Решение по делу № 8Г-3049/2020 [88-3615/2020] от 13.04.2020

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                 дело № 88-3615/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                                                                         № дела 2- 560/19 в суде

                                                                                         первой инстанции

18 августа 2020 года                                                                  г. Пятигорск

        Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Камышовой Т.В., Нурмухаметовой Р.Р.

с участием прокурора Колячкиной И.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Владикавказского гарнизона к Журавлевой Г.В. о прекращении статуса ветерана боевых действий, об обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий для

         по кассационной жалобе Журавлевой Г.В. на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия – Алания от 30 июля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания от 23 октября 2019 года,

        заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В. полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется,

установила :

Военный прокурор Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился с иском к Журавлевой Г.В. о прекращении статуса Ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение для его уничтожения.

В иске указал, что в ходе проведения проверки Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона законности выдачи гражданскому персоналу Моздокского военкомата удостоверений ветеранов боевых действий установлено, что в июле 2005 года Журавлевой Г.В. необоснованно выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК , поскольку непосредственного участия в боевых действиях и контртеррористических операциях ответчика Журавлевой Г.В. соответствующим приказом командира не подтвержден.

          Решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 30 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 октября 2019 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Журавлева Г.В. просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не были допущены.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона        "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением                      от 19 декабря 2003 г. № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В соответствии с названным Постановлением к участию в контртеррористической операции приравнивается:

- прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

- направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики);

-участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.

Согласно п. 2 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 марта 2004 № 77, действовавшей в период с апреля 2004 года по апрель 2010 года, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".

В силу абзаца 2 пункта 2 постановления Правительства РФ                                      от 31 марта 1994 года № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом "в" пункта № 4 Постановления Правительства РФ                             от 09 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела и правильно установлено, судебными инстанциями Журавлева Г.В. на территорию Чеченской Республики не откомандировывалась, участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона не принимала, какие-либо приказы, подтверждающие выполнения ответчиком задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах не представлены.

Принимая во внимание, что Журавлева Г.В. в 1999-2000 году выполняла только возложенные на нее трудовым договором должностные обязанности, доказательств участия в спецоперациях или боевых действиях суду не представлено, выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для документирования Журавлевой Г.В. удостоверением ветерана боевых действий не имелось, являются правильными.

            Доводы жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судебная коллегия находит необоснованными, поскольку согласно положениям статей 196, 200 ГК РФ, течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и законность судебных актов, постановленных при правильном применении и толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, несогласие с установленными по делу обстоятельствами не влекут отмену судебных постановлений, поскольку решение этих вопросов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

         Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

определила :

    решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия – Алания от 30 июля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий                     Черчага С.В.

Судьи                            Камышова Т.В.

                                                                                   Нурмухаметова Р.Р.

8Г-3049/2020 [88-3615/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
военный прокурор Владикавказского гарнизона
Ответчики
Журавлева Галина Викторовна
Другие
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моздокском районе
Военный комиссариат РСО-Алания
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Камышова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
5kas.sudrf.ru
24.04.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее