Решение по делу № 2-636/2019 от 23.01.2019

Дело № 2-636/2019 76RS0022-01-2019-000127-95

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2019 РіРѕРґР°    

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё         РџРёРІРѕРІР°СЂРѕРІРѕР№ Рў.Р’.,

РїСЂРё секретаре      Хлопановой Рђ.РЎ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Мошнина Андрея Юрьевича к мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля о признании внесенных в ГКН сведений недействительными, установлении границ земельного участка, признании права общей долевой собственности на земельный участок,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»

Мошнин А.Ю. обратился в суд с иском об установлении границы земельного участка с кадастровым номером № путем изменения ошибочных сведений о площади земельного участка и координат границ земельного участка на достоверные координаты по фактическим границам землепользования, указанные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном ИП, признании за ним права собственности на 437/758 долей указанного земельного участка. В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира №, площадью 43,7 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Собственниками квартиры № в данном многоквартирном доме являются: Савельева Н.А., Смурыгина Н.Н., Фролов В.В. по 1/3 доле в праве каждый. Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1071 кв.м., границы которого установлены в соответствии с требованием действующего законодательства, участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Формирование земельного участка производилось УЗР мэрии г. Ярославля, о чем истец не знал, с проведенными кадастровыми работами он не согласен, т.к. формирование участка происходило без учета его фактического использования. Фактически собственниками дома используется земельный участок площадью 1209 кв.м.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Колейцева Л.А. доводы иска поддержала в полном объеме, пояснила, что из представленных документов следует, что интересы собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляло уполномоченное лицо представитель управляющей компании ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», однако передать полномочия при проведении кадастровых работ возможно лишь по нотариальной доверенности. Истец, как собственник квартиры в многоквартирном доме вправе получить в общую долевую собственность земельный участок, пропорционально занимаемому им помещению.

Ответчики: мэрия г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Третьи лица: Фролов В.В., Савельева Н.А. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражали, пояснили, что истец к ним для решения вопроса о передаче в собственность земельного участка не обращался.

АО «Управдом Заволжского района», Смурыгина Н.Н., ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Заслушав представителя истца, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Мошнину А.Ю. на праве собственности принадлежит квартира №, площадью 43,7 кв.м. в многоквартирном доме, общей площадью 75,8 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Собственниками квартиры № в данном многоквартирном доме являются: Савельева Н.А., Смурыгина Н.Н., Фролов В.В. по 1/3 доле в праве каждый /л.д.56-62/. Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1071 кв.м., с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет /л.д.64-72/. Работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом проводились на основании заказа УЗР мэрии г. Ярославля в ноябре 2008 года ООО «АН «Гарантком» с целью установления границ землепользования, что подтверждается землеустроительным делом /л.д.78-103/. Действия органа местного самоуправления, связанные с формированием данного земельного участка, гражданами Мошниным А.Ю., Фоминой Л.Ф., которые на момент проведения межевания являлись собственниками квартир указанного дома, не оспаривались.

Фомина Л.Ф., Мошнин А.Ю. на общем собрании собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ приняли решение об оформлении права общей долевой собственности на земельный участок, о согласовании долей в праве общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме, об определении границ и проведении кадастрового учета земельного участка, об установлении публичного сервитута на земельный участок, входящий в состав общего имущества собственников помещений с многоквартирном доме; о наделении полномочиями по оформлению документов в отделах землеустройства и УЗР мэрии г. Ярославля. Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> следует, что полномочиями по оформлению документов в отделах землеустройства и УЗР мэрии г. Ярославля наделен представитель ОАО «Управдом Заволжского района» /л.д.88-89/, которым впоследствии подписан акт согласования границ земельного участка /л.д.93/.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (статья 45 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты и расположенные на указанном земельном участке помещения. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 1, 3, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Действующее правовое регулирование предусматривает необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, причем под каждым жилым домом в отдельности, и возникновение права собственности на земельный участок возможно только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, сформирован в установленном законом порядке. Следовательно, право общей долевой собственности на земельный участок, возникло у истца в силу закона.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - Постановление N 12-П) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Из частей 2 - 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

При таких обстоятельствах требования истца о признании за ним права собственности на 437/758 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, предоставленный для эксплуатации многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

При этом суд учитывает, что участок под многоквартирным домом является неделимым, а в силу п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган. Иного порядка ЗК РФ не предусматривает.

Ни Мошнин А.Ю., ни собственники квартиры № многоквартирного дома в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями не обращались, доказательств нарушения прав Мошнина А.Ю. не представлено.

Из анализа статьи 43 Градостроительного кодекса РФ в совокупности с другими нормами главы 5 Градостроительного кодекса РФ "Планирование территории", устанавливающими особенности подготовки документации по планировке территории, следует, что проект планировки с проектом межевания территории готовится с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории, определяя возможные границы формируемых земельных участков для обеспечения ее развития.

Нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ предусматривают необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, при котором осуществляются работы по межеванию, проведению кадастровых работ и государственному кадастровому учету.

Как указывалось выше на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

По делу бесспорно установлено, что на решение вопроса о формировании земельного участка, на котором расположен <адрес>, был уполномочен общим собранием собственников помещений представитель ОАО «Управдом Заволжского района», который и подписал лист согласования границ земельного участка, при этом собственники квартир в многоквартирном доме каких-либо требований в части определения границ не высказывали.

Федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по планировке территорий, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и выполнение указанных функций не может ставиться в зависимость от вероятности обращения собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о формировании земельного участка в размере, превышающем необходимый для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.

При таких обстоятельствах требований истца о признании недействительными сведений, внесенных в ГКН о площади и местонахождении границ земельного участка по адресу: <адрес>, а также об установлении границ земельного участка удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст 56, 194-198 ГПК РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Исковые требования Мошнина Андрея Юрьевича к мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Т.В.Пивоварова

2-636/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
КУМИ мэрии г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Смурыгина Н.Н.
Фролов В.В.
ФГБУ ФКП Росреестра по ЯО
АО "Управдом Заволжского района"
Мошнин А.Ю.
Управление Росреестра по Ярославской области
Савельева Н.А.
Колейцева Л.А.
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
23.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
28.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Судебное заседание
22.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее