 154, 156 Жилищного кодекса РФ, собственники и наниматели жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг, в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения к настоящим Правилам.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 08.05.2014 № 252, ОАО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика по Республике Бурятия с ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании истец Кожевникова Н.П. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Многоквартирный <адрес>, является двухэтажным домом, состоит из подъезда и квартир. По отношению к потребителям коммунальной услуги по электрической энергии в указанном МКД АО «Читаэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией.

Сотрудниками сетевой организации АО «Улан-Удэ Энерго» на фасаде дома по <адрес> согласно акту допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета от ДД.ММ.ГГГГ установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии <данные изъяты>. Акт подписан сотрудником сетевой организации АО «Улан-Удэ Энерго».

ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, собственниками выбран непосредственный способ управления домом.

Истица ссылается, на то, что договор на установку прибора учета с собственниками помещений не заключался, прибор установлен без их участия с нарушением Правил устройства электроустановок.

Однако, для установки общедомового (коллективного) прибора учета потребления электроэнергии обязательного заключения договора с собственниками помещений многоквартирного дома и получения их согласия не требуются.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354.

Из дела видно, что собственники помещений в доме по адресу: <адрес>, не исполнили требований пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении и в срок до ДД.ММ.ГГГГ не установили коллективные (общедомовые) приборы учета, что явилось основанием для самостоятельной установки АО «Улан-Удэ Энерго» прибора учета электрической энергии (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

Действия по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены законом к обязательным работам и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Исполнитель коммунальных услуг независимо от решений собственников многоквартирного дома обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

В соответствии с п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно п. 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом абзацем 11 пункта 152 Основных положений предусмотрено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 81 названных Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

По смыслу указанных норм под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию является процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в том случае, если этот прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника электропринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ внутридомовых электрических систем.

Гарантирующим поставщиком на момент направления заявки на осуществления допуска в эксплуатации прибора учета являлось ОАО «МРСК Сибири-Бурятэнергосбыт», которое надлежащим образом было уведомлено о предстоящем допуске прибора учета в эксплуатацию, что подтверждается сопроводительным письмом от 30.09.2013г., на котором имеется входящий штамп от 14.09.2013г.

Многоквартирным домом на момент установки и ввода в эксплуатацию прибора учета управляла управляющая организация ООО «Жу-10», которая была надлежаще уведомлена, что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, на котором имеется входящий штамп от ДД.ММ.ГГГГ.

Истицей в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком порядка установки и допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета;форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения данного акта.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (п. 1 Приложения N 1 указанного Приказа Минрегионразвития).

К одному из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета относится следующее, если установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (п.п. "а" п. 2 Приложения N 1).

ДД.ММ.ГГГГ АО «Улан-Удэ Энерго» составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного приборов учета. В результате обследования установлено, наличие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, установка прибора учета и введение его в эксплуатацию были произведены ОАО «Улан-Удэ Энерго» с соблюдением установленной процедуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кожевниковой Н. П. к АО "Улан-Удэ Энерго" о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Д. Бунаева

2-5208/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожевникова Наталья Петровна
Кожевникова Н.П.
Ответчики
АО "Улан-Удэ Энерго"
Другие
АО "Читаэнергосбыт"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
25.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2017Передача материалов судье
27.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2017Подготовка дела (собеседование)
09.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2017Судебное заседание
03.11.2017Судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2018Дело оформлено
15.03.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее