Дело № 2-863/2024
УИД 65RS0011-01-2024-001024-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2024 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области
в составе: председательствующего судьи Венек И.В.,
при секретаре судебного заседания Илюшиной И.О.,
с участием истца Касперович М.Р.,
представителя ответчика – администрации Поронайского городского округа Сафроновой А.Ю., действующей на основании доверенности * от дата ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Касперович М.Р. к жилищному отделу администрации Поронайского городского округа, администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Касперович М.Р. обратилась в суд с иском к жилищному отделу администрации Поронайского городского округа с вышеуказанным исковым требованием, в обоснование иска указав, что она является собственником квартиры № *, расположенной по адресу: *, которая в 2016 году была признана непригодной для проживания. В 2022 года она признана малоимущей. Обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано, с чем она не согласна, поэтому просит возложить на жилищный отдел администрации Поронайского городского округа обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании истец Касперович М.Р. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Определением суда от 28.08.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Поронайского городского округа, представитель которого Сафронова А.Ю. с иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск, согласно которым оснований для постановки на учет отсутствовали, поскольку квартира является пригодной для проживания, Касперович М.Р. обеспечена общей площадью жилого помещения сверх установленной нормы обеспеченности в Поронайском городском округе, не является малоимущей.
Представитель ответчика – жилищного отдела администрации Поронайского городского округа в суд не явился, извещен надлежащим образом (расписка), причина неявки суду неизвестна, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу действующего законодательства для возникновения права на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, необходимо наличие в совокупности двух условий: нуждаемость в жилом помещении, а также признание лица, претендующего на такое жилое помещение, малоимущим.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из материалов дела следует, что Касперович М.Р. является собственником квартиры № *, расположенной по адресу: *, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 30 августа 2012 года.
15.03.2022 Касперович М.Р. обратилась с заявлением о признании малоимущей для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с постановлением администрации Поронайского городского округа * от 01 апреля 2022 года Касперович М.Р. признана малоимущей с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
22 марта 2022 года Поронайский городской прокурор внес представление мэру Поронайского городского округа об устранении нарушений жилищного законодательства, из которого следует, что Касперович М.Р. обратилась в аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе, указав на нарушение ее жилищных прав.
06 апреля 2022 года межведомственной комиссией принято заключение *, согласно которому обследуемое жилое помещение, принадлежащее Касперович М.Р., соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
20 апреля 2022 года Касперович М.Р. обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из заключения * от 13 мая 2022 года, составленного жилищным отделом администрации Поронайского городского округа, следует, что квартира, собственником которой является Касперович М.Р. и в которой она проживает, не признана непригодной для проживания. Кроме того, учетная норма в 14 кв.м., действовавшая в спорный период времени (постановление администрации от 23.11.2020 *) на состав семьи из одного человека человек, превышает обеспеченность общей площади жилого помещения, в котором она проживает (* кв.м.).
Постановлением администрации Поронайского городского округа * от 18 мая 2022 года Касперович М.Р. отказано в принятии на данной учет.
06 июля 2022 года Касперович М.Р. вновь обратилась с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ссылаясь на то, что квартира непригодна для проживания, что подтверждается заключение * от 27.05.2016.
Решением межведомственной комиссии при администрации Поронайского городского округа от 18.07.2022 (протокол *) признаны утратившим заключения межведомственной комиссии * от 27.05.2016, * от 11.02.2022.
В заключении * от 23 июля 2022 года, составленного жилищным отделом администрации Поронайского городского округа, содержаться аналогичные выводы, которые были изложены в заключении * от 13 мая 2022 года
Постановлением администрации * от 03 августа 2022 года Касперович М.Р. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что истец признана малоимущей, но не является нуждающейся в жилом помещении, применительно к положениям ч.1 ст. 51 ЖК РФ, соответственно, законных оснований для возложения обязанности на ответчиков в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленного искового требования.
23 сентября 2024 года жилищным отделом было рассмотрено заявление Касперович М.Р. о признании ее малоимущей с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма от 20.08.2024.
Постановлением администрации Поронайского городского округа от 30 сентября 2024 года * Касперович М.Р. отказано в признании малоимущей.
Данное обстоятельство судом во внимание не принимается, поскольку на момент рассмотрения дела постановлением администрации Поронайского городского округа * от 01 апреля 2022 года о признании Касперович М.Р. малоимущей не отменено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Касперович М.Р. к жилищному отделу администрации Поронайского городского округа, администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 октября 2024 года.
Судья Поронайского городского суда: И.В.Венек