Дело № 5-37/2025
УИД № 21RS0025-01-2025-000217-70
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 февраля 2025 года г.Чебоксары
Судья Московского районного суда г.Чебоксары Курышев С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы в отношении
акционерного общества «<данные изъяты>», ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республики – Чувашии в Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики поступили протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и другие материалы в отношении акционерного общества «<данные изъяты>» (далее – АО <данные изъяты>», Общество) на основании определения о передаче материалов административного дела на рассмотрение по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору <данные изъяты> К.Д.А.
В судебном заседании представитель АО <данные изъяты>» А.А.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просил при назначении наказания учесть положения ст.ст. 4.1.1 и 4.2 КоАП РФ, а также ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, добавил, что не возражает против назначения наказания в виде приостановлении деятельности.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике – руководитель аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Т.С.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил признать действия Общества малозначительными либо назначить минимально возможное наказание.
В судебном заседании представитель Главного Управления МЧС России по Чувашской Республике – <данные изъяты> И.И.Н. просил вынести постановление по делу об административном правонарушении и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности, так как выявленные нарушения угрожают причинением вреда жизни и здоровью людей, а также охраняемым законом ценностям в случае продолжения не устранения нарушений.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор г.Чебоксары по пожарному надзору – <данные изъяты> К.Д.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В соответствии с частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено и из представленных материалов дела следует, что АО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут на объекте надзора высокой защиты, расположенном по адресу: <данные изъяты>, совершило повторное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выраженное в необеспечении работоспособности и исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно:
1.Отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в объеме, обеспечивающем необходимый расход воды на тушение пожаров в любое время года в течение не менее 3-х часов с учетом радиуса их обслуживания, в нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент); п. 5.17, п. 10.3 - п. 10.8 cвoдa правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» - п. 3 постановления № 18, п. 3 акта внепланового инспекционного визита от 24.09.2024 № № (далее - акт №).
Вышеуказанное нарушение обязательных требований пожарной безопасности выражается в необеспечении работоспособности или исправности (отсутствии) источников наружного противопожарного водоснабжения.
При их эксплуатации руководитель организации должен обеспечить:
- исправность, своевременного обслуживания и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения;
- проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов;
- исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их очистка от снега и льда в зимнее время;
- доступность подъезда пожарной техники и забора воды;
- наличие (и исправное состояние) указателей направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющихся источниками противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
2. При наличии аналоговой системы пожарной сигнализации допускается установка в помещениях зданий №1, №2, №3, №4, здании бани по одному дымовому пожарному извещателю, в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Технического регламента; п. 6.4.1- п. 6.4.5, п.6.6.1, п.6.6.2 свода правил «СП 484.1311500.2020 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»; ранее действовали требования п. 13.3.2, п. 13.3.3 свода правил «CП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» - п. 6 постановления № 18, п. 4 акта №.
3. Пристрой к зданию № 4 не защищен системой пожарной сигнализации, в нарушение ч. 4 ст. 4, ч.1 ст. 6 Технического регламента; таб. 3 CП 486.1311500.2020. Свод правил. Систем противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности; ранее действовали требования таб. А.З свода правил «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» - п. 11 постановления № 18, п. 7 акта №.
Вышеуказанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности выражаются в необеспечении работоспособности и исправности (отсутствии) систем пожарной сигнализации.
К системам пожарной сигнализации предъявляются требования по количеству, типу, а также размещению пожарных извещателей, приборов, к работоспособности в условиях пожара, алгоритму сработки во взаимодействии с другими системами противопожарной защиты (система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система автоматического пожаротушения автоматические установки пожаротушения, система передача извещений о пожаре, системы противодымной защиты и пp.), а также к их обслуживанию.
4. В зданиях №l, №2, №3, №4 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, в нарушение ч. 1 ст. 6 Технического регламента; таб. 2 свода правил «CП 3.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» - п. 7 постановления № 18, п. 5 акта №.
Вышеуказанное нарушение обязательных требований пожарной безопасности выражается в не обеспечении работоспособности и исправности технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
K системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре предъявляются требования по уровню шума (звука), размещению звуковых оповещателей, а также их количеству, по разделению на зоны оповещения, к текстовому содержанию, к наличию обратной связи с пожарным постом, к световым указателям, к времени работоспособности в условиях пожара, а также к их обслуживанию и пр.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Б.О.А. АО «<данные изъяты>» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности Обществом послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом - государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору – <данные изъяты> К.Д.А. в отношении АО «<данные изъяты>» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Факт совершения АО «<данные изъяты>» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-6), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 9-15), постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания (л.д. 33-34), актом инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.35-36), решением от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении объекту надзора категории риска (л.д. 37), результатом расчета категории риска (л.д.38-39), актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 40-42), объяснением Ш.М.Т. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), а также другими материалами дела.
Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину Общества в совершении правонарушения, являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим его виновность, оснований не имеется.
Действия АО «<данные изъяты>» судья квалифицирует по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое совершено на объекте надзора высокой защиты, и выражается в необеспечении работоспособности и исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При назначении административного наказания АО «<данные изъяты>» судья учитывает характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, смягчающее обстоятельство – признание вины, и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки совокупности конкретных обстоятельств его совершения, роли правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении АО «<данные изъяты>» не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по устранению нарушений. Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению допущенных нарушений.
В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных доказательств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное заявителем, как малозначительное, не представлено. Допущенные заявителем нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судья, с учетом вышеизложенного и фактических обстоятельств дела, не находит.
Оснований для применения при назначении наказания к юридическому лицу положений ст.ст.4.1, 4.1.1, 4.2 КоАП РФ судья также не усматривает, поскольку в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, данное административное правонарушение предусматривает возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание характер допущенных нарушений требований пожарной безопасности, свидетельствующих о возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, и создающих угрозу жизни и здоровью людей, с учетом обстоятельств дела, судья приходит к выводу о необходимости назначения АО «<данные изъяты>» наказания в виде административного приостановления деятельности по адресу: <данные изъяты>, на срок 20 суток, что, по мнению суда, будет способствовать достижению целей административного наказания.
Оснований для назначения Обществу наказания в виде административного штрафа судья с учетом установленных обстоятельств и характера совершенного правонарушения, допущенных нарушений требований пожарной безопасности, не усматривает, поскольку в данном случае менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
Срок административного приостановления деятельности следует исчислять в соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ с момента фактического прекращения деятельности АО «<данные изъяты>» по эксплуатации данной территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать акционерное общество «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по адресу<адрес>, сроком на 20 (двадцать) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить акционерному обществу «<данные изъяты>», что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по его ходатайству, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии и вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.
Судья С.Г. Курышев