03 сентября 2018 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Шевчука Г.А.,
при секретаре Поляковой А.С.,
с участием истца Маркелова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркелова Д.С. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда,
установил:
Маркелов Д.С. обратился в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - Министерство) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, в обоснование которого указала следующее
Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать-одиночка Маркелова Н.В.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ Маркелов Д.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В связи с обращением в суд Маркелов Д.С. просил суд обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ему жилое помещение в г. Саратове не менее 30кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области во внеочередном порядке.
Истец Маркелов Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, Гогусева А.П. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В заявлении также указала, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере поступления жилых помещений в государственный жилищный фонд области. В настоящее время свободными жилыми помещениями, находящимися в собственности Саратовской области, министерство не располагает. По мере поступления жилых помещений в государственный жилищный фонд области будет рассмотрен вопрос предоставления жилого помещения истцу.
Представитель третьего лица министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями статьи 167ГПКРФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ, действующей с 01 января 2013года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012года № 15-ФЗ) «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Правовое регулирование отношений, возникающих в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Саратовской области осуществляется Законом Саратовской области № 123-ЗCO от 02 августа 2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции законов от 25 декабря 2012 года № 208-ЗСО и № 223-ЗCO).
Согласно статьи 3 приведенного регионального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1).
Такая социальная поддержка направлена на восстановление конституционного права граждан на жилище, предусмотренного статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Саратовской области № 123-3CO от 02августа2012 года принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (часть 10).
В статье 6 указанного Закона Саратовской области определяется порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено, что Маркелов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении Маркелова Д.С., решением Ленинского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав матери Маркеловой Н.В.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области №-Р от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек по г. Саратову.
Согласно штампу в паспорте Маркелов Д.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
До настоящего времени своего жилья истец не имеет, что подтверждается сведениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что Маркелову Д.С. не предоставлено жилое помещение на указанных в законодательстве условиях по достижении им возраста 18лет. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
При таких обстоятельствах,в силу требований статьи 6 Закона Саратовской области № 123-ЗCO от 02 августа 2012 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», которая закрепляет, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, Маркелов Д.С. должен быть обеспечен жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Саратовской области, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
Довод представителя ответчика об отсутствии на момент разрешения спора свободных жилых помещений не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года №168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области» установлено, что уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда области гражданам в пределах своей компетенции является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Уполномоченный государственный орган области определяет место нахождения предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного фонда области в случаях:
1) если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, дали согласие об определении места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного государственного органа области в сфере жилищных отношений;
2) если в течение шести месяцев со дня направления уведомления о вынесенном решении о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области с учетом заявления по их выбору, определенного частью 1 настоящей статьи, соответствующий договор указанными лицами не будет заключен.
Поскольку статьей 7 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года №123-ЗСО закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, а истец просит о предоставлении ей жилого помещения в <адрес> суд полагает возможным удовлетворить требование истца.
В силу статьи 2 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. После внесенных изменений в указанную норму, а также в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.
В то же время ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований Маркелова Д.С. и возложении на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности незамедлительно после вступления решения в законную силу предоставить истцу жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ — ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░