Решение по делу № 33-10133/2023 от 10.08.2023

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Шеходанова О.К.                        Дело №33-10133/2023

24RS0035-01-2022-002151-17

2.070

16 августа 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Абрамовича В.В., Беляковой Н.В.

при помощнике судьи: Погореловой И.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Казанцева Виктора Павловича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Казанцева В.П.

на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 08 июня 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Казанцева Виктора Павловича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Казанцев В.П. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об установлении периодов работы, засчитанных в общий трудовой стаж, без учета периода с 08.02.1994 года по 17.08.1994 года (5 месяцев 6 дней), возложении обязанности включить в справку о трудовом стаже период работы с 08.02.1994 года по 17.08.1994 года (5 месяцев 6 дней), произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, взыскании недоначисленной пенсии в размере 97 939,67 рублей, компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей, судебных расходов 40 320 рублей.

Требования мотивировал тем, что в выплатном деле имеется справка об уплате страховых взносов от 26.03.2008 года за подписью Управления пенсионного фонда РФ г. Минусинске и Минусинском районе, адресованная начальнику назначения перерасчёта и выплат пенсии, в которой указано, что Казанцев В.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30.11.1993 года по настоящее время. За период предпринимательской деятельности с 17.08.1994 года по 31.12.1997 года сведения о доходах предоставлялись и страховые взносы уплачивались. Согласно справки налогоплательщика от 27.02.2007 года Казанцев В.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 30.11.1993 года по 14.07.1994 года, с 17.08.1994 года - в качестве индивидуального предпринимателя. Ответчик при приеме заявления об установлении пенсии не дал оценку содержащимся в документах сведениям, не проверил достоверность содержащихся в них сведений и принял решение об установлении истцу пенсии без учета включения в трудовой стаж периода предпринимательской деятельности с 08.02.1994 года по 17.08.1994 года, что отразилось на стажевом пенсионном коэффициенте. В результате ошибки, допущенной ответчиком при назначении пенсии, истцу указан стаж 29 лет 7 месяцев 15 дней вместо положенного 30 лет 21 день, в дальнейшем это привело к недоначислению его пенсии за период 178 месяцев.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Казанцев В.П. и его представитель Иванова Н.А. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неисследованность судом первой инстанции доводов истца о том, что в спорный период страховые взносы в пенсионный фонд уплачивались, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями. После обращения в пенсионный фонд 06.03.2019 года фактически перерасчет пенсии произведен не был. В качестве индивидуального предпринимателя Казанцев В.П. был зарегистрирован в налоговом органе дважды, однако в пенсионном деле такие сведения отсутствуют.

В судебное заседание Казанцев В.П., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ОСФР по Красноярскому краю Королеву А.С.(доверенность от 20.01.2023 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливались основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В ст. 2 Федерального закона N 173-ФЗ определено, что под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Статьями 6, 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что индивидуальные предприниматели являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 данного Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной данным пунктом.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 г.) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.

Исходя из изложенного, трудовая (страховая) пенсия по старости является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 09.04.2008 года истцу назначена трудовая пенсия по старости: <данные изъяты>

Согласно справки по плательщику от 22.02.2007 года Казанцев В.П. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (свидетельство ) с 30.11.1993 года по 14.07.1994 года, с 17.08.1994 года свидетельство по настоящее время.

06.03.2019 года по заявлению Казанцева В.П. произведён перерасчет пенсии, установлена страховая пенсия в размере руб. фиксированная выплата (с учетом повышений) рублей, что подтверждается распоряжением о перерасчете размера пенсии от 06.03.2019 года .

Из справки об уплате страховых взносов Пенсионного фонда от 26.03.2008 года №8 следует, что за период предпринимательской деятельности с 17.08.1994 года по 31.12.1997 года сведения о доходах предоставлялись, страховые взносы уплачивались.

Согласно ответа на запрос суда ОСФР по Красноярскому краю за период с 30.11.1993 года по 14.07.1994 года индивидуальным предпринимателем Казанцевым В.П. доход в Пенсионный фонд РФ заявлен не был, в связи с чем начисление страховых взносов Казанцеву В.П. за указанный период не производилось. За период с 17.08.1994 года по 31.12.1994 года полученный доход индивидуальным предпринимателем Казанцевым В.П. составил , таким образом, излишне уплаченная сумма составила руб., которая в дальнейшем была учтена при начислении страховых взносов за 1995 год.

Как следует из представленного ответчиком подробного расчета пенсии истца в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года №183-ФЗ, стажевый коэффициент при перерасчёте пенсии равен 0,59, отношение среднемесячного заработка ограничено до 1.2, таким образом с учетом валоризации пенсия истца составила руб. По п. 4 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ составляет руб., то есть размер трудовой пенсии рассчитан ответчиком по наиболее выгодному для истца варианту в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Таким образом, положения законодательства, регулирующего спорное правоотношение, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности. При этом законодатель определил перечень документов, подтверждающих уплату таких взносов.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и после 01 января 2002 года подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года, с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливалось по справкам об уплате взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ, а также п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исследовав представленный ответчиком подобный расчет пенсии истца, представленные в материалы дела письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 08.02.1994 года по 17.08.1994 года, поскольку истец в спорный период не отчитывался о полученных доходах, а потому полнота исчисления и уплаты страховых взносов не может быть проверена. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством порядке в спорные периоды не подтверждена, представленные истцом квитанции не подтверждают уплату страховых взносов в том порядке и в те сроки, как это было предусмотрено в спорные периоды нормативными актами.

Доказательств того, что истец отчитывался о полученных доходах за спорный период, суду не представлено.

Акт о результатах документальной проверки расчетов работодателей и иных плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом РФ за период 1993 год не подтверждает факт предоставления истцом сведений о доходах за спорный период времени, а указывает на ожидаемый доход в 1994 году, согласно которому истцом и оплачены страховые взносы в Пенсионный фонд по представленным квитанциям.

Из показаний свидетеля Крикуновой Е.Ю. (специалиста ОСФР по Красноярскому краю), допрошенной в судебном заседании, следует, что истцом показан доход с августа 1994 года, и на данный доход начислены страховые взносы с 1991 года по 2001 год, истец как индивидуальный предприниматель обязан был предоставить сведения о доходах, на который начислялись страховые взносы. В пенсионном фонде имеются сведения о предоставлении сведений о доходах и начислению страховых взносов с 17.08.1994.

Доводы апелляционной жалобы истца и его представителя о подтверждении уплаты страховых взносов в спорный период представленными в материалы дела доказательствами судебная коллегия во внимание не принимает, так как указанные истцом справки и квитанции исследовались судом первой инстанции и мотивированно им отклонены как не дающие основания для вывода об уплате страховых взносов в установленном законом порядке в период с 08.02.1994 года по 17.08.1994 года.

Поскольку действиями ответчика не нарушены личные неимущественные права Казанцева В.П., суд первой инстанции со ссылкой на п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований     о компенсации морального вреда.

Учитывая, что судом отказано в удовлетворении требований истца о включении периодов в стаж, перерасчете пенсии, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика понесенных истцом расходов, также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Минусинского городского суда от 8 июня 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Казанцева В.П. и его представителя Ивановой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:                    Киселева А.А.            

Судьи:                    Абрамович В.В.

                    

                    Белякова Н.В.                                

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2023 года.

33-10133/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Казанцев Виктор Павлович
Ответчики
Клиентская служба в г. Минусинске
Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Минусиснке
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
16.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее