Дело № 2-1-2036/2024

64RS0042-01-2024-001881-70

Решение

Именем Российской Федерации

31 мая 2024 г. город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Дроздовой Н.А.,

при секретаре Юнг К.С.,

с участием представителя истца Глухова Е.А., представителя ответчика – Воробьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой И.В. к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную пенсию

установил:

истец Шестакова И.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, признании права на досрочную пенсию.

Требования мотивировала тем, что 11 августа 2023 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 29 декабря 2023 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности рабочего стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.

Считая свои права нарушенными, истец с учетом уточнений исковых требований просит признать незаконным решение Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области от 29 декабря 2023 г. в части исключения из стажа истца следующих периодов работы: с 27 августа 1984 г. по 16 декабря 1985 г. в должности библиографа в Национальной библиотеке, с 17 декабря 1985 г. по 12 октября 1992 г. в должности старшего техника в Кыргызском научно-исследовательском институте научно-технической информации, с 03 мая 1993 г. по 01 ноября 1995 г. в должности воспитателя детского ясли-сада г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 02 ноября 1995 г. по 12 июня 2020 г. В должности воспитателя детского ясли-сада г. Бишкек Республики Кыргызстан; дополнительные выходные дни «Радоница»: 24 апреля 2012 г., 14 мая 2013 г., 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г., 28 апреля 2020 г., 11 мая 2021 г., 03 мая 2022 г., 25 апреля 2023 г., обязать ответчика включить в стаж работы истца указанные периоды, признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с 11 августа 2023 г., обязать Отделение фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области назначить истцу досрочную страховую пенсию с 11 августа 2023 г.

Представитель истца Глухов Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Воробьева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Истец Шестакова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.

До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 Закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 Закона).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что 11 августа 2023 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области от 29 декабря 2023 г. истцу отказано в установлении пенсии, поскольку у истца отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа и стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как следует из материалов дела, истцу не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды работы: с 27 августа 1984 г. по 16 декабря 1985 г. в должности библиографа в Национальной библиотеке, с 17 декабря 1985 г. по 12 октября 1992 г. в должности старшего техника в Кыргызском научно-исследовательском институте научно-технической информации, с 03 мая 1993 г. по 01 ноября 1995 г. в должности воспитателя детского ясли-сада г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 02 ноября 1995 г. по 12 июня 2020 г. в должности воспитателя детского ясли-сада г. Бишкек Республики Кыргызстан; дополнительные выходные дни «Радоница»: 24 апреля 2012 г., 14 мая 2013 г., 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г., 28 апреля 2020 г., 11 мая 2021 г., 03 мая 2022 г., 25 апреля 2023 г.

Согласно записи трудовой книжки истца Шестакова И.В. 27 августа 1984 г. принята временно библиографом в отдел справочно-библиографической и информационной работы в Национальную библиотеку Кыргызской Республики.

В соответствии с записью трудовой книжки 16 декабря 1985 г. Шестакова И.В. уволена по собственному желанию на основании приказа от 16 декабря 1985 г.

Также согласно сведениям трудовой книжки истца 16 декабря 1985 г. Шестакова И.В. принята старшим техником в отдел справочно-информационного обеспечения Кыргызского Научно-исследовательского института научно-технической информации (запись ).

В соответствии с записью трудовой книжки истца 12 октября 1992 г. Шестакова И.В. уволена в соответствии с приказом от 13 октября 1992 г.

Как следует из записей трудовой книжки трудовой книжки, Шестакова И.В. 03 мая 1993 г. принята воспитателем в детский ясли-сад , уволена 01 ноября 1995 г. в связи с переводом в детский сад-ясли .

Согласно сообщению Управления образования Октябрьского района мэрии г. Бишкек Шестакова И.В. действительно работала в я/с в качестве воспитателя с 03 мая 1993 г. (приказ параграф 11 от 22 июня 1993 г.). Трудовой отпуск за 1993-1994 гг., тридцать шесть дней, с 15 августа 1994 г. по 26 сентября 1994 г., приказ от 01 августа 1994 г. С 01 июня 1995 г. отпуск без содержания, приказ от 01 июня 1995 г. С 17 июля 1995 г. была принята временно воспитателем в я/с . С 01 ноября 1995 г. уволена в порядке перевода из я/с в я/с , приказ параграф 1 от 06 ноября 1995 г.

В соответствии с архивной справкой, выданной Управлением образования Октябрьского района мэрии г. Бишкек от 20 февраля 2024 г. в указанные периоды истцу выплачивалась заработная плата.

Также записями трудовой книжки истца подтверждается, что 01 ноября 1995 г. Шестакова И.В. принята воспитателем в ясли-сад в порядке перевода из ясли-сада . 12 июня 2000 г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию.

Согласно сообщению Управления образования Октябрьского района мэрии г. Бишкек Шестакова И.В. действительно работала в я/с с 17 июля 1995 г. в качестве воспитателя в порядке перевода из я/с (приказ параграф 4 от 17 июля 1995 г.) Трудовой отпуск за 1994-1995 гг., тридцать шесть дней, с 10 декабря 1995 г. по 26 января 1996 г. (приказ параграф 3 от 18 декабря 1995 г.) Трудовой отпуск за 1995-1996 гг., тридцать шесть дней, с 01 ноября 1996 г. по 12 декабря 1996 г. (приказ параграф 1). Трудовой отпуск за 1996-1997 гг. тридцать шесть дней, с 15 сентября 1997 г. по 25 октября 1997 г. (приказ от 01 сентября 1997 г.). Отпуск без содержания с 27 октября 1997 г. по 21 ноября 1997 г. (приказ ). Уволена 17 ноября 1997 г. (приказ в лицевой карточке не прописан), компенсация за 18 дней составила 292 сом 32 тыйын. Вновь принята на работу с 01 июня 1998 г. в я/с в качестве воспитателя (номер приказа в лицевой карточке не прописан). Трудовой отпуск за 1998-1999 гг. тридцать шесть дней, с 01 июня 1999 г. по 12 июля 1999 г. (приказ ). Уволена с 02 марта 2000 г. Компенсация за 11 месяцев составила 443 сом 52 тыйын, номер приказа в лицевой карточке не прописан.

В соответствии с архивной справкой, выданной Управлением образования Октябрьского района мэрии г. Бишкек от 02 марта 2024 г. в указанные периоды истцу выплачивалась заработная плата.

Учитывая имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец в спорный периоды работы осуществляла трудовую деятельность.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 г. № 1015).

Пунктом 4 Правил определено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015.

Согласно пункту 11 Правил от 02 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее по тексту- Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 1996 года, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в целях реализации ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 Постановления № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно п. 1 постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать в том числе учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В разделе «Наименование должностей» перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет указана должность «библиотекарь».

Также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781»Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в детских садах всех наименований (п.1 раздела «Наименование должностей» и п. 1.8 раздела «Наименование учреждений»).

Таким образом, рассматривая заявленные требования, суд считает, что периоды работы истца: с 27 августа 1984 г. по 16 декабря 1985 г. в должности библиографа в Национальной библиотеке, с 17 декабря 1985 г. по 12 октября 1992 г. в должности старшего техника в Кыргызском научно-исследовательском институте научно-технической информации, с 03 мая 1993 г. по 01 ноября 1995 г. в должности воспитателя детского ясли-сада № 157 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 02 ноября 1995 г. по 12 июня 2020 г. в должности воспитателя детского ясли-сада № 140 г. Бишкек Республики Кыргызстан, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 19 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 22 марта 2012 г. № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы - дня особого поминовения усопших» в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан и в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» объявлен нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоница - день особого поминовения усопших, приходящийся на 9-й день после Пасхи, согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом, в вышеуказанных Правилах среди периодов, которые не включаются стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, праздничные дни не поименованы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что дни Радоницы - 24 апреля 2012 г., 14 мая 2013 г., 29 апреля 2014 г., 21 апреля 2015 г., 10 мая 2016 г., 25 апреля 2017 г., 17 апреля 2018 г., 07 мая 2019 г., 28 апреля 2020 г., 11 мая 2021 г., 03 мая 2022 г., 25 апреля 2023 г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

С учетом установленных обстоятельств суд не может согласиться с законностью решения Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области № 230000308999/247796/23 от 29 декабря 2023 г. в части исключения из стажа Шестаковой И.В. спорных периодов работы, а право истца должно быть судом восстановлено путем включения в стаж спорных периодов, признания у истца с 11 августа 2023 г. права на досрочную страховую пенсию и возложения обязанности на ответчика по назначению истцу с 11 августа 2023 г. страховой пенсии досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30 Закона № 400-Ф3.

Руководствуясь ст.ст. 4, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░ 27 ░░░░░░░ 1984 ░. ░░ 16 ░░░░░░░ 1985 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 17 ░░░░░░░ 1985 ░. ░░ 12 ░░░░░░░ 1992 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 03 ░░░ 1993 ░. ░░ 01 ░░░░░░ 1995 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 02 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 12 ░░░░ 2000 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░»: 24 ░░░░░░ 2012 ░., 14 ░░░ 2013 ░., 29 ░░░░░░ 2014 ░., 21 ░░░░░░ 2015 ░., 10 ░░░ 2016 ░., 25 ░░░░░░ 2017 ░., 17 ░░░░░░ 2017 ░., 17 ░░░░░░ 2018 ░., 07 ░░░ 2019 ░., 28 ░░░░░░ 2020 ░., 11 ░░░ 2021 ░., 03 ░░░ 2022 ░., 25 ░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░ 27 ░░░░░░░ 1984 ░. ░░ 16 ░░░░░░░ 1985 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 17 ░░░░░░░ 1985 ░. ░░ 12 ░░░░░░░ 1992 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 03 ░░░ 1993 ░. ░░ 01 ░░░░░░ 1995 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 02 ░░░░░░ 1995 ░. ░░ 12 ░░░░ 2000 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░ № 140 ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░»: 24 ░░░░░░ 2012 ░., 14 ░░░ 2013 ░., 29 ░░░░░░ 2014 ░., 21 ░░░░░░ 2015 ░., 10 ░░░ 2016 ░., 25 ░░░░░░ 2017 ░., 17 ░░░░░░ 2017 ░., 17 ░░░░░░ 2018 ░., 07 ░░░ 2019 ░., 28 ░░░░░░ 2020 ░., 11 ░░░ 2021 ░., 03 ░░░ 2022 ░., 25 ░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ , ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░.1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ , ░ 11 ░░░░░░░ 2023░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░.░. ░░░

2-2036/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шестакова Ирина Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области
Другие
Глухов Евгений Алексеевич
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
07.06.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024Дело оформлено
28.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.08.2024Судебное заседание
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
31.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее