Дело № 2-1703/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Кукленко С.В.
при секретаре
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское Ражева Е.Б. к Администрацииг.Ростова-на-Дону,администрацииПервомайского района г. Ростова-на-Дону, третьелицо Департамент координации строительства и перспективного развития администрацииРостова-на-Дону, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Ражева Е.Б.,обратилась в суд с указанным иском, указав, что ее несовершеннолетний РДВ страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г., № 378. Распоряжением главы№ 577от26.05.2016 истец и ее сын были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Истец считает, что ответчиком не предпринято никаких действенных мер по обеспечению ее семьи жильем по договору социального найма, в связи с чем просила обязать администрацию г. Ростова-на-Дону, администрацию Первомайского района г. Ростова-на-Дону предоставить семье, состоящей из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее44кв.м., состоящее из не менее двух комнат, находящееся в пределахг. Ростова-на-Дону.
В отношенииРажевой Е.Б., администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о дате и времен слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель истца –Булгаков Д.М., действующий на основании доверенности исковые требования поддержал, просил суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Янин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица – Чебанян Э.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Во исполнение статьи 51 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Согласно ч. 1,2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации
Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением главыадминистрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону № 577от26.05.2016 истец и ее сын были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Согласно выписки из протокола врачебной комиссии от 01.03.2016 № 1490, выданной ГБУ РО «ПНД», РДВ страдает тяжелой формой хронического заболевания, относящегося к пункту 2 Перечня заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, имеет право на дополнительную площадь.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого посещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
К категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится несовершеннолетний РДВ
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в п.4 Постановления Конституционного суда РФ от 22.01.2018 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан ААШ, ММШ и АМШ провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (постановления от 16 декабря 1997 годаN 20-Пи от 8 июня 2010 годаN 13-П; определения от 15 февраля 2005 годаN 17-Ои от 9 февраля 2017 годаN 215-О).
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 1 июля 2014 годаN 20-Пи от 27 июня 2017 годаN 17-П, и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренномпунктом 3 части 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренномпунктом 4 части 1 статьи 51данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на нихКонституциейРоссийской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило быстатьям 7,38 (части 1и2),40 (часть 1)и41 (часть 1)Конституции Российской Федерации.
Таким образом,пункт 3 части 2 статьи 57ЖК РФ, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренномпунктом 4 части 1 статьи 51данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, чтопункт 3 части 2 статьи 57ЖК РФ во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данноезаконоположениерассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Необходимоучитыватьфизическуюиумственнуюнезрелостьнесовершеннолетнего ребенка-инвалида РДВ а так же необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а так же принимая во внимание, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), обязанности родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком, в данном случае матери несовершеннолетнего.
Таким образом, жилое помещение должно быть предоставлено на состав семьи два человека.
В соответствии с ч.1 ст.58 ЖК РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В ходе рассмотрения настоящего дела согласия такого истцы не давали. Так же нужно учитывать, что в данном случае ребенок страдает заболеванием, которое предполагает создание особых условий предполагающих проживание в отдельной комнате.
Так как РДВ имеет право на дополнительную площадь с учетом предоставления жилого помещения на состав семьи два человека, то жилое помещение должно состоять из не менее двух комнат.
Доводы ответчиков о том, что с 01.01.2018 изменился перечень тяжелых форм хронических заболеваний, соответственно в случае если, заболевание РДВ. не в ходит в новый перечень, то этот факт является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, подлежит отклонению.
Поскольку несовершеннолетний РДВ из списков внеочередников в установленном законе порядке не снят, жилое помещение ему не предоставлено с 2016 года до настоящего времени, а доказательств того, что ответчиком предпринимались какие-то меры для предоставления жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Суд отмечает, что изменение законодательства после возникновения права и его реализации в установленном порядке не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у истца до изменения действующего законодательства, а внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после возникновения данного права.
С 26.05.2016 истцы признаны нуждающимися в жилом помещении, наличие у РДВ соответствующего заболевания установлено и не ставилось под сомнение администрацией до предъявления иска в суд.
Учитывая, длительное неисполнение Администрацией г. Ростова-на-Дону своих обязанностей, которое привело к нарушению прав несовершеннолетнего РДВ., который вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в соответствующий Перечень, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заявленных к Администрации г. Ростова-на-Дону.
Заявленные требования к администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе имеющих право на внеочередное получение жилья) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Статья 2 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" в действующей редакции, устанавливает, что именно орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятые на учет граждане включаются в книгу учета, которая ведется также органом местного самоуправления.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 34 вышеуказанного закона предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 35.1 "Устава города Ростова-на-Дону" (ред. от 24.10.2017г.), принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 N 211, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган - Ростовская-на-Дону городская Дума, глава муниципального образования - Председатель городской Думы - глава города Ростова-на-Дону, исполнительно-распорядительный орган - Администрация города Ростова-на-Дону, контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата города Ростова-на-Дону.
Согласно п. 1.6.2 ст. 46 "Устава города Ростова-на-Дону", Администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством главы Администрации города, в частности ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░) ░ ░░░ (░░░) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 44 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.