Решение по делу № 2а-4165/2016 от 16.09.2016

Дело №2а-4165/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2016 года г. Смоленск

Ленинский районный суд гор. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,

при секретаре Шилиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главного редактора сетевого издания SMOLNAROD.RU Захарова М.А. к Избирательной комиссии Смоленской области о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Захаров М.А. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Смоленской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ. «О рассмотрении жалобы О. А.И. от ДД.ММ.ГГГГ.», ссылаясь на то, что вынесенное постановление нарушает его права и законные интересы, поскольку в его публикации «Кандидаты – одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» содержалась объективная и достоверная информация об избирательных фондах кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ О.В.Окуневой и партии «Единая Россия», подтвержденная сведениями, размещенными на официальном сайте Избирательной комиссии Смоленской области по состоянию на 19.08.2016г., в связи с чем изложенные в статье сведения не нарушают требования избирательного законодательства, а также равенство прав ни кандидатов, ни политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам.

Захаров М.А., его представитель Галаев Ю.П., в судебном заседании заявленные требования поддержали по вышеуказанным доводам, просили их удовлетворить.

Представитель Избирательной комиссии Смоленской области Копрянцев Д.В. в судебном заседании требования не признал, указав на законность и обоснованность вынесенного избирательной комиссией Смоленской области постановления.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьёй 23 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «а» ч.10 данной статьи избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу п.7 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

Согласно пункту 13 статьи 28 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в избирательную комиссию Смоленской области поступила жалоба А.И. О., в которой она просила признать: публикацию «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (httр://smоlпагоd.ru/sп/kапdidаtу-оdпоmапdаtпiki-vsmolenskoj-oblasti-ne-xotyat-tratitsya-na-agitaciyu/) в сетевом издании SMOLNAROD.RU (свидетельство о регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) не соответствующей требованиям части 2 статьи 58 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части наличия в ней необъективной и недостоверной информации об отдельных кандидатах и отдельных политических партиях, участвующих в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва; редакцию сетевого издания SMOLNAROD.RU (свидетельство о регистрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) нарушившей порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, и, следовательно, совершившей административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ. состоялось заседание рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, созданной в соответствии со ст. 41 Регламента избирательной комиссии Смоленской области, утв. постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. , в целях реализации полномочий избирательной комиссии Смоленской области по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации при проведении выборов различных уровней на территории Смоленской области, в соответствии с Положением о рабочей группе избирательной комиссии Смоленской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, утв. Постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. в ходе которого было установлено, что на страницах зарегистрированного средства массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.) сетевого издания SMOLNAROD.RU от 22.08.2016г. размещен материал «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (http://smolnarod.ru/sn/kandidaty-odnomandatniki - v-smolenskoj-oblasti-nexotyat-tratitsya-na-agitaciyu/) (далее материал). В материале содержится информация об избирательных фондах кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и избирательных фондах региональных отделений политических партий на данных выборах.

Так, в частности, в материале содержится информация об избирательном фонде зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутого по одномандатному избирательному округу «Смоленская область Рославльский одномандатный избирательный округ №176», а именно: «Сопоставимую сумму - 5,5 млн. рублей - внесла в свой избирательный фонд единоросс Ольга Окунева, из этой суммы 446 тысяч уже израсходовано».

Кроме того, в материале содержится следующая информация: «Таким образом, «Единая Россия» готовится потратить на свою избирательную кампанию в Смоленской области 23 миллиона 790 тысяч рублей».

Данная информация, по мнению рабочей группы, является недостоверной, что подтверждается сведениями о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидатов на основании данных, представленных ПАО «Сбербанк России» по состоянию на 18.08.2016 года, согласно которых собственные средства в избирательном фонде кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутого по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176», составляют 500 000,00 рублей, а не 5.5 млн. рублей как это указано в материале; на специальный избирательный счет Смоленского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поступило 12 550 000,00 рублей.

Решением рабочей группой по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов от ДД.ММ.ГГГГ. Избирательной комиссии Смоленской области было рекомендовано признать, что материал «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (http://smolnarod.ru/sn/kandidatyodnomandatniki -v-smolenskoj-oblasti-ne- xotyat -tratitsya-na-agitaciyu/), размещенный в сетевом издании SMOLNAROD.RU (свидетельство о регистрации ЭЛ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.), не соответствует требованиям пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 58 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N220-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в отношении информации о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутом по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176» и о Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; признать, что главным редактором сетевого издания SMOLNAROD.RU М.А. Захаровым нарушен порядок опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов; составить в отношении главного редактора сетевого издания SMOLNAROD.RU М.А. Захарова протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.5 КоАП РФ.

Указанное решение рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов было доведено до сведения избирательной комиссии Смоленской области на заседании избирательной комиссии Смоленской области, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ., на котором в частности была рассмотрена жалоба А.И. О. от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам рассмотрения которой избирательная комиссия Смоленской области, установив, что в данном материале содержится недостоверная информация о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутом по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176», и о Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», учитывая, что автором материала является главный редактор сетевого издания SMOLNAROD.RU М.А. Захаров, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, принимая во внимание решение рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов № 70 от 2 сентября 2016 года, 02.09.2016г. единогласно приняла следующие решения (в форме постановления ): признать, что материал «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (http://smolnarod.ru/sn/kandidatyodnomandatniki -v-smolenskoj-oblasti-ne- xotyat -tratitsya-na-agitaciyu/), размещенный в сетевом издании SMOLNAROD.RU (свидетельство о регистрации ЭЛ от ДД.ММ.ГГГГ г.), не соответствует требованиям пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 58 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N220-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в отношении информации о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутом по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176» и о Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; главным редактором сетевого издания SMOLNAROD.RU М.А. Захаровым нарушен порядок опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов; составить в отношении главного редактора сетевого издания SMOLNAROD.RU М.А. Захарова протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.5 КоАП РФ.Ссылаясь на наличие оснований для отмены оспариваемого постановления, административный истец указывает на достоверность опубликованной в сетевом издании SMOLNAROD.RU информации о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутом по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176» и о Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», полученной на официальном сайте избирательной комиссии Смоленской области по состоянию на 19.08.2016г. Так, в тексте материала «Сопоставимую сумму - 5,5 млн. рублей - внесла в свой избирательный фонд единоросс Ольга Окунева, из этой суммы 446 тысяч уже израсходовано» не говорится, что О.В. Окунева внесла собственные средства или средства жертвователей в свой избирательный фонд, составляющий по сведениям, размещенным на официальном сайте избирательной комиссии Смоленской области по состоянию на 19.08.2016г., - 5,5 млн. руб., следовательно, указанная информация является достоверной. Информация материала «Таким образом, «Единая Россия» готовится потратить на свою избирательную кампанию в Смоленской области 23 миллиона 790 тысяч рублей» также является достоверной, поскольку в статье указан совокупный избирательный фонд по трем избирательным фондам О.В. Окуневой (5,5 млн. руб.), С.Неверова (5,740 млн. руб.), выдвигавшихся от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Смоленского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (12 550 млн. руб.), исходя из сведений, размещенным на официальном сайте избирательной комиссии Смоленской области по состоянию на 19.08.2016г. Аналогичные доводы приводились главным редактором сетевого издания SMOLNAROD.RU в его пояснениях, поступивших в избирательную комиссию Смоленской области от 30.08.2016г.

Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с федеральными законами. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию» и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов (ч.4 ст. 45 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию», ч.3 ст. 58 ФЗ от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию», частью 2 статьи 58 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, в том числе в сетевых изданиях, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать установленное равенство прав политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатов.

Как следует из материалов дела, по сведениям, предоставленным филиалами ПАО «Сбербанк», по состоянию на 19.08.2016г., размещенным на официальном сайте избирательной комиссии Смоленской области, о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательные фонды региональных отделений политических партий, и расходовании этих средств, избирательный фонд Окуневой О.В. составил 5,5 млн. руб., в том числе 500 000 руб. – собственные средства кандидата и 5 млн. руб. – средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, тогда как из фразы, содержащейся в статье «Сопоставимую сумму - 5,5 млн. рублей - внесла в свой избирательный фонд единоросс Ольга Окунева, из этой суммы 446 тысяч уже израсходовано» создается впечатление, что такую сумму (5,5 млн. руб.) внесла лично Ольга Окунева, тогда как в действительности она внесла из собственных средств только 500 000 руб.

При таких установленных обстоятельствах, суд находит обоснованным вывод административного ответчика о том, что в материале «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (http://smolnarod.ru/sn/kandidatyodnomandatniki -v-smolenskoj-oblasti-ne- xotyat -tratitsya-na-agitaciyu/), размещенном в сетевом издании SMOLNAROD.RU содержится недостоверная информация о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва О.В. Окуневой, выдвинутом по одномандатному избирательному округу «Смоленская область - Рославльский одномандатный избирательный округ №176», а принятое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. в этой части законным и обоснованным.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного истца о незаконности оспариваемого постановления в части информации о Всероссийской политической партии «Единая Россия»: «Таким образом, «Единая Россия» готовится потратить на свою избирательную кампанию в Смоленской области 23 миллиона 790 тысяч рублей».

Так, в статье содержится информация о том, что «.. по состоянию на 19.08.2016г. значительный избирательный фонд задекларировал единоросс Сергей Неверов – 5 млн. 740 тысяч рублей, из которых 2,8 млн. – уже израсходовано», «Сопоставимую сумму – 5,5 млн. рублей – внесла в свой избирательный фонд единоросс Ольга Окунева…», «Что касается избирательных объединений, то и здесь по состоянию на 19 августа «Единая Россия» в безусловных лидерах. 12,55 миллиона рублей партия власти пожертвовала на свою избирательную кампанию в Смоленской области», «Таким образом, «Единая Россия» готовится потратить на свою избирательную кампанию в Смоленской области 23 миллиона 790 тысяч рублей».

Данные сведения об избирательных фондах кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу и региональных отделений политических партий приведены в статье на основании данных, размещенных на сайте избирательной комиссии Смоленской области по состоянию на 19.08.2016г. и полностью им соответствуют в части указанных сумм, что административным ответчиком не оспаривалось.

Согласно ст. 71 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, соответствующая этому субъекту Российской Федерации, в том числе в составе группы субъектов Российской Федерации, или части его территории. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов только по одномандатным избирательным округам, кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают (ч.1). Избирательные фонды кандидатов могут создаваться только за счет: 1) собственных средств политической партии (если кандидат выдвинут политической партией), за исключением средств ее избирательного фонда (если политическая партия создала избирательный фонд в связи с выдвижением федерального списка кандидатов). Собственные средства политической партии в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; 2) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; 3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 2 и 20 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (ч.8).

Таким образом, действующее избирательное законодательство РФ действительно не предусматривает создание совокупного избирательного фонда за счет средств партии и кандидатов одномандатников, выдвинутых политической партией, однако, исходя из контекста статьи и смысловой нагрузки приведенных в статье сведений, следует, что денежные средства в размере 12,55 миллиона рублей указываются автором, как сумма величины составляющих фонда самой партии и избирательных фондов одномандатников. При этом из статьи четко следует, какой фонд у одномандатников и какой у партии. Из прочитанного не складывается мнение о том, что имеется совокупный фонд, сведения о котором представлены автором статьи.

Учитывая вышеизложенное, оснований считать информацию о Всероссийской политической партии «Единая Россия», содержащейся в материале «Кандидаты-одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию» (http://smolnarod.ru/sn/kandidatyodnomandatniki -v-smolenskoj-oblasti-ne- xotyat -tratitsya-na-agitaciyu/), размещенном в сетевом издании SMOLNAROD.RU, недостоверной, не соответствующей требованиям п.2 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.2 ст. 58 Федерального закона от 22.02.2014г. №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не имеется, ввиду чего постановление избирательной комиссии Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. в этой части является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования главного редактора сетевого издания SMOLNAROD.RU Захарова М.А. к Избирательной комиссии Смоленской области о признании незаконным постановления, удовлетворить частично.

Признать постановление Избирательной комиссии Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О рассмотрении жалобы А.И. О. от ДД.ММ.ГГГГ.» незаконным в части указания на несоответствие требованиям п.2 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.2 ст.58 Федерального закона от 22.02.2014г. №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» информации о Всероссийской политической партии «Единая Россия» содержащей утверждение о том, что «Единая Россия» готовится потратить на свою избирательную компанию в Смоленской области 23 миллиона 790 тысяч рублей», размещенной в материале «Кандидаты – одномандатники в Смоленской области не хотят тратиться на агитацию», размещенный в сетевом издании SMOLNAROD.RU (свидетельство о регистрации ЭЛ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.)

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 07.10.2016г.

2а-4165/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров М.А.
Ответчики
Избирательная комиссия Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Дело на странице суда
leninsky.sml.sudrf.ru
16.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее