Дело № 2-3/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2018 года с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора Галузина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Горно-Алтайского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Адееву П.Д. о возложении обязанности обеспечить проведение обследования состояния причального сооружения – пирса для стоянки судов внутреннего водного транспорта,
установил:
Горно-Алтайский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Адееву П.Д. о возложении обязанности обеспечить проведение обследования состояния причального сооружения – пирса для стоянки судов внутреннего водного транспорта, мотивируя исковое требование тем, что Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также законодательства об охране окружающее среды, выявлены следующие нарушения. Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, выданном в аренду Агаповой Л.С. для строительства причала маломерных судов, все права и обязанности по которому на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ несет Адеев П.Д., расположена база-стоянка для маломерных судов, которая имеет гидротехническое сооружение (причал для стоянки судов внутреннего водного транспорта), данный причал является действующим ввиду того, что к нему пришвартован внутренний водный транспорт, данный земельный участок относится к категории земель земли населенных пунктов с видом разрешенного использования, для строительства причала для маломерных судов и находится в ведении Адеева П.Д. Кроме того, для использования акватории оз. Телецкое, в целях размещения гидротехнического сооружения (причала для стоянки судов внутреннего водного транспорта), расположенной в границах примыкающих к указанному земельному участку между Адеевым П.Д. и Агаповой Л.С. с согласия министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключен договор о передаче права пользования от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» собственником базы-стоянки для маломерных судов и собственником гидротехнического сооружения Адеевым А.П. никаких официальных документов, составленных уполномоченной организацией, свидетельствующих о безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения для объектов внутреннего водного транспорта последний не получал. Кроме того, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений Адеевым П.Д. не обеспечено обследование гидротехнического сооружения - пирса для стоянки судов внутреннего транспорта, расположенного по адресу: <адрес>. Бездействие ответчика по исполнению требований вышеуказанного законодательства создают угрозу возникновения техногенной аварии на гидротехническом сооружении и причинения вреда жизни и здоровью не только самому Адееву П.Д., но и другим лицам, которые могут использовать причальное сооружение, то есть неопределенному кругу лиц, под которым понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Истец просит обязать Адеева П.Д. обеспечить проведение обследования состояния причального сооружения - пирса для стоянки судов внутреннего водного транспорта, расположенного на участке акватории озера Телецкое, смежной с земельным участком, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции маломерных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай».
Ответчик, его представитель Бассаргина Н.В., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представитель ответчика Бассаргина Н.В. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ответчик, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Суд, с учетом мнения помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора Галузина М.А., полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Согласно письменному пояснению представителя ответчика Бассаргиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в суд перед судебным заседанием представитель ответчика Бассаргина Н.В. исковые требования не признала, поскольку требования не имеют под собой правовых оснований, так как приспособление Адеева П.Д., предназначенное для стоянки маломерных судов, не является гидротехническим сооружением.
Заслушав помощника Горно-Алтайского транспортного прокурора, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации положения настоящего Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы.
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под причальным сооружением понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
Из требований, изложенных в ГОСТе 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», под гидротехническим сооружением понимается сооружение для использования водных ресурсов. Понятие причала определяется как швартовые и отбойные устройства, предназначенные для стоянки и обслуживания судов. Понятие пирса определяется как конструктивное изменение причала, выступающее из акватории порта для швартовки судов.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ Р 54523-2011, утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2011 года № 600-ст - причальными сооружениями являются причал, плавучий причал и пирс. Причалом является устройство или сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов. Плавучий причал – это причал из системы плавучих элементов. Пирсом является причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию порта и допускающее швартовку судов не менее чем с двух сторон.
Портовые гидротехнические сооружения, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное расположенное в порту имущество могут находиться в любой собственности, что предусмотрено ч. 1 ст. 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что установлено ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
На основании ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
К объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы, что предусмотрено подпунктом «в» п. 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Как установлено пунктами 453-454 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, технический надзор за объектом регулирования осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром). Периодические технические осмотры объекта регулирования производятся с целью контроля режима эксплуатации, фиксации изменения технического состояния, как правило, по внешним признакам, выявления необходимости выполнения и объема ремонтных работ, разработки других мероприятий технической эксплуатации.
Согласно п. 519 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта по результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации), определяется перечень необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации ремонтных работ и сроки их выполнения. Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Как следует из материалов дела, согласно договора о передаче права пользования водным объектом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агаповой Л.С. и Адеевым П.Д. с согласия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, выраженного в заключении от ДД.ММ.ГГГГ №, Агапова Л.С. передала свои права и обязанности по договору водопользования зарегистрированного в государственном водном реестре от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении водного объекта участок акватории озера Телецкое (код и наименование № водохозяйственный участок Телецкого озера), в целях использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, а новый водопользователь обязался исполнять обязательства предусмотренные договором водопользования в полном объеме (п. 1 договора).
Права и обязанности по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, считаются переданными после регистрации настоящего договора отделом водных ресурсов по Республике Алтай Верхне-Обского бассейнового водного управления, в государственном водном реестре (п. 2 и 3 договора). Данный договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за №. Передача прав и обязанностей Агаповой Л.С. Адееву П.Д. по указанному договору, а также договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 285 кв. метров с видом разрешенного использования – для строительства причала для маломерных судов, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается соглашением между Агаповой Л.С. и Адеевым П.Д., заключенным и подписанным ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Адеев П.Д. является пользователем акватории озера Телецкое, в том числе для рекреационных целей, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, смежной с указанным выше земельным участком.
Из предоставленной информации ФКУ «Центр ГИМС МЧС Росси по Республике Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что база-стоянка, находящаяся по адресу: <адрес>, входит в список баз (сооружений) для стоянки судов стоящих на учете в ГИМС МЧС России по Республике Алтай.
В ходе проведения Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, при эксплуатации гидротехнических сооружений, установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, выданном в аренду Агаповой Л.С. для строительства причала маломерных судов (все права и обязанности по которому переданы Адееву П.Д.) расположена база-стоянка для маломерных судов, которая имеет гидротехническое сооружение (причал для стоянки судов внутреннего водного транспорта), данный причал является действующим ввиду того, что к нему пришвартован внутренний водный транспорт, земельный участок относится к категории земель земли населенных пунктов с видом разрешенного использования, для строительства причала для маломерных судов и находится в ведении Адеева П.Д. В нарушение требований законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений Адеевым П.Д. не обеспечено обследование гидротехнического сооружения - пирса для стоянки судов внутреннего транспорта, расположенного по адресу: <адрес>.
Из ответа на запрос по экспертной оценке сооружения ЗАО «СИБРЕЧПРОЕКТ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что расположенное на участке акватории озера Телецкое, смежном с земельным участком, находящемся по адресу: <адрес>, гидротехническое сооружение (приспособление) используется для ошвартовки и стоянки маломерных судов (катеров), предназначенных для перевозки пассажиров. Таким образом, по своему назначению и фактическому использованию сооружение является пассажирским причалом. По своей компоновке, допускающей швартовку судов к нему не менее чем с двух сторон, причал является пирсом согласно определению ГОСТ Р54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». При этом, по своему техническому исполнению, сооружение также может быть использовано в качестве понтона, то есть несамоходного плавсредства для поддержания тяжестей (незначительных) на воде. Согласно Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под термином «причальное сооружение» понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов. Рассматриваемое по делу сооружение по эксплуатационному назначению является пассажирским причалом. Сооружение выполнено из конструктивно не связанных с грунтовым основанием, плавающих на поверхности воды элементов и согласно ГОСТ Р54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» является плавучим причалом.
Представителем ответчика Бассаргиной Н.В. в судебное заседание было представлено заключение специалиста Аредаковой А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым приспособление по адресу: <адрес>, не может являться гидротехническим сооружением, так как в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сооружения являются объектами капитального строительства, а временные постройки, навесы, киоски к таковым не относятся. Обследуемое приспособление является сборно-разборным (то есть временным, используется сезонно – в теплое время года), не имеет фундамента и прочной связи с землей и может быть демонтировано и повторно собрано. Данное приспособление является понтоном, то есть не самоходным плавсредством для поддержания тяжестей на воде (временной постройкой).
Однако суд относится к данному заключению эксперта критически, так как выводы эксперта основаны только на нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации без учета требований законодательства внутреннего водного транспорта Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения.
На основании вышеизложенного в судебном заседании установлено, что спорное сооружение для стоянки судов внутреннего водного транспорта, расположенное на участке акватории озера Телецкое, смежной с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, является плавучим причалом.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе Адеева П.Д., Мунтяна А.В., Бухтиярова А.С. проведены испытания пирса причала для маломерных судов, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из сообщения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ № испытание причалов, пирсов, мостов, сходней проводятся администрацией базы и составляются соответствующие акты испытаний. Сотрудниками Центра ГИМС проверяется наличие акта. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» не является аккредитованной испытательной лабораторией.
В связи с тем, что очередные и внеочередные обследования причалов и причальных сооружений производятся аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром), то акт испытания спорного сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный собственником причального сооружения, а также акт № от ДД.ММ.ГГГГ технического освидетельствования базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, расположенной по <адрес> Республики Алтай, составленный должностным лицом ГИМС МЧС России по Республике Алтай, не являются доказательствами, подтверждающими проведение обследования аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
Иных доказательств, подтверждающих проведение ответчиком очередных и внеочередных обследований спорного сооружения с помощью аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром), в материалах дела не содержится, и ответчиком и его представителем в судебное заседание представлено не было.
Поскольку проведение обследования технического состояния причального сооружения является обеспечением безопасности эксплуатации объекта и возлагается на владельца объекта, а ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих исполнение данной обязанности или наличие препятствий для выполнения требования ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» по проведению обследования технического состояния причального сооружения, то суд приходит к выводу, что требования Горно-Алтайского транспортного прокурора к Адееву П.Д. о возложении на него обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования состояния причального сооружения для стоянки судов внутреннего водного транспорта, расположенного на участке акватории озера Телецкое, смежной с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований истца в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Турочакский район» государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░