Решение по делу № 2-748/2016 от 04.03.2016

Дело № 2-748/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 марта 2016 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Шарафутдинова М.В. при секретаре Максимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чита гражданское дело

по иску прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к СНТ «Железнодорожник 4» об обязании устранить нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, указав следующее: в связи с прогнозируемой аномально высокой температурой в весенне-летний период текущего года, а также отсутствием достаточного финансирования КГСАУ «Забайкаллесхоз», занимающегося тушением лесных и степных пожаров, существует реальная опасность возникновения большого количества очагов возгорания на территории района и пожаров большой площади. Кроме того, от указанных пожаров возможно возгорание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ. Во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций прокуратурой района проводится проверка подготовки указанными юридическими лицами к пожароопасному периоду, соблюдения ими требований законодательства о пожарной безопасности.

В результате проверки установлено, что ответчиком не соблюдаются требования п.п. 3, 16, 77 и 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и п. 5.9 СНиП 30-02-97.

Просит суд обязать СНТ «Железнодорожник 4» устранить нарушения п.п. 3, 16, 77, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», и п. 5.9 СНиП 30-02-97 «Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» в актуализированной редакции СП 53.13330.2011, утвержденной Приказом Минрегиона России от 30.12.2010 № 849, а именно: обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности председателя правления; обеспечить наличие на территории товарищества звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обеспечить очистку товарищества и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; создать защитную противопожарную минерализованную полосу, удалить (собрать) сухую растительность, провести другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах; обеспечить наличие на территории товарищества противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью не менее 60 куб.м. (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), прицепной мотопомпы, специального помещения для хранения мотопомпы.

Прокурор Шарафутдинов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Председатель СНТ «Железнодорожник 4» Магдибур С.А. в судебном заседании исковые требования не признал.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворитьпо следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Статьей 1 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 16 Закона № 69-ФЗ К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением; участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности закреплена ст. 37 указанного Федерального закона.

Во исполнение ст. 16 Закона № 69-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР), которые в соответствии с п. 1 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ППР лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Пунктом 16 ППР предусмотрено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 77 ППР руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В соответствии с п. 78 ППР на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

В силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Пунктом 5.9 СНиП 30-02-97 «Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» в актуализированной редакции СП 53.13330.2011, утвержденной приказом Минрегиона России от 30.12.2010 № 849, установлено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, куб. м, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).Садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп.Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

В судебном заседании установлено, что СНТ «Фабричное» не соблюдаются требования пожарной безопасности.

Согласно справке, выданной государственным инспектором ОНД по Читинскому, Карымскому районамУНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Дугаровым А.А.,16.02.2016 г. при проверке СНТ «Железнодорожник 4» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

    Руководителем не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму (основание п. 3 ППР в РФ);

    Руководитель не обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (основание п. 77 ППР в РФ);

    Руководителем не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (основание п. 16 ППР в РФ);

    Руководителем не выполнены защитные противопожарные минерализованные полосы до территории лесничеств, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах (основание п. 78 ППР в РФ);

    Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары, вместимостью при числе участков более 300 - не менее 60 куб.м. (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей). Садоводческие, дачные объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу, при числе участников от 301 до 1000 – прицепную мотопомпу. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения (основание п. 5.9 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения);

    Расстояние от застройки на территории садоводческого объединения до лесных массивов должно быть не менее 15 м (основание п. 4.7 СП 53.13330.2011).

Кроме того, суду представлен акт проверки соблюдения Конституции РФ и исполнения законов от 25.02.2016 г., составленный помощником прокурора района Шарафутдиновым М.В., согласно которому ответчиком не соблюдаются пункты 3, 16, 77, 78 ППР, п. 5.9 СП 53.13330.2011.

В судебном заседании исследованы фотографии, подтверждающие изложенные в указанных справке и акте обстоятельства.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком нарушены п.п. 3, 16, 77, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», и п. 5.9 СНиП 30-02-97, а именно: не обеспечено прохождение обучения мерам пожарной безопасности председателя, территория товарищества не оборудована звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, а также запасами воды для целей пожаротушения,не удалены горючие отходы, мусор, тара и сухая растительность на территории СНТ, отсутствует защитная противопожарная минерализованная полоса, а также отсутствуют противопожарный водоем или резервуар вместимостью 60 куб.м., прицепная мотопомпа, специальное помещение для хранения мотопомпы.

Все вышеперечисленные нарушения законодательства могут повлечь нарушение прав граждан, в том числе членов товарищества, так как в случае возникновения пожара возможно причинение вреда их имуществу, жизни и здоровью. Кроме того, от возникшего в СНТ пожара возможно возгорание близлежащего лесного массива, в результате которого будет причинен ущерб лесному фонду государства, а также его животному миру.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение и исполнение обязанностей в натуре.

Поскольку на СНТ «Железнодорожник 4» законом возложена обязанность по соблюдению пожарной безопасности и на день вынесения решения указанная обязанность выполнена частично, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч.2 ст. 333.206 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина организациями уплачивается в размере 6 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ч.2 ст.333.20 НК РФ учитывая тяжелое финансовое положение ответчика, являющегося некоммерческим садоводческим товариществом, суд считает необходимым освободить его от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

            Иск удовлетворить.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Железнодорожник 4» устранить нарушения п.п. 3, 16, 77, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», и п. 5.9 СНиП 30-02-97 «Свод правил. Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» в актуализированной редакции СП 53.13330.2011, утвержденной Приказом Минрегиона России от 30.12.2010 № 849:

обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности председателя правления;

обеспечить наличие на территории товарищества звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

обеспечить очистку товарищества и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;

создать защитную противопожарную минерализованную полосу, удалить (собрать) сухую растительность, провести другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах;

обеспечить наличие на территории товарищества противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью не менее 60 куб.м. (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), прицепной мотопомпы, специального помещения для хранения мотопомпы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной формев Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.

    Председательствующий:

2-748/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Читинского района
Ответчики
СНТ "железнодорожник 4"
Суд
Читинский районный суд Забайкальский края
Дело на странице суда
chitinski.cht.sudrf.ru
04.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2016Судебное заседание
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
17.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее