Дело №12-70/2023
УИД 18RS0003-01-2022-004050-46
Р Е Ш Е Н И Е
25 апреля 2023 года г.Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г.ИжевскаКарпова О.П.
рассмотрев жалобу представителя Министерства здравоохранения УР Штин С.В. на постановление Врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Аксеновой О.А. от 24.05.2022 №18017/22/173253 о привлечении Министерства здравоохранения Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением №18017/22/173253Врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Аксеновой О.А. от 24.05.2022Министерство здравоохранения УР (ИНН 1831044979) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 руб.
Согласно постановлению, Министерство здравоохранения УР привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за неисполнение содержащегося в решении Октябрьского районного суда г.Ижевска от 22.10.2021 по гражданскому делу № 2-3570/2021, требования об обязанности обеспечивать Битнера Антона Владимировича медицинскими изделиями на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии, а именно:
-инфузионная система тефлоновая SilhouetteParadigm ММТ-381 с длиной иглы 13 мм -10 шт. на месяц;
-резервуар MiniMedReservoir ММТ-332 - 10 шт. на месяц;
-сенсоры Enlite ММТ-7008 - 5 шт. на месяц.
Министерствоздравоохранения УР не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, мотивируя ее тем, что у Министерства отсутствовала возможность выполнить требованиеисполнительного документа до 06.05.2022 года в связи со следующими обстоятельствами.Законом Удмуртской Республики от 27.12.2021 № 140-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» не предусмотрены денежные средства на данные цели. Потребность на обеспечение Битнера А.В. не учтена при формировании Закона о бюджете в связи с поздней постановкой на медицинский учет в БУЗ УР «ГП № 10 М3 УР». В рамках доведенных бюджетных ассигнований изыскать финансовые средства внутри отрасли не представляется возможным.
В соответствии с Законом о бюджете отрасли «здравоохранение» на обеспечение льготополучателей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 предусмотрено в 2022 году 159 072,7 тыс. рублей, в том числе на централизованные закупки - 117 955,3 тыс. рублей.В целях своевременного обеспечения вышеуказанных льготных категорий граждан лекарственными препаратами Министерством заключены государственные контракты и размещены заявки в ЕИС на проведение аукционов по состоянию на 17.02.2022 на сумму 83 495,5 тыс. рублей, что составляет 70,8% от предусмотренных бюджетных ассигнований на централизованные закупки.Оставшиеся финансовые средства предназначены на закупку лекарственных препаратов для обеспечения региональных льготополучателей в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 890 по ранее принятым судебным решениям, по предписаниям Росздравнадзора, и для продолжения начатого в 2018-2021 годах лечения пациентам по жизненным показаниям. Закупка лекарственных препаратов для данной категории произведена на 6 месяцев, так как пациентам зачастую меняют дозировки, схемы лечения, производят замену препаратов.
Учитывая данные обстоятельства, Министерством направлено письмо от 15.04.2022 № 05109/07-09 в Министерство финансов Удмуртской Республики о перераспределении финансовых средств в целях исполнения судебных решений. После доведения финансирования на данные цели Министерством заключены следующие государственные контракты от 27.05.2022 года № 09 01-05 138-M3; от27.05.2022 года № 09 01-05 139-M3; от 27.05.2022 года № 09 01-05 140-МЗ; от27.05.2022 года № 09 01-05 141-МЗ на поставку медицинских изделий для Бинтера А.В. Согласно календарному плану контракта (приложение № 4) срок поставки товара по следующим контрактам:
1) от 27.05.2022 года № 09 01-05 138-M3 - ежемесячно, равными партиями, начиная с июня месяца по октябрь 2022 года.
2) от 27.05.2022 года № 09 01-05 139-M3 - однократно в течении 1 рабочего дня со дня заключения контракта;
3) от 27.05.2022 года № 09 01-05 140-МЗ - однократно, в течение 7 рабочих дней с момента заключения контракта;
4) от 27.05.2022 года № 09 01-05 141-МЗ - однократно, в течение 7 рабочих дней с момента заключения контракта.
В соответствии с п.11 статьи 161 БК РФ Министерство здравоохранения УР по своей организационно-правовой форме относится к казенным учреждениям. В соответствии с п.2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При осуществлении своих полномочий Министерство руководствуется Законом о бюджете. Ставить вопрос об обеспечении Министерством Битнера А.В. лекарственными препаратами возможно после выделения финансовых средств на эти цели. Выйти за пределы установленных полномочий Министерство не вправе. Закупка медицинских изделий для обеспечения Битнера А.В. за счет средств, предусмотренных на иные цели региональным бюджетом, может быть расценена как нецелевое расходование средств.
Согласно ст.215.1 БК РФ исполнение бюджета субъекта РФ обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Удмуртской Республики. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Согласно положению о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.03.2011 № 56, Министерство финансов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции управления государственными финансами, составления проекта бюджета Удмуртской Республики, организации исполнения бюджета Удмуртской Республики по расходам, осуществления планирования соответствующих расходов бюджета Удмуртской Республики.
В рамках установленных полномочий Министерством приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требования об исполнении исполнительного документа, а именно, направлено обращение в финансовый орган о выделении дополнительных денежных средств на обеспечение Битнера А.В. лекарственным препаратом по решению суда, проведена процедура закупки лекарственного препарата.
Исполнить требование от 25.04.2022 не представлялось возможным в связи с необходимостью проведения мероприятий по изысканию необходимых финансовых средств на его исполнение, требующих существенных временных затрат. Кроме того, необходимо учитывать, что для закупки лекарственных препаратов Министерству необходимо соблюдать сроки и процедуры, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выслушав представителя Министерства здравоохранения УР, изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
В силу статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как установлено в ходе судебного заседания, решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 22.10.2021 года исковые требования Битнера Антона Владимировича к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании убытков, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в пользу Битнера Антона Владимировича расходы на приобретение медицинских изделий в размере 86 995 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Возложил на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обязанность обеспечивать Битнера Антона Владимировича медицинскими изделиями на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии, а именно:
-инфузионная система тефлоновая SilhouetteParadigm ММТ-381 с длиной иглы 13 мм -10 шт. на месяц;
-резервуар MiniMedReservoir ММТ-332 - 10 шт. на месяц;
-сенсоры Enlite ММТ-7008 - 5 шт. на месяц.
Взыскал с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в доход бюджета г.Ижевска государственную пошлину в размере 3 709,85
Иск Битнера А.В. к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Городская поликлиника № 10» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики о признании незаконным отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, взыскании убытков, компенсации морального вреда, оставил без удовлетворения.
Исковые требования Битнера А.В. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании убытков, компенсации морального вреда удовлетворил частично.
Взыскал с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в пользу Битнера А.В. расходы на приобретение медицинских изделий в размере 86 995 рублей.
Взыскал с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в пользу Битнера А.В. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Возложил на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обязанность обеспечивать Битнера Антона Владимировича медицинскими изделиями на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии, а именно:
- инфузионная система тефлоновая SilhouetteParadigm ММТ-381 с длиной иглы 13 мм -10 шт. на месяц;
- резервуар MiniMedReservoir ММТ-332 - 10 шт. на месяц;
- сенсоры Enlite ММТ-7008 - 5 шт. на месяц.
Взыскал с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в доход бюджета г.Ижевска государственную пошлину в размере 3 709,85
Иск Битнера А.В. к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики «Городская поликлиника № 10» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики о признании незаконным отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, взыскании убытков, компенсации морального вреда, оставил без удовлетворения.
Апелляционным определением от 28 февраля 2022 года судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики, решение Октябрьского районного суда г.Ижевыска от 22.10.2021 года, оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
06.04.2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР возбуждено исполнительное производство, в постановлении указано, что требование подлежит немедленному исполнению в течении суток, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
13.04.2022 года Министерством зарегистрировано постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов п исполнению особых производств Управления ФССП по УР Князева А.А. о 06.04.22 № 18017/22/101575 о возбуждении исполнительного производстве, что подтверждается регистрацией в системе Direktum(cкриншот). В постановлении № 18017/22/101575 указано требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течение суток с момент получения должником копии настоящего постановления.
14.04.2022 Министерство письменно сообщило в МОСП по ИОИП УФССП по УР об отсутствии возможности исполнить немедленно, т.к необходимо определить источник финансирования (копия прилагается).
15.04.2022 Министерство обратилось в Минфин УР с письмом о выделении бюджетных ассигнований для обеспечения Битнера А.В. медицинскими изделиями по решению суда по делу № 2-3570/2021 от 28.02.21 (копия прилагается).
11.05.2022 года Минфин УР сообщил об отказе в выделении дополнительных бюджетных ассигнований и разрешил использовать средства предусмотренные Министерству по определенной целевой статье.
12.05.2022 года Министерство просило Минфин УР перераспределить бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, 13 мая 2021 Минфин УР направил уведомление № 804 о перераспределении бюджетные ассигнований, в соответствии с указанным уведомлением Министерстве получило возможность разместить закупку в Единой информационной системе закупок (ЕИС).
25.04.2022 Министерство сообщило в МОСП по ИОИП УФССП по УР о том что изыскиваются средства на закупку медицинских изделий для исполнения судебного акта (копия письма и скриншот об отправке прилагается).
25.04.2022 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебный пристав по исполнению особых производств Управления ФССП по УР Князев А.А. вынес постановление № 18017/22/131650 о взыскании исполнительского сбора с Министерства здравоохранения УР.
С учетом времени на размещение в ЕИС извещений о закупке медицинских изделий 27.05.2022 Министерством заключены 4 госконтракта (копии прилагаются из ЕИС) и согласно карте льготника (копия прилагается) 10 июня 2022 Битнер А.В. получил медицинские изделия.
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 04.07.2022 года,
административный иск Министерства здравоохранения Удмуртской Республики к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворен.
Суд освободил Министерство здравоохранения Удмуртской Республики от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП РФ по УР Князева А.А. от 24.04.2022 года № 18017/22/131650.
Данные обстоятельства установлены в ходе судебного заседания исследованными по делу обстоятельствами и в целом сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из представленных материалов дела видно, что представителем Министерства факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательно отрицался, с указанием, что у Министерства отсутствует возможность исполнить исполнительный документ немедленно, так как необходимо определить источник финансирования.
Министерством с момента возбуждения исполнительного производства последовательно были совершены действия по исполнению решения суда, в том числе заключены четыре контракта, размещена закупка в Единой информационной системе закупок.
В нарушении требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства оставлены судебным приставом без внимания и надлежащей оценки.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного в действиях Министерства здравоохранения УР отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет 1 год.
С учетом того, что на момент рассмотрения в суде общей юрисдикции жалобы заявителя срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу на основании положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу представителя Министерства здравоохранения УР Штин С.В. удовлетворить.
Постановление Врио начальника отделения-старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Аксеновой О.А. от 24.05.2022 №18017/22/173253 о привлечении Министерства здравоохранения Удмуртской Республики к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через районный суд.
Судья Карпова О.П.