Дело № 2-335/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,
с участием прокурора Шубиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 21 ноября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Благоево» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок и установке мусорных контейнеров,
установил:
Прокурор Удорского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе прокурорской проверки в деятельности администрации ГП «Благоево» выявлены нарушения в области законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Так, на территории поселения условия для сбора и хранения мусора в целях его последующего вывоза не обеспечены, в ряде сел и деревень отсутствуют мусорные контейнеры, площадки для которых не оборудованы, что способствует созданию населением несанкционированных свалок. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям администрации поселения. Размещение отходов на несанкционированном месте (свалке) приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на компоненты окружающей среды вследствие загрязнения атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов, загрязнения и захламления почвы, грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, нарушает естественный природный ландшафт, ухудшает экологическую и санитарную обстановку на территории муниципального образования, что создает потенциальную опасность для здоровья населения, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, в том числе путем разнесения отходов животными и, как следствие, ведет к ущемлению гарантированных государством экологических прав и законных интересов на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих и временно находящихся на территории муниципального образования. В связи с этим, прокурор просил суд признать бездействие администрации поселения незаконным, обязать ответчика создать условия для сбора и хранения мусора в целях его последующего вывоза, оборудовав контейнерные площадки, на которых установить мусорные контейнеры.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования и доводы в его обоснование полностью поддержал, просил суд иск удовлетворить, указав количество таких площадок и мусорных контейнеров, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения.
Глава МО ГП «Благоево» - руководитель администрации поселения Клюенко О.М. в судебном заседании исковые требования в целом признал, пояснив, что в настоящее время проводится необходимая работа для обустройства контейнерных площадок и централизованного приобретения администрацией района мусорных контейнеров.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований администрации МР «Удорский» по доверенности Алексеенко А.Ю. также исковые требования поддержал, подтвердив, что администрацией района проводится работа по централизованному приобретению мусорных контейнеров для администраций поселений района.
Привлеченное к участию в деле третье лицо без самостоятельных требований МУП «Экосервис», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей в суд не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Привлеченный к участию в деле государственный орган - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе, считает невозможным в рассматриваемом деле представить заключение по существу иска. Вместе с тем, исковые требования считают обоснованными, поскольку бремя содержания контейнерных площадок и специальных площадок для складирования отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований.
Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела и доказательства, мнение государственного органа территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Вымском районе, суд приходит к следующему мнению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как следует из статьи 6 Закона Республики Коми от 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми» органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Республике Коми в пределах своей компетенции, установленной федеральным законодательством, уставами муниципальных образований, осуществляют участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Такие же вопросы местного значения городского поселения предусмотрены пунктом 20 статьи 10 Устава МО ГП «Благоево» и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другие), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Сбор отходов – это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Объекты хранения отходов – это специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которым под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерная площадка – это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 3 указанных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
На основании пункта 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно пункту 2.1.4 указанных СанПиН 42-128-4690-88 для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3 указанных СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Из материалов дела следует, что в границах муниципального образования ГП «Благоево» в селе Ёртом, деревнях Вендинга, Лязюв, Бакруш, Устьево, Шиляево, Иба, Усть-Вачерга и Острово отсутствуют мусорные контейнеры, площадки для которых не оборудованы, что способствует созданию населением несанкционированных свалок. Стихийные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности людей (бытовые отходы из жилищ, строительный мусор, отходы обработки древесины и изделий из дерева, и многое другое), могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, негативно влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как проживающего на территории данных населенных пунктов, так и неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Причинами возникновения несанкционированных свалок являются отсутствие площадок, где должны размещаться мусорные контейнеры, а также недостаточная организация на территории поселения деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание вышеизложенные нормативные положения, обязанность по организации сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортированию твердых коммунальных отходов должна быть возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрацию МО ГП «Благоево».
Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 31 мая 2019 года включительно.
На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░, ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.