Решение по делу № 33-5593/2024 от 15.03.2024

Судья Удовенко С.А. УИД 61RS0001-01-2023-003056-38

дело № 33-5593/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2024 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Вялых О.Г.

судей Семеновой О.В., Владимирова Д.А.

при секретаре Заярском А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3449/2023 по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, по апелляционному представлению Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Семеновой О.В., судебная коллегия

установила:

Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в лице Ростовского филиала ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, обосновывая исковые требования тем, что в ходе проведения истцом проверки было установлено, что системы пожарной сигнализации и пожаротушения в МАПП Новошахтинск, находятся в неработоспособном состоянии, системы противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОиУЭ), смонтированные в 2004 году в боксе углубленного досмотра грузового и легкового автотранспорта, павильонах для совершения таможенных операций, здании оформления грузовых перевозок, гараже служебного автотранспорта, здании автовокзала не соответствуют действующим нормативным документам по пожарной безопасности, срок эксплуатации установленного оборудования, согласно паспортам на данное оборудование, истек.

14.06.2022 директору Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой вынесено представление, которое 25.07.2022 рассмотрено и удовлетворено.

Таким образом, Филиалом ФГКУ Росгранстрой нарушаются права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании изложенного, истец просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения на таможенном посту МАПП Новошахтинск.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворить..

В апелляционном представлении прокурор выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворения.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что решение о закрытии указанного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» не принималось.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии действительной потребности в обеспечении пожарной безопасности несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.

Ростовскому филиалу ФГКУ Росгранстрой из федерльного бюджета ежегодно доводятся денежные средства на содержание имущества, находящегося в многостороннем автомобильном пункте пропуска Новошахтинск.

Апеллянт указывает, что в 2023 году Ростовскому филиалу ФГКУ Росгранстрой на содержание имущества, а также на поставку товаров для нужд МАПП Новошахтинск доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 18 994 646 руб. Кроме того, 22.07.2023 в рамках рабочей группы по реализации специального инфраструктурного проекта под председательствующим заместителем председателя Правительства Российской Федерации Хуснулиновым М.Ш. принято решение об обеспечении ФГКУ Росгранстрой выполнении работ по ремонту дорожного покрытия в МАПП Новошахтинск (Протокол рабочей группы от 22.07.2023 № 67 ДСП).

В ответе от 26.07.2022 на представление прокуратуры Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой указано, что с целью обеспечения пожарной безопасности и устранения вышеуказанных нарушений неоднократно направлялись заявки о выделении лимитов бюджетных обязательств для проектирования замены систем пожарной безопасности. Заключение государственного контракта было запланировано, не исполнено. При этом, Ростовским филиалом работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не проводятся.

Более того, в МАПП Новошахтинск продолжает функционировать в штатном режиме, о чем свидетельствует наличие там на постоянной основе сотрудников Ростовской таможни и пограничного Управления ФСБ России по Ростовской области. С целью обсечения пожарной безопасности сотрудников указанных ведомств направлено было исковое заявление.

Апеллянт указывает, что несоблюдение Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой требований пожарной безопасности не обеспечивает состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Осуществление деятельности без устранения выявленных нарушений является неправомерным. Таким образом, Филиалом ФГКУ Росгранстрой нарушаются права граждан, пересекающих МАПП Новошахтинск и проходящих пограничный контроль и защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Таким образом, обязанность ФГКУ Росгранстрой провести работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения на таможенном посту МАПП Новошахтинск не утратила свою значимость.

На апелляционную жалобу подан отзыв Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ростовский филиал ФГКУ Росгранстрой обеспечивает функционирование таможенного поста МАПП Новошахтинск.

25.05.2023 проведенной истцом проверкой установлено, что системы пожарной сигнализации и пожаротушения в МАПП Новошахтинск, находятся в неработоспособном состоянии, системы противопожарной защиты (АУПС, АУПТ, СОиУЭ), смонтированные в 2004 году в боксе углубленного досмотра грузового и легкового автотранспорта, павильонах для совершения таможенных операций, здании оформления грузовых перевозок, гараже служебного автотранспорта, здании автовокзала не соответствуют действующим нормативным документам по пожарной безопасности, срок эксплуатации установленного оборудования, согласно паспортам на данное оборудование, истек.

При этом, Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не проводятся.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения 14.06.2022 представления директору Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой, которое 25.07.2022 рассмотрено и удовлетворено.

Согласно письму от 26.07.2022 № МИ-1294/9Ф Ростовским филиалом ФГКУ Росгранстрой направлялись заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств для проектирования замены систем пожарной безопасности. В июле 2022 года ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Ростовскому филиалу доведены лимиты бюджетных обязательств, а также согласовано проведение электронного запроса котировок на выполнение работ по разработке проекта модернизации слаботочных систем и проведение экспертизы в МАПП Новошахтинск с начальной (максимальной) ценой контракта 6008830,40 руб., что подтверждается письмом от 14.07.2022 № РНДО4/ТБ-2455.

Однако анализом информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что закупка на выполнение работ по разработке проекта модернизации слаботочных систем в МАПП Новошахтинск Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» не размещалась.

Согласно письму от 13.06.2023 № НВ-1139/9Ф Ростовским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» не планируется проведение мероприятий, направленных на выполнение работ по разработке проекта модернизации слаботочных систем и проведения экспертизы в МАПП Новошахтинск.

Несоблюдение указанных требований не обеспечивает пожарную безопасность, т.е. состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Осуществление деятельности без устранения выявленных нарушений является неправомерным.

Приказом Минтранса России от 09.03.2022 № 74 «Об осуществлении детализации (расшифровки) мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по объектам капитального строительства»»
в отношении МАПП Новошахтинск была предусмотрена реконструкция
на 2022-2027 годы (далее – приказ от 09.03.2022 № 74) (п. 32 Приложения
к приказу от 09.03.2022 № 74).

Далее приказом Минтранса России от 16.06.2022 № 228 (Приложение №4) в приказ от 09.03.2022 № 74 внесены изменения – МАПП Новошахтинск исключен из программы реконструкции.

В феврале 2023 г. в рамках государственного контракта от 02.06.2022 №РНД04-038-04/22 (далее – Контракт) на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Волошино, Гуково, Донецк (Изварино), Новошахтинск, Чертково для нужд Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой, заключенного между ФГКУ Росгранстрой и ООО «Орбита», совместной комиссией проведено обследование систем МАПП Новошахтинск, по итогам которого составлен Акт от 01.02.2023№ б/н о выявлении фактов: частичной работоспособности системы пожарной сигнализации (неисправны пожарные извещатели, требуется замена дымовых пожарных извещателей); неработоспособности системы пожаротушения (обрыв кабельных линий, выход из строя коммуникационных устройств, требуется замена).

В связи с чем в июне 2023 года в рамках вышеуказанного Контракта ООО «Орбита» проведена замена оборудования, Актом от 22.06.2023 подтверждена замена 16 дымовых пожарных извещателей ИП212-89 «Шмель» и 4 ручных пожарных извещателей ИПР 513-40 на 2 этаже в помещениях здания автовокзала МАПП Новошахтинск в системе автоматической пожарной сигнализации.

Кроме того, в ответе ФГКУ Росгранстрой от.26.07.2022 №МИ-1294/9Ф

на представление Ростовской транспортной прокуратуры от 14.06.2022 № 23/2-3-2022 указывалось, что в силу большого объема работ по замене систем и их сложности, требуемые работы можно отнести к техническому перевооружению пункта пропуска в области пожарной безопасности. Техническое перевооружение невозможно без предварительного проектирования новых систем пожарной безопасности.

В III квартале 2022 года ФГКУ Росгранстрой планировалось заключение государственного контракта на проектирование слаботочных систем, в том числе системы пожарной безопасности (письмо от 14.07.2022 № РНД04/ПБ-2455).

Письмом от 15.08.2022 исх. № ВЦ-1368/9Ф в адрес Ростовской таможни направлено Техническое задание по разработке проекта слаботочных систем МАПП Новошахтинск.

Письмом от 13.10.2022 № 18-14/30393 Ростовская таможня уведомила ФГКУ Росгранстрой о несоответствии Технического задания на проектирование Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС России от 31.10.2008 № 1349 (далее – Приказ от 31.10.2008 № 1349), а также положениям приказа ФТС России от 17.06.2020 № 540 «Об утверждении требований к серверным помещениям таможенных органов».

Письмом от 12.12.2022 № 17-26/37169 Ростовской таможней сообщается, что с 05.10.2022 в регионе деятельности таможенного поста МАПП Новошахтинск таможенные процедуры и контроль не осуществляются, что также подтверждается письмами от 10.02.2023 № 14-40/04290, от 13.03.2023 № 14-40/06993.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. № 930, Правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482, положениями Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» и № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики», и оценив представленные доказательства, исходил из того, что исключение пункта пропуска из программы реконструкции обусловлено продолжительностью специальной военной операции с 24.02.2022 и по настоящее время, пункты пропуска на границе подвергаются обстрелам, ввиду чего осуществление работ на МАПП Новошахтинск может привести к нецелевому расходованию средств федерального бюджета и поставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, непосредственно выполняющих те или иные виды работ, и поскольку доказательств нарушения ответчиком правил и норм действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, доказательств нарушения прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, истцом не представлены, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что требования истца являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 данного закона пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и заключается в признании законности пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу Российской Федерации грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" открытие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля.

Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации).

Частью 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрено, что порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации постановлением от 25 декабря 2007 г. N 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а постановлением от 26 июня 2008 г. N 482 - правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила N 482).

В соответствии с пунктом 3(1) Правил N 482 проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

Оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончании которых осуществляется проверка соответствия пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 названных правил).

Согласно пункту 29 Правил N 482 под реконструкцией пункта пропуска, в том числе его участка (терминала), понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, установка модульных (мобильных) комплексов, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение классификации, специализации, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Таким образом, приведенные в названных правилах требования к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации и к их техническому оснащению установлены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации при проектировании новых и реконструкции действующих пунктов пропуска.

Осуществлению мероприятий по строительству или реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу предшествуют процедуры по внесению предложения о строительстве или реконструкции, признанию целесообразности данного предложения и принятию нормативно-правового акта о строительстве или реконструкции пункта пропуска, предусмотренного указанными правилами, а также по выделению соответствующих бюджетных средств в рамках федеральной программы.

Пунктом 1 Особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2022 N 2215 "Об утверждении особенностей применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Особенности) отменен таможенный и иные виды государственного контроля, осуществление которого возложено на таможенные органы (за исключением мер по защите государственной безопасности, осуществляемых в порядке, установленном соглашениями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с иными уполномоченными на принятие таких мер территориальными органами федеральных органов исполнительной власти), в том числе на границах территории ДНР, сопредельной с территориями других субъектов России.

Таким образом, суд верно исходил из того, что прокурором не доказана необходимая потребность проведения работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения на таможенном посту МАПП Новошахтинск.

Как установлено судом, с 05.10.2022 данный пункт пропуска не осуществляет таможенный контроль, а территория, на которой он расположен в настоящее время находится в границах с Луганской республикой, входящей в состав РФ. Более того, в настоящее время приказом Минтранса России от 16.06.2022 № 228 (Приложение №4) МАПП Новошахтинск исключен из программы реконструкции.

При таком положении, проведение заявленных прокурором мероприятий возможно только после окончания специальной военной операции, поскольку осуществление работ на МАПП Новошахтинск может привести к нецелевому расходованию федерального бюджета и поставить под угрозу жизнь и здоровье лиц, непосредственно выполняющих те или иные виды работ на пункте пропуска.

Доводы апеллянта о том, что МАПП Новошахтинск продолжает функционировать в штатном режиме, как и возможные бюджетные поступления на содержание МАПП Новошахтинск, не основаны на материалах дела.

Доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционном представлении не содержится.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

    решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 апреля 2024 года.

33-5593/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Южная транспортная прокуратура
Ответчики
ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы в лице Ростовского филиала ФГКУ Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
03.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Передано в экспедицию
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее