Дело № 2-1104/2013 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2013 года г. Нефтекамск
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи А.Х. Галиева, при секретаре Л.Ф. Шарифьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкарева И.В., поданного в своих интересах и в интересах малолетнего сына Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа г. Нефтекамск о признании право собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с данным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга Б.Е. Истец и его малолетний сын являются единственными наследниками Б.Е.
На основании распоряжения мэра г. Нефтекамска № от 07 июня 1994 года Б.Е. был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в последующем которому присвоен почтовый адрес: <адрес>. В период с 1994 года на указанном земельном участке начато строительство жилого дома, которое истец продолжил и после смерти супруги, что подтверждает фактическое принятие истцом наследственного имущества.
Поскольку до смерти супруги в установленном законом порядке право собственности на земельный участок и на строения, расположенные на этом земельном участке не были зарегистрированы, нотариус отказывает истцу и его сыну в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Считая, что в соответствии с семейным законодательством половина земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу, и строений, расположенных на нем является совместно нажитым в период брака с супругой имуществом, истец просил признать за ним право собственности на 3\4 доли указанного имущества. За малолетним сыном истец просил признать право собственности на 1\4 долю наследственного имущества.
В дальнейшем истец уточнил свои требования, просит признать за ним право собственности в размере 3/4 доли и за его сыном Б.Д. - в размере 1/4 доли в порядке наследования на земельный участок и расположенные на нем жилой дом, жилой пристрой, веранду, гараж, баню, предбанник, сарай в количестве 2 штук, уборную.
В судебном заседании истец иск поддержал, пояснил, что дом с надворными постройками были возведены в период с 1994 года по 2008 год, то есть до смерти супруги. Однако право собственности супругов Бочкаревых на недвижимое имущество не было зарегистрировано . Технические документы на земельный участок и строения истец начал оформлять только после смерти супруги, в связи с чем в техническом паспорте дома годом ввода объекта в эксплуатацию указан 2011 год.
В установленный законом срок истец обратился к нотариусу по месту регистрации смерти супруги с заявлением о принятии наследства. Истцу и его малолетнему сыну выдано свидетельство о праве на наследство на 1\2 долю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку на указанное в иске недвижимое имущество отсутствуют правоустанавливающие документы, нотариус истцу документ о праве на наследство не выдает. Однако истец и его сын после смерти Б.Е. как единственные наследники фактически приняли это наследство, проживали и продолжают проживать там.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, Мухаматдинова Л.Г. иск не признала, возражений против иска в части признания права собственности на строения нее имела. Также представитель ответчика указала, что в части признания права собственности на земельный участок, на котором расположены спорные строения, иск должен быть оставлен без удовлетворения, поскольку этот земельный участок на праве собственности наследодателю не принадлежал и не может быть передан в собственность истцов по наследству.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По правилам ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
Вступил во владение или управление наследственным имуществом;
Принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
Произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
Оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено судом, истец и его малолетний сын Б.Д. являются единственными наследниками умершей Б.Е.
Данное обстоятельство подтверждается, кроме пояснений истца, свидетельством о рождении сына истца, свидетельством о заключении брака между супругами Бочкаревыми и материалами наследственного дела № к имуществу умершей Б.Е.
Согласно свидетельству о смерти Б.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из искового заявления и пояснений истца в судебном заседании, сразу после смерти супруги он вступил во владение наследственным имуществом, то есть пользовался им, содержал его. Кроме того, после смерти супруги истец, действуя от себя и в интересах своего малолетнего сына Б.Д., обратился к нотариусу нотариального округа Краснокамский район РБ с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти Б.Е.
Нотариусом нотариального округа Краснокамский район 01.09.2009 года было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрированное в реестре за №, согласно которому наследниками умершей Б.Е. являются по одной второй доле квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Бочкарев И.В. и его несовершеннолетний сын Б.Д., что подтверждается материалами наследственного дела № к имуществу умершей Б.Е.
Как следует из распоряжения № от 07.06.1994 года, выданного мэром г.Нефтекамска, Б.Е. был предоставлен во владение земельный участок площадью 900 кв.м по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок был отведен под строительство ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим актом, в июле 1994 года между Б.Е. и Управлением жилищно-коммунального хозяйства г.Нефтекамска был заключен договор о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке.
Справкой № от 11.01.2012 года, выданной Управлением архитектуры и градостроительства городского округа г.Нефтекамск, подтверждается, что адрес <адрес> соответствует адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту по указанному адресу расположен объект индивидуального жилищного строительства, в состав которого входят: жилой дом, общей площадью15 кв.м (литера А), жилой пристрой (литера А1), веранда (литера а), гараж (литера Г), баня (литера Г1), предбанник (литера Г2), сарай (литера Г3), сарай (литера Г4), уборная (литера Г5), ворота (литера I), забор (литера II), забор (литера III), забор (литера IV), годом постройки жилого дома с жилым пристроем значится 2011 год.
В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
По смыслу ст. 39 СК РФ, при определении долей в совместно нажитом имуществе доли супругов признаются равными.
Как усматривается из свидетельства о заключении брака серии №, Бочкарев И.В. и Б.Е. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ. Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок предоставлен Б.Е. для строительства индивидуального жилого дома в 1994 году. Поэтому необходимо сделать вывод о том, что строения, возведенные на спорном земельном участке, принадлежали супругам Бочкаревым в равных долях.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства с полной достоверностью подтверждают, что жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежали до смерти на праве собственности Бочкареву И.В. и Б.Е.
Следовательно, открывшееся после смерти Б.Е. имущество в виде 1/2 доли жилого дома с надворными постройками подлежит наследованию в равных долях истцом и его несовершеннолетним сыном. Доля истца в наследственном имуществе составит 3/4 доли (1/2 + 1/4), доля несовершеннолетнего сына истца Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 1/4 доли.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными исковые требования истца признании за ним и его несовершеннолетним сыном права собственности в размере 3/4 долей и 1/4 доли соответственно - недвижимого имущества, состоящего из жилого дома с жилым пристроем и надворных построек, расположенных на земельном участке общей площадью 996 кв. м, по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, необоснованным является требование истца о признании за ним права собственности в порядке наследования земельного участка, на котором расположены указанные выше жилой дом с надворными постройками.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественное права и обязанности.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В силу п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как следует из пояснений сторон и представленных истцом документов, спорный земельный участок является государственной собственностью и находился у умершей на праве пользования.
Каких-либо доказательств того, что Б.Е. до своей смерти воспользовалась указанным выше правом, зарегистрировала право собственности на спорный земельный участок или выразила своё желание на это, истец суду не представил.
По смыслу указанных выше правовых норм, наследники вправе зарегистрировать своё право собственности на земельный участок, который находился у наследодателя на праве постоянного (бессрочного) пользования и на котором находится полученное ими в порядке наследования недвижимое имущество, в установленном с федеральным законом порядке.
Однако это не означает, что наследники имеют право получать земельные участки, находящиеся у наследодателя на праве пользования, в свою собственность в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Бочкарева И.В., поданного в своих интересах и в интересах малолетнего сына Б.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа г. Нефтекамск удовлетворить частично.
Признать за Бочкаревым И.В. в порядке наследования право собственности на 3\4 доли недвижимого имущества, состоящего: из жилого дома общей площадью 18,3 кв. м (литер А ), жилого пристроя общей площадью 9,9 кв. м (литер А 1), веранды (литер а), гаража (литер Г), бани (литер Г 1), предбанника (литер Г 2), сарая (литер Г 3), сарая (литер Г 4), уборной (литер Г 5), расположенного на земельном участке общей площадью 996 кв. м, по адресу: <адрес>.
Признать за Б.Д. в порядке наследования право собственности на 1\4 доли недвижимого имущества, состоящего: из жилого дома общей площадью 18,3 кв. м (литер А ), жилого пристроя общей площадью 9,9 кв. м (литер А 1), веранды (литер а), гаража (литер Г), бани (литер Г 1), предбанника (литер Г 2), сарая (литер Г 3), сарая (литер Г 4), уборной (литер Г 5), расположенного на земельном участке общей площадью 996 кв. м, по адресу: <адрес> <адрес>.
В части признания права собственности на земельный участок, с кадастровым номер <данные изъяты>, площадью 996 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нефтекамский городской суд.
Мотивированное решение составлено 01.07.2013 года в 18-00 часов.
Судья: А.Х. Галиев
Решение не вступило в законную силу.