Дело № 2а-173/2021
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Новониколаевский 16 апреля 2021 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи – Королева М.А.
при секретаре – Лысенко Ю.А.
с участием:
административного истца – Юшкина Игоря Владимировича
представителя административного ответчика отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области – Федотовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юшкина Игоря Владимировича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании бездействия незаконным,
Установил:
Юшкин Игорь Владимирович обратился в Новониколаевский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к отделу МВД России по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании бездействия незаконным и просит признать незаконным бездействие ответчика по невыдаче ему бланка действующего формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека; обязать ответчика устранить, допущенные нарушения закона, путём выдачи бланка действующего формуляра.
В соответствии с письменными возражениями представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области административное исковое заявление Юшкина И.В. не подлежит удовлетворению, так как обращение истца было рассмотрено в соответствии с действующим законодательством и в установленный срок, текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод административному истцу был выдан. Кроме того, обращение Юшкина И.В. в Европейский Суд по правам человека может быть реализовано самостоятельно и без участия национальных органов власти.
В судебном заседании административный истец Юшкин И.В. просит требования административного искового заявления удовлетворить. По доводам административного истца административный ответчик препятствует его обращению в межгосударственные органы, а именно в Европейский Суд по правам человека. В период его содержания в ИВС отдела МВД России по Новоаннинскому району в декабре 2020 года, несмотря на его просьбы, ему не выдавался действующий формуляр жалобы, то есть он был лишён возможности обратиться в Европейский Суд по правам человека. Таким образом, административный ответчик нарушает его право, гарантированное ст.46 Конституции Российской Федерации на обращения с целью защиты прав и основных свобод, так как Европейский Суд по правам человека принимает обращения только лишь на бланке формуляра и поданные в установленный срок, в связи с чем, он не имел возможности возбудить производство в указанном суде. Ранее до обращения к ответчику, он обращался в территориальный орган службы исполнения наказаний и в администрацию следственного изолятора с просьбой выдать бланки формуляра, однако, они ему не выдавались, в связи с этим он обратился с заявлением о выдаче формуляра к ответчику, так как необходимо было соблюсти сроки обращения в суд. По его просьбе административный ответчик выдал ему недействующий формуляр жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека, который утратил свою силу, следовательно, бездействие административного ответчика является незаконным. По мнению Юшкина И.В. ч.4 ст.15 и ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации обязывают вручать лицам, находящимся под стражей тексты Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также формуляры жалоб для обращения в Европейский Суд. Данное требование также вытекает из положений ст.34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в её истолковании Европейским Судом по правам человека, так как невыдача бланка формуляра является воспрепятствованием к обращению в Европейский Суд. На основании постановлений Европейского Суда по правам человека с Российской Федерации в его пользу взыскана соответствующая справедливая компенсация, в связи с нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По утверждению Юшкина И.В., после этого, когда он повторно был заключён под стражу, власти стали препятствовать его обращению в Европейский Суд, администрации следственных изоляторов не допускали передачи ему родственниками бланков формуляров, соответственно, он не мог их получить кроме как от администрации мест содержания под стражей.
В судебном заседании представитель административного ответчика отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области Федотова Е.А. просит в удовлетворении административного искового заявления Юшкина И.В. отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на исковое заявление. По объяснениям преставителя, после поступления обращения Юшкина И.В., истребуемые им документы были распечаты со справочно-правовой системы КонсультантПлюс и выданы истцу. Кроме того, в компетенцию ОМВД по Новоаннинскому району Волгоградской области не входит представление интересов граждан в Европейском Суде по правам человека, а также подготовка для этого каких-либо документов, обращение в суд может осуществляться лицом самостоятельно или через представителей, без участия органов государственной власти. В период подачи Юшкиным И.В. заявления о выдаче документов, он перечислялся за Новоаннинским районным судом, и содержался в изоляторе временного содержания, в связи с ознакомлением в суде с материалами уголовного дела.
Изучив содержание административного искового заявления, заслушав доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд делает следующие выводы.
Согласно ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.1 ст.9, п.4 ч.1 ст.10, ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Из положений п.п.8.1.-8.3.,91 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой Приказом МВД России от 12.09.2013 года № 707 следует, что сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции.
Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
В соответствии с заявлением Юшкина И.В. в ОМВД по Новоаннинскому району Волгоградской области от 24 декабря 2020 года, в целях обращения в Европейский Суд по правам человека он просил выдать ему текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод и два бланка формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд.
Указанное обращение Юшкина И.В. зарегистрировано в ОМВД по Новоаннинскому району Волгоградской области 25 декабря 2020 года.
По сопроводительному письму от 19 января 2021 года начальник ОМВД по Новоаннинскому району Волгоградской области направил в адрес Юшкина И.В. текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод и два бланка формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд.
Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу закона для удовлетворения требования о признании бездействия (действия) незаконными, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности бездействия (действия) и факт нарушения прав административного истца.
При рассмотрении настоящего дела наличие таких обстоятельств не установлено.
Суд считает необходимым в удовлетворении требований административного искового заявления Юшкина Игоря Владимировича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, путём выдачи бланка действующего формуляра, отказать по следующим основаниям.
В исковом заявлении административный истец Юшкин И.В. оспаривает бездействие отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области по невыдаче ему действующего формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека.
Судом установлено, что 24 декабря 2020 года Юшкин И.В. обратился в отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району с заявлением, в котором просил выдать ему текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод и два бланка формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд.
Указанное обращение Юшкина И.В. поступило к административному ответчику 25 декабря 2020 года.
19 января 2021 года начальник отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району направил в адрес Юшкина И.В. текст Конвенции и формуляр жалобы, что административным истцом не оспаривается.
Таким образом, обращение Юшкина И.В. рассмотрено уполномоченным лицом и в установленный срок.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Юшкина И.В., суд считает, что административный истец не доказал факт нарушения его прав и законных интересов.
В статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) предусмотрено, что суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.
В §41 Постановления ЕСПЧ от 12.03.2015 года «Дело «Копаницын (Kopanitsyn) против Российской Федерации» (жалоба N 43231/04) Европейский Суд напомнил, что заявители должны иметь возможность свободно общаться с Европейским Судом, не подвергаясь какому-либо давлению со стороны властей с целью отзыва или изменения своей жалобы. Выражение "давление в любой форме" должно использоваться не только для определения прямого принуждения и очевидного запугивания заявителей или их законных представителей, но оно также должно включать ненадлежащие косвенные действия или контакты, призванные воспрепятствовать использованию конвенционного средства защиты или заставить отказаться от него, либо имеющие "сдерживающее влияние" на осуществление права индивидуального обращения заявителей и их представителей (см. Постановление Европейского Суда по делу "Федотова против Российской Федерации" (Fedotova v. Russia) от 13 апреля 2006 г., жалоба N 73225/05 <2>, §§ 48, Постановление Европейского Суда по делу "Меченков против Российской Федерации" (Mechenkov v. Russia) от 7 февраля 2008 г., жалоба N 35421/05, § 116, и Постановление Европейского Суда по делу "Ефименко против Российской Федерации" (Yefimenko v. Russia) от 12 февраля 2013 г., жалоба N 152/04 <3>, § 164).
Приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу п.п.1,61,135 Правил, они регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Администрация ИВС обеспечивает возможность приобретения подозреваемыми, обвиняемыми на собственные средства или за счёт третьих лиц книги, газеты и настольные игры при условии, что они совместимы с интересами отправления правосудия, требованиями безопасности и нормальной деятельностью ИВС.
Подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трёх часов каждое.
Таким образом, действующие Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел прямо не возлагают на администрации указанных учреждений вручать лицам, содержащимся под стражей какую-либо литературу, в том числе действующие формуляры жалоб для обращения в Европейский Суд по правам человека.
В нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Юшкин И.В. не указал, каким нормативным правовым актам, регламентирующим работу изолятора временного содержания органов внутренних дел по его мнению, противоречит бездействие по невыдаче ему формуляра жалобы.
Действительно согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в его постановлениях заявители должны иметь возможность свободно общаться с Европейским Судом, не подвергаясь какому-либо давлению со стороны властей с целью отзыва или изменения своей жалобы.
По мнению суда, Юшкин И.В. не представил убедительных доводов и доказательств, подтверждающих, что отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району имел намерение оказать на него какое-либо давление с целью воспрепятствованию подачи жалобы.
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец не предоставил доказательств, что намеревался подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, как и доказательств того, что полученный им от административного ответчика формуляр не соответствует предъявляемым требованиям и препятствовал ему обратиться в Европейский Суд.
Обратившись в суд с административным исковым заявлением, Юшкин И.В. указывает, что не имел возможности получить формуляр жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека от представителей или родственников, так как учреждения уголовно-исполнительной системы препятствовали ему в этом.
Такое утверждение Юшкина И.В. суд признаёт голословным и неубедительным.
Административный истец Юшкин И.В. в подтверждение своих доводов о нарушении его прав, свобод и законных интересов какие-либо письменные доказательства не предоставил, не доказал, что сотрудники отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району, в том числе изолятора временного содержания отказали ему в свидании с родственниками, иными представителями или не разрешили получить передачу, а также приобрести за свой счёт текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод с формуляром жалобы.
Принимая во внимание, что суд не находит поводов для признания незаконным бездействия административного ответчика, возлагать на отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району обязанность устранить нарушения закона, путём выдачи бланка действующего формуляра оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-181,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Юшкина Игоря Владимировича к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новоаннинскому району Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче действующего формуляра жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека, и возложении обязанности устранить нарушения закона, путём выдачи бланка действующего формуляра, отказать.
Мотивированное решение суда составлено 26 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья: