Судья Страхов А.Н. Дело № 33-3468/2023 (№2-319/2022)
УИД 52RS0024-01-2022-000406-91
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 14 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной И.О.,
судей Рыжовой О.А., Силониной Н.Е.,
при секретаре судебного заседания Ошмариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис»
на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 19 декабря 2022 года
по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Варнавинский муниципальный округ к МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» об обязании выполнения работ по наружной изоляции наземных линий теплосети на участке от [адрес]
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Рыжовой О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Варнавинского района Нижегородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, и муниципального образования- Варнавинский муниципальный округ, обратился в суд с исковыми требованиями к МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» об обязании выполнения работ по наружной изоляции наземных линий теплосети на участке от [адрес], мотивируя свои требования тем, что в соответствии с ч.1 ст.5, ч.1 ст. 12, ч.3 ст.22 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 № 144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений. Юридические лица должны соблюдать нормы, запреты и требования указанного Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных.
Не допускается отсутствие, повреждение наружной изоляции наземных линий теплосети, газо- и водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, непроведение необходимого ремонта или несвоевременное проведение профилактических обследований указанных объектов, их очистки, покраски, восстановления.
Согласно п.6.1.31., п.6.1.33., п.6.1.34., п.6.1.35 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 № 115 для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.
На основании договора от 10 января 2005 «О закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения» и Постановления администрации Варнавинского муниципального района Нижегородской области от 02 декабря 2020 №876 «Об определении эксплуатирующей организаций для содержания и обслуживания объектов недвижимости» МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» является собственником и лицом ответственным за содержание участка наземной линии теплосети от [адрес].
В ходе проведенной проверки установлено, что участок наземной линии теплосети от [адрес] не изолирован.
Ненадлежащее содержание трубопроводов тепловых сетей не обеспечивает надежность теплоснабжения потребителей и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Нарушение правил эксплуатации тепловых сетей обуславливает наличие аварийно-опасных ситуаций в условиях понижения температуры воздуха, что недопустимо.
Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от 19 декабря 2022 года исковые требования прокурора Варнавинского района Нижегородской области удовлетворены. Обязать МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» (<данные изъяты>) выполнить работы по наружной изоляции наземных линий теплосети на участке от [адрес] в 30 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» просит изменить решение суда и увеличить срок для его исполнения решения суда до 90 дней с момента вступления решения в законную силу.
Лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.nnoblsud.ru.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Таким образом, основными критериями определения порядка рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности.
Данные нормы материального права и акты их толкования в части вида судопроизводства судом первой инстанции не учтены.
В силу части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Из дела видно, что требований, требующих судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства прокурором Варнавинского района Нижегородской области не заявлено.
Целью обращения прокурора прокуратуры Варнавинского района Нижегородской области в суд явилось оспаривание бездействия муниципального органа в сфере теплоснабжения.
Данные требования подлежат разрешению по правилам административного судопроизводства (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020 N 16-КАДПР20-2-К4, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2021 г. N 88а-15938/2021).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ). Такой переход может быть произведен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Варнавинский муниципальный округ к МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» об обязании выполнения работ по наружной изоляции наземных линий теплосети на участке от [адрес] по правилам административного судопроизводства и передать его в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 33.1, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Перейти к рассмотрению настоящего дела по иску прокурора Варнавинского района Нижегородской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Варнавинский муниципальный округ к МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис» об обязании выполнения работ по наружной изоляции наземных линий теплосети на участке от [адрес] по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда для рассмотрения по существу апелляционной жалобы МУП Варнавинского района «Варнавинкоммунсервис»
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата]