<данные изъяты> Дело № 2-2297/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2015 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Фрекауцан Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солнечногорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Самарцу Виталию Петровичу об обязании снести строение,-
УСТАНОВИЛ:
Солнечногорский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круцга лиц к Самарцу В.П. о сносе самовольной постройки – расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:135 вблизи <адрес> садового дома с кадастровым номером 50:09:0000000:183624, как возведенного без соответствующего разрешения в охранной зоне магистрального газопровода <данные изъяты>
Иск обоснован строительством дома в недопустимой близости от магистрального газопровода, как опасного производственного объекта, без согласования строительства с эксплуатирующей газопровод организацией, что влечет угрозу жизни и здоровью граждан.
Ответчик Самарец В.П. иск не признал, указав, что его дом расположен вне пределов охранной зоны газопровода и ни чьих прав не нарушает.
Третье лицо ООО «Газпром Трансгаз Москва» в лице представителя иск поддержало. Представлен в отзыв, согласно которому ответчик за согласованием строительства не обращался. Организация является эксплуатирующей организацией, обеспечивающей надежную, бесперебойную и безопасную транспортировку газа и обеспечение газом, газовым конденсатом и продуктами их переработки потребителей Российской Федерации на договорной основе, является арендатором магистрального газопровода высокого давления. Строительство ближе 300-т метров от оси газопровода влечет угрозу жизни и здоровья граждан.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, в 1982 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «<данные изъяты> проходящий в т.ч. и по территории Солнечногорского раойна по сельхозугодьям вблизи д.Жилино. его арендатором является ООО «Газпром Трансгаз Москва».
Введенный в эксплуатацию газопровод соответствует утвержденному проекту. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела, в т.ч. актом государственной приемочной комиссии от 30 декабря 1882 года, справки Управления главного архитектора Солнечногорского района от 14 декабря 1987 года о принятии дежурного плана действующего газопровода, акта от 12 октября 1989 года о сдаче карты землепользования газопроводом в земельный комитет района, техническим паспортом БТИ 2000 года, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от 09 ноября 2010 года.
24 ноября 2005 года в ЕГРП произведена государственная регистрация права собственности на газопровод.
Согласно выводам проведенной по делу технической экспертизы (заключение ГУ МО «МО БТИ» № Г-24-1878/12-15 от 10 декабря 2015 года), фактическое местоположение газопровода соответствует документальному.
01 октября 2012 года Самарец В.П. купил земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070309:135 вблизи д<адрес> площадью 847 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070309:7, поставленный на кадастровый учет в 2011 году площадью 140.388 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. При разделе вид разрешенного использования земельного участка по заявлению физического лица постановлением Администрации городского поселения Андреевка от 30 сентября 2011 года № 503, в отсутствие соответствующих полномочий, заменен на «для дачного строительства».
Сведений о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с владельцем газопровода не представлено.
27 ноября 2012 года и 25 декабря 2014 года по результатам проведенных осмотров на месте строительства по месту жительства ответчика третьи лицом направлялись письма, сначала с требованием прекратить строительство, затем о демонтаже возведенной постройки. Данные требования ответчиком оставлены без внимания.
17 марта 2014 года в ЕГРП на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 04 февраля 2014 года, за Самарцем В.П. произведена государственная регистрация права собственности на трехэтажный садовый дом, назначение – жилое, общей площадью 455 кв.м. с кадастровым номером 50:09:0000000:183624.
Таким образом, как следует из материалов дела, предоставление земельного участка для строительства магистрального газопровода и его ввод в эксплуатацию было осуществлено задолго до образования земельного участка, строительства ответчиком спорного дома.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 ГК РФ право, предусмотренное статьей 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
ООО "Газпром трансгаз Москва", в соответствии с договором аренды является эксплуатирующей организацией, обеспечивающей надежную, бесперебойную и безопасную транспортировку газа и обеспечение газом, газовым конденсатом и продуктами их переработки потребителей Российской Федерации на договорной основе, то есть, является титульным владельцем газопровода.
В силу положений ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно ст. 32 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушение.
В соответствии с Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов", строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
Из вышеуказанных норм права следует, что в зоне строительства газопровода строительство капитальных зданий и сооружений запрещено.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора России 22.04.1992 N 9, правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат (п. 1.1). Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (п. 2.1). Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции (п. 2.2).
В силу положений ст. ст. 9, 17.1 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Исходя из указанных норм, при возведении строений ближе минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, нарушаются права не только владельца газопровода на безопасную эксплуатацию газопровода, но и неопределенного круга лиц, поскольку это может повлечь тяжкие неблагоприятные последствия в случае возникновения аварийной ситуации на опасном объекте.
Минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения, к которым отнесены и магистральные газопроводы установлены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные газопроводы" утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 и составляют 300 м от оси газопровода при диаметре магистрального трубопровода 1200 мм. Данные расстояния при строительстве ответчиком дома, не были соблюдены, что подтверждено экспертным заключением, согласно которому дом расположен на расстоянии 101-115 м. от оси магистрального газопровода.
Статьей 32 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушение.
Данная норма является императивной, поэтому доводы ответчика о том, что нахождение строения в 300-т метровой зоне минимальных расстояний не нарушает ничьих прав, несостоятельны.
Несмотря на предупреждение о неправомерности строительства, ответчик в зоне минимальных расстояний построил трехэтажный дом, который он намерен как следует из отзыва, использовать для проживания своей семьи. Из экспертного заключения и фототаблицы следует, что вблизи участка ответчика имеются другие земельные участки, находится лесной массив, дорога, линии электропередач, нефтепроводы. Соответственно, сохранение спорного дома влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Иск Солнечногорского городского прокурора, удовлетворить и обязать Самарца Виталия Петровича за свой счет снести самовольную постройку – расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070309:135 вблизи д<адрес> трех этажный садовый дом общей площадью 455 кв.м. с кадастровым номером 50:09:0000000:183624.
Внести в ЕГРП запись о прекращении права собственности Самарца Виталия Петровича на указанное строение как самовольную постройку (прежняя запись ЕГРП 50-50-09/017/2014-028).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в течении месяца, со дня его составления в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Г. Орлов