Судья: Маркова Н.В. гр. дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2015 года судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Захарова С.В., Сивохина Д.А.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Думы г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 20 мая 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Мэрии г.о.Тольятти удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 2, 4, 5 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.2015 года №599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года».
В остальных требованиях отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Думы г.о.Тольятти – Домничева А.В. (по доверенности) в поддержание апелляционной жалобы, возражения представителя мэрии г.о.Тольятти – Якобсон М.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27.04.15 мэрия г.о.Тольятти обратилась в суд с заявлением об оспаривании в части правового акта органа местного самоуправления. Просила признать несоответствующими закону и недействительными пункты 2,3,4,5,6 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.15 № 599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года»; приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Заявление мотивировано нарушением оспариваемыми положениями требований Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что оспариваемое решение Думы г.о.Тольятти возлагает на мэрию г.о.Тольятти не предусмотренные законом обязанности по предварительному предоставлению в Думу г.о.Тольятти проекта заявки заказчика на проведение конкурса, ограничивает права мэрии, как муниципального заказчика.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Дума г.о.Тольятти просит решение суда отменить в части удовлетворения требований мэрии г.о.Тольятти и отказать в удовлетворения заявления в полном объеме.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В заседании судебной коллегии представитель Думы г.о.Тольятти – Домничев А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель мэрии г.о. Тольятти – Якобсон М.В. просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части признания незаконными пунктов 2, 4, 5 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.15 №599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года», как постановленное в этой части с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа Тольятти от 04.02.15 №599 утверждено Техническое задание на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года (Приложение №1) (пункт 1).
Пунктом 2 решения Думы установлен нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе на проведение научно-исследовательской работы на тему «Разработка Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года» в отношении квалификации участника закупки с определением для данного критерия показателей в соответствии с приложением №2.
Пунктом 4 оспариваемого решения Думы предусмотрено включение в состав единой комиссии по осуществлению закупок для заказчиков г.о.Тольятти по осуществлению закупки на выполнение научно-исследовательской работы представителей Думы и общественных советов районов г.о.Тольятти в соответствии с решением Думы от 19.03.14 №234, в количестве не менее половины от общего количества членов комиссии.
Пунктом 5 установлено, что приемочная комиссия по приемке этапов и окончательных результатов научно-исследовательской работы создается с включением в ее состав, в том числе, представителей Думы и общественных советов районов г.о.Тольятти, в соответствии с решением Думы г.о.Тольятти от 19.03.14 №234, в количестве не менее половины от общего количества членов комиссии.
Удовлетворяя заявление в части признания незаконными пункты 2, 4, 5 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.15, суд согласился с доводами мэрии г.о.Тольятти о том, что оспариваемые положения противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.03 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст.16 Федерального закона от 06.10.03 N131-ФЗ планирование социально-экономического развития городского округа отнесено к вопросам местного значения.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.25 Устава г.о.Тольятти утверждение стратегии развития городского округа, документов планирования развития городского округа в части полномочий Думы и контроль за их реализацией; определение порядка разработки, рассмотрения, утверждения и контроля за реализацией документов стратегического планирования городского округа, отнесены к полномочиям Думы г.о.Тольятти.
В силу ч.5 ст.39 Федерального закона от 05.04.13 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Иных требований и ограничений в отношении формирования и участия в конкурсных (аукционных) комиссиях федеральным законодателем не установлено.
Доказательств нарушения процедуры принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления не имеется.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что по вопросу разработки стратегического планировании и социально-экономического развития г.о.Тольятти проведены публичные слушания. О проведении публичных слушаний жители г.о.Тольятти проинформированы через средства массовой информации. Решение Думы г.о.Тольятти от 04.02.15 № 599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года» опубликовано в газете «Городские ведомости» от 10.02.15 №9.
Вопросы утверждения стратегии развития городского округа, документов планирования развития городского округа и контроль за их реализацией, а также определение порядка разработки, рассмотрения, утверждения и контроля за реализацией документов стратегического планирования городского округа отнесены к полномочиям Думы г.о. Тольятти, которые суд подменять не вправе.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для признания незаконным и отмены пунктов 2, 4, 5 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.15 №599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года» не имеется, поскольку оно принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления, в силу чего решение суда в указанной части подлежит отмене, а заявление мэрии г.о. Тольятти – оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Доводы мэрии г.о.Тольятти о противоречии оспариваемого решения Думы г.о.Тольятти требованиям Федерального закона от 05.04.13 №44-ФЗ основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки на нарушение права мэрии, как заказчика, произвольно формировать состав комиссии, в том числе с учетом профессиональной подготовки участников, необоснованны.
Вопрос о персонификации участников комиссии по осуществлению муниципальных закупок оспариваемое решение Думы г.о.Тольятти не затрагивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 20 мая 2015 года в части признания незаконными пунктов 2, 4, 5 решения Думы г.о.Тольятти от 04.02.15 №599 «О техническом задании на разработку Стратегии социально-экономического развития г.о.Тольятти на период до 2030 года» отменить, в удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: