Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2024 года г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Бутыриной О.П.
При секретаре Бекмурзаевой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Знаменск Астраханской области к государственному казенному учреждению Астраханской области «Управление капитального строительства Астраханской области», Министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области об обязании провести консервацию объекта капитального строительства
Установил:
Прокуратура ЗАТО г.Знаменск обратилась в суд с иском об обязании обеспечить консервацию объекта незавершенного строительства <адрес> степенью готовности 62%, расположенного по адресу <адрес> № на земельных участках с кадастровыми номерами №(площадью 300 кв.м.), №(площадью 300 кв.м.), №(площадью 169 кв.м.), № (площадью 150 кв.м.), № (площадью 178 кв.м), №(площадью 150 кв.м.), № (площадью 181 кв.м.). №(площадью 172 кв.м.), указа в обоснование своих требований, что проведенной проверкой установлено что срок строительства указанного объекта был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени строительство не завершено, с ДД.ММ.ГГГГ работы по строительству дома, предназначенного для обеспечения детей-сирот, приостановлены. Финансирование строительства дома осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области в рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ №. Прокуратурой с января 2022 года по июнь 2023 года производились осмотры указанного объекта, в ходе которых установлено, что никаких работ на объекте не производится. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок безвозмездного пользования земельного участками истек и не продлевался, за продлением срока разрешения на строительство, который также истек, ГКУ Астраханской области «Управление капитального строительства Астраханской области» за продлением срока разрешения на строительство в администрацию ЗАТО Знаменск не обращались. Между тем находящееся на земельных участках строящееся здание не достроено, сами земельные участки захламлены мусором, нескошенной травой, работы по консервации объекта не проведены, контракт на разработку проекта консервации не заключен. Отсутствие консервации объекта незавершенного строительства, по мнении. Истца, влечет возможность проникновения на объект строительства посторонних лиц и как следствие, возможность возникновения несчастных случаев среди населения. Полагают, что поскольку имеет место факт приостановления строительных работ, ГКУ АО «УКС АО» обязано обеспечить консервацию объекта капитального строительства до получения разрешения на строительство и возобновления ведения строительно-монтажных работ, непринятие данных мер создает угрозу безопасности граждан.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление капитального строительства Астраханской области» - ФИО3 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель ответчика-Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации ЗАТО г.ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица- Министерства экономического развития Астраханской области- ФИО6, ФИО7 в судебном заседании пояснили, что Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области являются главным распорядителем средств бюджета Астраханской области по строительству объекта капитального строительства в <адрес>. Подтвердили, что с их стороны были обращения в адрес министерства экономического развития Астраханской области о необходимости предусмотреть бюджетные ассигнования на 2023 год для завершения строительства этого объекта в январе 2023 года. Поскольку были представлены документы об удорожании стоимости строительства, рассмотрение вопроса было отложено. Повторное обращение по данному объекту поступало в августе 2023 года. На заседании комиссии было принято решение о согласовании увеличения бюджетных ассигнований по данному объекту в общей сумме 50 000 000 руб. – протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлен объем средств бюджета Астраханской области на 2023 -2024 в общем объеме 50 000 000 руб., который планируется направить на реализацию объекта по строительству жилого дома в <адрес>. В адрес министерства финансов Астраханской области министерством экономического развития Астраханской области были направлены предложения по внесению изменений в закон «О бюджете Астраханской области на 2023 год и плановый период 2024и 2025 годов». Законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № –ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджетные ассигнования на реализацию данного объекта были предусмотрены.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ консервация объекта, строительство которого не завершено, должно осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В соответствии с ч.4 ст.52 Градостроительного кодекса РФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на 6 месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п.п.5.16, 5.16.1, 5.16.2, 5.16.3, 5.16.4 СНиП РФ 12-01-2004 «Организация строительства», одобренного постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при необходимости прекращения работ или их приостановки на срок более 6 месяцев выполняется консервация объекта (приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды).
Решение о прекращении или о приостановке строительства принимает застройщик (заказчик) и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного надзора. Застройщик(заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц составляют акт о приемке выполненной част объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, ведомость примененных (смонтированных ) на объекте оборудования, материалов, и конструкций, ведомость неиспользованных и подлежащих хранению оборудования, материалов и конструкций, перечень работ, необходимых для сохранности объекта и неиспользованных оборудования, материалов и конструкций.
О факте прекращения или приостановки строительства в трехдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел с целью отмены ранее введенных ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и согласованным стройгенпланом. При необходимости проектировщик по договоренности с застройщиком (заказчиком) разрабатывает рабочие чертежи и смету консервации объекта, а подрядчик(исполнитель) выполняет работы, предусмотренные этими рабочими чертежами и сметами. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику(заказчику).
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № безвозмездного срочного пользования земельными участками и ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЗАТО Знаменск ответчику в лице ГКУ АО «УКС АО» предоставлены на безвозмездном срочном пользовании сроком на 11 месяцев земельные участки из земель категории- земли населенных пунктов со следующими кадастровыми номерами №(площадью 300 кв.м.), №(площадью 300 кв.м.), №(площадью 169 кв.м.), № (площадью 150 кв.м.), № (площадью 178 кв.м), №(площадью 150 кв.м.), № (площадью 181 кв.м.). №(площадью 172 кв.м.) для строительства 24-х квартирного жилого дома для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В дальнейшем указанные земельные участки предоставлялись на основании постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № от ДД.ММ.ГГГГ на срок 11 месяцев, постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № от ДД.ММ.ГГГГ на срок 11 месяцев, постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № от ДД.ММ.ГГГГ на срок 11 месяцев, постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № на срок до ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 11 месяцев и постановления администрации ЗАТО Знаменск от ДД.ММ.ГГГГ № и договора № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, срок безвозмездного пользования земельного участками истек и на новый срок не продлевался. С заявлением о продлении срока ответчик в лице Управления капитального строительства не обращался.
Как следует из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Интерстрой» был заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. – строительства трехэтажного 24-х квартирного жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> Срок строительства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени объект не построен, работы по строительству дома подрядчиком приостановлены с ДД.ММ.ГГГГ.
Контракт от 01.1..2022 года на строительство объекта расторгнут решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Строительная готовность объекта составляет 62 %.
Прокуратурой ЗАТО Знаменск с января 2022 года по июнь 2023 года производились осмотры указанного объекта, в ходе которых установлено, что никаких работ на объекте не производится.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок безвозмездного пользования земельного участками истек и не продлевался, за продлением срока разрешения на строительство, который также истек, ГКУ Астраханской области «Управление капитального строительства Астраханской области» за продлением срока разрешения на строительство в администрацию ЗАТО Знаменск не обращались. Находящееся на земельных участках строящееся здание не достроено, сами земельные участки захламлены мусором, нескошенной травой, работы по консервации объекта не проведены, контракт на разработку проекта консервации не заключен. Отсутствие консервации объекта незавершенного строительства, по мнению, истца, влечет возможность проникновения на объект строительства посторонних лиц и как следствие, возможность возникновения несчастных случаев среди населения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Перечнем объектов капитальных вложений на 2023 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области объект «Трехэтажный 24-х квартирный жилой дом по <адрес> области предусмотрены объемы финансирования в сумме 50 000 000 руб., из которых 10 000 000 руб. на 2023 год, 40 000 000 руб. на 2024 год.
В подтверждение указанного обстоятельства суду представлено постановление Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П».
Также, в материалы гражданского дела ответчиками представлен отчет № по обследованию спорного объекта незавершенного строительства, выполненного ООО «ЦИВССМ», согласно которого определены фактические объемы выполненных работ, их соответствие требованиям проектно-сметной документации по государственному контракту, выполнен перерасчет стоимости с учетом выявленных несоответствий, составлены локальные сметные расчеты, с учетом чего сделан вывод, что ввод в эксплуатацию здания возможно осуществить в рамках существующего проекта при условии разработки и проведения компенсирующих мероприятий по усилению несущих строительных конструкций.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что со стороны ответчика в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принимались меры по разрешению вопроса в отношении недостроенного объекта жилого дома в <адрес>. С их стороны в адрес министерства экономического развития Астраханской области направлялись заявки о необходимости предусмотреть бюджетные ассигнования на 2023 год для завершения строительства этого объекта в январе 2023 года. Поскольку были представлены документы об удорожании стоимости строительства, рассмотрение вопроса было отложено. Повторное обращение по данному объекту направлено в августе 2023 года. На заседании комиссии было принято решение о согласовании увеличения бюджетных ассигнований по данному объекту в общей сумме 50 000 000 руб. – протокол от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлен объем средств бюджета Астраханской области на 2023 -2024 в общем объеме 50 000 000 руб., который планируется направить на реализацию объекта по строительству жилого дома в <адрес>.
В адрес министерства финансов Астраханской области министерством экономического развития Астраханской области были направлены предложения по внесению изменений в закон «О бюджете Астраханской области на 2023 год и плановый период 2024и 2025 годов».
Законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № –ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджетные ассигнования на реализацию данного объекта были предусмотрены.
Во исполнение принятых решений, заключены государственный контракт №-м от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области, в соответствии с которым будет осуществляться охрана незавершенного строительством объекта трехэтажного 24-х квартирного жилого дома <адрес> <адрес>).
Кроме того, как следует из предоставленных в материалы дела документов, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» обращалась с заявлением к главе администрации МО «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование в связи с истечением ранее действующих договоров.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации МО «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» принято решение о предоставлении земельных участков сроком на 11 месяцев в безвозмездное пользование Управлению по капитальному строительству Астраханской области для строительства малоэтажной многоквартирной жилой застройки для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В подтверждение суду направлена копия указанного постановления.
Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, в настоящее время с момента предъявления иска в суд изменились фактические обстоятельства. Со стороны ответчиков совершены действия по принятию мер к выделению денежных средств на реализацию объекта капитального строительства, по которому с 2022 года строительные работы не велись.
В настоящее время, по мнению суда, оснований для возложения обязанности на ответчиков по консервации объекта незавершенного строительства не имеется, является нецелесообразным. Обязание ответчиков обеспечить консервацию объекта незавершенного строительства может привести к нецелевому использованию бюджетных средств, выделенных в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию данного объекта Правительством Астраханской области.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы стороны истца о захламленности земельных участков и о нахождении воды в подвале строящегося здания, не являются основаниями для принятия судом решения о возложении обязанности по консервации объекта. Доступ к зданию ограничен, ведется охрана объекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░