Решение от 04.02.2025 по делу № 2-386/2025 (2-3936/2024;) от 26.11.2024

№ 2-386/2025

64RS0047-01-2024-006546-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2025 г.                              г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Корчугановой К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емельяновой И.И.,

с участием представителя истца Курбатовой Л.В., представителя ОСФР по Саратовской области – Аврясовой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова Владимира Борисовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить периоды трудовой деятельности в трудовой стаж, обязать назначить пенсию,

установил:

Семенов В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании решения незаконным в части, об обязании включить периоды трудовой деятельности в трудовой стаж, обязать назначить пенсию.

В обоснование требований указал, что <дата> он обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании подп. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Саратовской области от <дата> № было отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Стаж определен в размере 25 лет 01 месяц 10 дней, из которых стаж на соответствующих видах работ отсутствует. Из специального стажа исключены периоды: с <дата> по <дата> период службы работника в Вооруженных силах СССР; с <дата> по <дата> в качестве стажера помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология», так как должность «стажер помощника бурильщика» Списком № 2 не поименована, с <дата> по <дата> (в том числе курсы повышения квалификации, учебные отпуска) в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология», так как период работы не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан в установленном законом порядке; с <дата> по <дата> в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» так как период работы не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан в установленном законом порядке, должность не поименована. Полагает отказ не законным, поскольку должности, которые он занимал, относятся к профессиям и должностям, работа на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 г. № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1137 Списков, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только бурильщики, но и их помощники и стажеры. Вместе с тем отсутствие документальных подтверждений из компетентных органов республики Казахстан, не зависящих от работника, не может являться основанием для лишения работника гарантированного права на назначение досрочной страховой пенсии. В период с сентября 1989 г. по сентябрь 1991 г. Семенов В.Б. обучался в имеющем государственную аккредитацию Куйбышевском политехническом институте имени В.В. Куйбышева по специальности разработка нефтяных и газовых месторождений. Периоды нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> относятся к профессиональной деятельности, за истцом сохранялось рабочее место, производились начисления заработной платы, работодателем отчислялись страховые взносы, в связи с чем данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Согласно п. 9 Разъяснений правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Таким образом, должность «помощника бурильщика капитального ремонта скважин» и следовательно, работающий в должности «помощника бурильщика» работник при наличии необходимого страхового стажа имеет право на досрочный выход на пенсию. Справкой уточняющей особый характер работы или условий труда, подтверждается полная занятость Семенова В.Б. на льготной работе. До <дата> период прохождения срочной службы по призыву включался в специальный стаж при назначении досрочной пенсии, в связи с чем период с <дата> по <дата> подлежит включению в указанный специальный стаж. Учитывая изложенное просит признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области № от <дата> об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ОСФР по Саратовской области включить в специальный стаж Семенова В.Б., дающего право на назначение страховой пенсии досрочно периоды: службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>; в качестве стажера помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата>, в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата> ( в том числе курсы повышения квалификации, учебные отпуска); в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата> (за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>), обязать ОСФР по Саратовской области назначить Семенову В.Б. страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением с <дата>

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсусттвие.

Представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы возражения.

Изучив и исследовав материалы дела, выслушав представителей, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в следующем объеме, по следующим основаниям.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с ч.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 01 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет
и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах
с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет
и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности)
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

В настоящее время для подсчета стажа работы с тяжелыми условиями труда
в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 должен применяться Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Союза ССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей
и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (с изменениями от 02 октября 1991 г.).

В ходе судебного заседания установлено, что решением Управления установления пенсии ОСФР по Саратовской области от <дата> № было отказано в назначении пенсии по старости в связи из-за отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Исключены периоды работы с <дата> по <дата> период службы работника в Вооруженных силах СССР; с <дата> по <дата> в качестве стажера помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология», так как должность «стажер помощника бурильщика» Списком № 2 не поименована, с <дата> по <дата> (в том числе курсы повышения квалификации, учебные отпуска) в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология», так как период работы не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан в установленном законом порядке; с <дата> по <дата> в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» так как период работы не подтвержден компетентным органом Республики Казахстан в установленном законом порядке, должность не поименована.

Решением ОСФР по Саратовской области № от <дата> повторно отказано в установлении пенсии.

Суд, оценив представленные по делу доказательства, приходит к выводу,
что отказ пенсионного органа в не включении спорных периодов, не обоснован.

Согласно трудовой книжки Семенов В.Б. с <дата> по <дата> проходил службу в рядах Советской Армии.

<дата> принят стажером помощника бурильщика 2 разряда буровой бригады в ПГО «Уральскнефтегазгеология».

<дата> присвоен 3 разряд помощника бурильщика и 2 разряд стропольщика буровой бригады.

<дата> присвоен 4 разряд помощника бурильщика буровой бригады.

<дата> Чаганская нефтегазоразведочная экспедиция преобразована в акционерное общество Чаганской НГРЭ.

<дата> в связи с ликвидацией АО «Чаганской НГРЭ переведен в распоряжение АО «Уральскнефтегазгеология» в качестве помощника бурильщика 4 разряда буровой бригады №3.

<дата> переведен в буровую бригаду № 6 в качестве помощника бурильщика 4 разряда.

<дата> уволен в связи с сокращением численности.

Согласно справки уточняющей особый характер работы № от <дата> Семенов В.Б. работал с <дата> по <дата> в ПГО «Уральскнефтегазеология» полный рабочий день в качестве стажера бурильщика. Постоянная занятость не менее 80 %, а также в период с <дата> по <дата> в качестве помощника бурильщика с постоянной занятостью не менее 80 % рабочего времени.

Также из данной справки следует, что в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Семенову В.Б. предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.

С <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Семенов В.Б. направлялся на курсы повышения квалификации, и предоставлялись ученические отпуска с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>

Факт работы Семенова В.Б. в спорные периоды также подтверждается справкой о заработной плате, архивными справками.

Согласно военного билета НС № Семенов В.Б. проходил военную службу с <дата> по <дата>

Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, в разделе XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», в подразделе 1 «Бурение»"а", поз. 2130100а-11297 предусмотрены Бурильщики эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ; в подразделе 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» «а» поз. 2130200а-11292 предусмотрены: Бурильщики капитального ремонта скважин.

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" в параграфе 1 и 2 "Добыча нефти и газа" в пункте "а, б" – Бурильщики и их помощники.

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в связи с тяжелыми условиями труда имеют Бурильщики и их помощники, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

До вступления в силу с 1 января 2021 года Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался Соглашением от 13 марта 1992 года.

В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.

Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статьей 7 Соглашения предусмотрен порядок определения права на пенсию в соответствии с законодательством каждого государства-члена исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, а в некоторых случаях с учетом стажа, приобретенного на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов.

Статьей 8 Соглашения предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.

В силу статьи 10 Соглашения уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм.

При этом статья 12 Соглашения содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

В целях реализации статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее Порядок взаимодействия).

Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении страховой пенсии по старости право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан), и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в его страховой стаж периоды работы, имевшие место до вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.

С учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, в данном случае подлежат применению положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8).

Аналогичное положение содержится в пунктах 7, 9 Разъяснения от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 29.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно занятость истца в спорный период на работе, предусмотренной Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года, а также то, что Семенов В.Б. работал в качестве стажера помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата>, в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата> (за исключением курсов повышения квалификации, учебные отпуска); в качестве помощника бурильщика в ПГО «Уральскнефтегазгеология» с <дата> по <дата> (за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>), получал за работу заработную плату, что следует из представленных справок, суд приходит к выводу о включении данных периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Приходя к выводу о включении в стаж период работы в качестве стажера помощника бурильщика, суд учитывает, что в спорный период Семенов В.Б. получал заработную плату, за него отчислялись взносы, что подтверждается архивными справками и справками уточняющими характер работы, выданными работодателями и компетентными органами.

В силу положения ст. ст. 166, 167 ТК РФ поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», при направлении в командировку за ней сохранялось место работы и средний заработок.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

В силу ч. 14 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, определены ст. 187 ТК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Принимая во внимание, что направление в командировки осуществлялось на основании приказа руководителя, являлось обязательной частью трудовой деятельности истца, от этого зависит его профессиональная подготовка. В соответствии с трудовым законодательством, в период командировок по месту работы за истцом сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, периоды предоставленных ему командировок подлежат включению в специальный стаж Семенова В.Б. в том же порядке, что и непосредственная работа, при выполнении которой он пользовался этими командировками.

Таким образом, данный период приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся в упомянутые командировки, в связи с чем исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

В связи с чем подлежат включению в стаж работы периоды нахождения в командировке с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>

Также суд полагает обоснованными и подлежащими включению в стаж истца период службы в Вооруженных Силах СССР с <дата> по <дата>, поскольку после службы в армии, истец непосредственно работал в должности, предусмотренной Списком N 2, и работа в которой подлежит включению ему в стаж, для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Право на пенсию, в связи с особыми условиями труда имеют работники постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.

В соответствии с действующим законодательством основным условием для предоставления пенсионных льгот является согласно Списку №2 полный рабочий день.

Полная занятость истца в спорный период подтверждена справкой об особых условиях труда.

Учитывая включение спорных периодов на дату обращения истец имел право на пенсию.

Таким образом, решение пенсионного органа нельзя признать законным, а требования об обязании назначить пенсию с момента обращения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>; ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ <░░░░> ░░ <░░░░> (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░); ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ <░░░░> ░░ <░░░░> (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ <░░░░> ░░ <░░░░>)

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 03 ░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2025 ░.

░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-386/2025 (2-3936/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Владимир Борисович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Корчуганова Кристина Владимировна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
26.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2024Передача материалов судье
02.12.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2024Подготовка дела (собеседование)
17.12.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2025Судебное заседание
24.01.2025Судебное заседание
04.02.2025Судебное заседание
18.02.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее