Судья Жолобова Т.А. Дело № 33а-1971/2020
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 11 июня 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Русских Л.В., |
судей |
Степановой Е.А., Мазюты Т.Н., |
при секретаре |
Соловьевой Е.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Козлова В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 6 февраля 2020 г. по административному делу № 2а-1/2020 (43RS0002-01-2019-001292-37) по административному исковому заявлению Нижегородской таможни к Козлову В.В. о взыскании неуплаченного утилизационного сбора, которым постановлено:
Административный иск Нижегородской таможни удовлетворить.
Взыскать с Козлова В.В., проживающего по адресу: <адрес> в пользу Нижегородской таможни, за счет его имущества в доход государства утилизационный сбор в размере 4315 500 руб.
Взыскать с Козлова В.В. государственную пошлину в доход МО «город Киров» в размере 29777,50 руб.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Степановой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Нижегородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Козлову В.В. о взыскании утилизационного сбора в размере 4315 500 руб. В обоснование требований указав, что ООО «Региональный таможенный представитель» от имени Козлова В.В. произвело на Кировском областном таможенном посту Нижегородской таможни таможенное декларирование товаров по декларации на товары № 10408100/091116/0014111, в том числе:
шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «SCANIA», б/у, модельный ряд 124/420, 4*2, б/у не для промышленной сборки, 2002 г.в., заводской номер: VIN XLER4X20004473343;
шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «SCANIA», б/у, модельный ряд 124/420, 4*2, б/у не для промышленной сборки, 2003 г.в., заводской № VIN VLUR4X20009079033;
шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «MERCEDES-BENZ», б/у, модельный ряд 914. 4*2, б/у не для промышленной сборки, 1992 г.в., заводской номер: WDB67402115809541.
По результатам камеральной таможенной проверки установлен факт неуплаты Козловым В.В. утилизационного сбора в отношении указанных товаров. Размер неуплаченного Козловым В.В. утилизационного сбора, исходя из данных о полной массе транспортных средств, составил 4315500 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Козлов В.В., указывая на то, что лицом, фактически осуществившим ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию и обязанным платить утилизационный сбор является В.Г. ставит вопрос об отмене решения суда. Дополнительно указал на то, что ввезенные товары в качестве транспортных средств не использовались, паспорта транспортных средств на них не выдавались, ввезенные товары были разобраны на запасные части и отчуждены, что исключает начисление и уплату утилизационного сбора.
На апелляционную жалобу представлены возражения Нижегородской таможни, в которых представитель указал на несостоятельность доводов жалобы, законность и обоснованность принятого решения.
В судебном заседании Козлов В.В. и его представитель Криушин Г.В. поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Нижегородской таможни Бусыгин Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам письменных возражений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Козлов В.В. заключил с компанией «HEROVIT GMBH» (Германия), являющейся отправителем контролируемого товара, внешнеторговый контракт № 215 от 10 октября 2016 г.; условия поставки - FCA LUEBECК (л.д. 27-28).
Для осуществления таможенных операций Козловым В.В. заключен договор таможенного представителя с декларантом № ПКВ/738 от 7 ноября 2016 г. с ООО «Региональный таможенный представитель» (л.д. 29-30), которое от имени Козлова В.В. произвело на Кировском областном таможенном посту Нижегородской таможни в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» таможенное декларирование товара по ДТ № 10408100/091116/0014111 (товар № 2,3,4).
В качестве товара № 2 по ДТ № 10408100/091116/0014111 заявлена шасси-рама в сборе, поименованная в 31 графе - «Шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «SCANIA», б/у, модельный ряд 124/420, 4*2, б/у не для промышленной сборки, 2002 г.в., заводской номер: VIN XLER4X20004473343, цвет: серый, комплектность: рама, мост передний, мост задний, тормозная система, топливные баки, воздушные рессирверы, выпускная система, карданная передача, рессоры с амортизаторами, рулевой механизм, передние осветительные приборы, задние фонари, задние крылья, передний бампер, электропроводка, колеса, без двигателя, производитель SCANIA. Тов. знак SCANIA, марка SCANIA. Модель 124/420 Кол-во 1.00 шт.», код ТН ВЭД-ЕАЭС 8708 99 970 9 (ставка ввозной таможенной пошлины 5 %, НДС - 18%), таможенная стоимость - 268 603,71 руб., вес брутто и вес нетто - 2 000 кг.,
товара № 3 по ДТ № 10408100/091116/0014111 заявлена шасси-рама в сборе, поименованная в 31 графе - «Шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «SCANIA», б/у, модельный ряд 124/420, 4*2, б/у не для промышленной сборки, 2003 г.в., заводской № VIN VLUR4X20009079033, цвет: серый, комплектность: рама, мост передний, мост задний, тормозная система, топливные баки, воздушные рессирверы, выпускная система, карданная передача, рессоры с амортизаторами, рулевой механизм, передние осветительные приборы, задние фонари, задние крылья, передний бампер, электропроводка, колеса, без двигателя Производитель SCANIA FRANCE. Тов. знак SCANIA, марка SCANIA. Модель 124/420 Кол-во 1.00 шт.», код ТН ВЭД ЕАЭС 8708 99 970 9 (ставка ввозной таможенной пошлины 5 %, НДС - 18%), таможенная стоимость - 271832.12 руб., вес брутто и вес нетто - 2 000 кг.;
товара № 4 по ДТ № 10408100/091116/0014111 заявлена шасси-рама в сборе, поименованная в 31 графе - «Шасси-рама в сборе для грузового автомобиля «MERCEDES-BENZ», б/у, модельный ряд 914. 4*2, б/у не для промышленной сборки, 1992 г.в., заводской номер: WDB67402115809541, цвет: серый, комплектность: рама, мост передний, мост задний, тормозная система, топливные баки, воздушные ресиверы, выпускная система, карданная передача, рессоры с амортизаторами, рулевой механизм, передние осветительные приборы, задние фонари, задние крылья, передний бампер, электропроводка, колеса, без Двигателя Производитель DAIMLER AG. Тов. знак MERCEDES-BENZ, марка MERCEDES-BENZ. Модель 914 Кол-во 1.00 шт.», код ТН ВЭД ЕАЭС 8708 99 970 9 ставка ввозной таможенной пошлины 5 %, ИДС - 18%), таможенная стоимость -227925,75 руб., вес брутто и вес нетто – 1 500 кг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 г. товары, ввезённые Козловым В.В., включены в перечень видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, за которые уплачивается утилизационный сбор. Этим же нормативным актом утверждён размер ставки утилизационного сбора для шасси колесного транспортного средства, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, категории N3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 10,06 от базовой ставки 150 000 руб.; для шасси колесного транспортного средства, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, категории N3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, с даты выпуска которого прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составляет 11,08 от базовой ставки 150 000 руб.
Согласно информации ООО «ДК РУС» от 19 июля 2018 г. № МВ-16128/РМ по данным информационных систем компании-изготовителя транспортных средств на момент выпуска с завода были действительны следующие данные: в отношении транспортного средства «шасси-рама... MERCEDES-BENZ с идентификационным номером (кодом VIN) WDB67402115809541, технически допустимая максимальная масса - 9 200 кг.; ООО «Скания-Русь» от 17 августа 2018 г. № 1708/18-351 информации из производственной базы SCANIA: седельный тягач SCANIA, VIN XLER4X20004473343 технически допустимая максимальная масса - 19 000 кг, седельный тягач SCANIA, VIN VLUR4X20009079033 технически допустимая максимальная масса - 20 500 кг, категория транспортных средств в соответствии с п. 1.1. приложения 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) - N3 (л.д. 33, 34).
С учетом информации о полной массе (в тоннах) транспортных средств, полученной в ходе камеральной таможенной проверки, размер утилизационного сбора при ввозе транспортного средства: «шасси-рама в сборе для грузового автомобиля без кабины и без двигателя, без КПП, бывшее в употреблении, не для промышленной сборки... SCANIA 124/420, 4 * 2, 2002 г.в., VIN XLER4X20004473343», 19 тонн, составляет 150000 * 10,06 = 1 509 000,00 руб.;
«шасси-рама в сборе для грузового автомобиля без кабины и без двигателя, без КПП, бывшее в употреблении, не для промышленной сборки... SCANIA 124/420, 2003 г.в., VIN VLUR4X20009079033», 20,500 тонн, составляет 150000 * 11,8 = 1 770 000, 00 руб.;
«шасси-рама в сборе для грузового автомобиля без кабины и без двигателя, без КПП, бывшее в употреблении, не для промышленной сборки... MERCEDES-BENZ 914, 1992 г.в., VIN WDB67402115809541», 9,200 тонн составляет 150000 * 6,91 = 1 036 500,00 руб.
Таким образом, сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате по ДТ № 10408100/091116/0014111 (товар № 2, 3, 4) составляет 4 315 500 руб.
После камеральной таможенной проверки Нижегородской таможни, проведенной в отношении Козлова В.В., вынесен акт №10408000/210/261018/А000091 от 26 октября 2018 г., из которого следует, что по результатам проверки установлен факт неуплаты Козловым В.В. утилизационного сбора в отношении вышеуказанных товаров № 2, 3, 4.
Административному ответчику Козлову В.В. направлено требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке № 01-07-18/16337 от 1 августа 2018 г.
В ответ на требование Козлов В.В. письмом от 30 августа 2018 г. представил пакет документов: копию свидетельства о внесении записи в ЕГРИП, копию паспорта гражданина РФ, документы, отражающие дальнейшее использование ввезенных шасси-рам.
29 октября 2018 г. Козлову В.В. вручено письмо о неуплате утилизационного сбора от 26 октября 2018 г. № 01-07-18/22003.
Определением мирового судьи судебного участка № 61 Октябрьского района г. Кирова от 7 февраля 2019 г. судебный приказ о взыскании с Козлова В.В. задолженности за неуплаченный утилизационный сбор в сумме 4315500 руб. отменен по заявлению должника (л.д. 37).
Неуплата утилизационного сбора в добровольном порядке послужила основанием для обращения таможенного органа 27 февраля 2019 г. в районный суд с требованием о взыскании с Козлова В.В. задолженности в размере 4 315 500 руб.
Разрешая административные исковые требования Нижегородской таможни, суд первой инстанции, установив, что предусмотренная законом обязанность по уплате утилизационного сбора административным ответчиком не исполнена, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Абзац 2 пункта 3 статьи ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ устанавливает, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона в случае ввоза транспортных средств (шасси) на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных товаров не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.
Из таможенной декларации № 10408100/091116/0014111, следует, что декларантом и получателем транспортных средств (шасси) является Козлов В.В.
В представленном при таможенном декларировании INVOICE № 215 от 10 октября 2016 г. покупателем и грузополучателем указанных товаров также указан Козлов В.В.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что лицом, осуществившим ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию, указанных в таможенной декларации № 10408100/091116/0014111, является Козлов В.В., он признается плательщиком утилизационного сбора в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы Козлова В.В., сводящиеся к тому, что плательщиком утилизационного сбора является иное лицо, не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 (в редакции от 11 февраля 2016 г.), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 5 названных Правил закреплено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (п. 15(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора).
В соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1291, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для шасси колесных транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет, для категории № 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, составляет 10,06; для шасси колесных транспортных средств категории № 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн такой же даты выпуска - 11,8. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора транспортных средств указанной категории равна 150000 рублей.
Сноска 2 Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, устанавливает, что категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Названный технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г., под «шасси» понимает устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства.
Ввезенные Козловым В.В. шасси колесных транспортных средств категории № 3, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн (товар №2, 3), шасси колесных транспортных средств категории № 3, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (товар № 4), включены в Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, расчет размера сбора, произведенный таможенным органом, соответствует утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291.
В связи с изложенным доводы административного ответчика о том, что ввезенные товары фактически не использовались в качестве транспортных средств, правового значения не имеют, поскольку обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у административного ответчика в момент выпуска таможенной службой товаров в свободное обращение, правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора распространяются на ввезенные товары независимо от дальнейшего использования этих товаров в качестве транспортных средств и получения на них паспортов транспортных средств.
Трехлетний срок обращения в суд с требованием о взыскании утилизационного сбора, предусмотренный пунктом 15(1) постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291, таможенным органом не пропущен.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования таможенного органа о взыскании с административного ответчика утилизационного сбора в размере 4315 500 руб., основанным на фактических обстоятельствах дела и законе.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании закона, не могут повлечь отмену постановленного судом первой инстанции решения.
То обстоятельство, что Козлову В.В. на период с 4 февраля по 10 февраля 2020 г. выдавался листок нетрудоспособности по болезни, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судебное извещение получено административным ответчиком, то есть, на момент рассмотрения дела суд первой инстанции располагал сведениями об его извещении и, соответственно, на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе был рассмотреть дело в его отсутствие, учитывая отсутствие документального подтверждения причин неявки в судебное заседание, заявленных в ходатайстве об отложении. Безусловным же основанием к отмене судебного акта является рассмотрение дела в отсутствие лица участвующего в деле, при его неизвещении надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Кроме того, представленный суду апелляционной инстанции листок нетрудоспособности не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика возможности по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании суда первой инстанции либо обеспечить явку представителя, участвовавшего в рассмотрении дела.
Более того, рассмотрение данного дела в отсутствие административного ответчика не повлияло на полноту исследования обстоятельств, имеющих значение по делу. Козлов В.В., зная о рассмотрении дела судом, воспользовался правом на заявление ходатайства о приостановлении производства по делу, письменных возражений суду не представил, однако доводы несогласия с заявленными требованиями изложил в апелляционной жалобе, данным доводам дана оценка.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права не нашел подтверждения в материалах дела.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Козловым В.В. при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 6 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: