Решение по делу № 33-1496/2011 от 11.05.2011

<SPAN class="FIO">ФИО0</span> РОГОВА И

Судья Макарова О.И.. № 33- 1496/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Злобина А.В., Роговой И.В.

при секретаре Бингачовой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 11 апреля 2011 года по иску Жмурина А.В. к Администрации Кондопожского муниципального района о производстве перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании недополученной доплаты, обязании внести изменения в распоряжение Главы местного самоуправления.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. ХХ.ХХ.ХХ. г. после достижения 15 лет стажа муниципальной службы, он вышел в добровольную отставку и ему была установлена и определена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 64 % должностного оклада начальника юридического отдела ... с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, за вычетом суммы трудовой пенсии. ХХ.ХХ.ХХ. г. ему стало известно, что Законом РК от 28.05.2010 г. № 1388-ЗРК, вступившим в силу 16.06.2010 г., внесены изменения в ст.11 Закона РК «О муниципальной службе в РК», исключающие при исчислении ежемесячной доплаты само понятие «трудовая пенсия». На его заявление от ХХ.ХХ.ХХ. г. о перерасчете размера доплаты с учетом названных изменений за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. получил письмо Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. г. о том, что вопрос о рассмотрении нового порядка исчисления ежемесячной доплаты будет решен после вынесения его на ближайшую сессию Совета. Однако на состоявшуюся ХХ.ХХ.ХХ. г. сессию Совета Кондопожского муниципального района данный вопрос Администрацией внесен не был. Считает, что ответчик своим бездействием нарушает право истца на своевременный перерасчет и выплату ежемесячной доплаты за период со дня вступления в силу Закона РК от 28.05.2010 г. № 1388-ЗРК. Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с действующей редакцией ст.11 Закона РК «О муниципальной службе в РК», взыскать с ответчика сумму ежемесячной доплаты за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. и судебные издержки.

В дополнениях к иску Жмурин А.В. указал, что порядок расчета доплаты к пенсии был установлен Распоряжением Главы местного самоуправления на основании Закона РК «О муниципальной службе в РК», а не на основании Положения Совета Администрации Кондопожского муниципального района и  просил обязать ответчика своим распоряжением внести изменения в распоряжение Главы местного самоуправления Кондопожского района от 19.04.2005 г. № 108-р о порядке расчета (исчисления) суммы ежемесячной доплаты, произвести ее перерасчет в соответствии с действующей редакцией ст.11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и взыскать с ответчика сумму ежемесячной доплаты за период с ХХ.ХХ.ХХ. г. в размере ... руб. ... коп.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Мартынов Д.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что в ст.11 Закона РК «О муниципальной службе» не имеется расчета, по которому определяется размер надбавки к пенсии, в настоящее время определение формулы расчета относится к компетенции Совета муниципального образования, Советом Кондопожского района принято Положение, в котором определена формула расчета доплаты к пенсии: процент от оклада муниципального служащего с северными надбавками (65 %) минус размер получаемой пенсии, установлен минимальный размер доплаты 500 рублей, поскольку пенсия у Жмурина А.В. больше, чем 64 % от оклада начальника юридического отдела с северными надбавками, то при расчете размер надбавки получается минусовой, поэтому ему выплачивается минимальная надбавка 500 рублей. Размер надбавки каждый раз пересчитывается при изменении размера пенсии и оклада.

Представитель Совета Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С таким решением не согласен истец. В кассационной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Полагает, что порядок расчета ему ежемесячной доплаты должен быть приведен Администрацией Кондопожского муниципального района в соответствии со ст.11 Закона РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» в редакции Закона Республики Карелия от 28 мая 2010 г. № 1388-ЗРК.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации Кондопожского муниципального района Мартынов Д.А. просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и взыскании недополученной доплаты в связи с неправильным применением норм материального права.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции указал, что в настоящее время Жмурину А.В. назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за работу на муниципальной службе, расчет которой произведен компетентным органом в соответствии с требованиями Закона РК от 05.12.1996 года № 160-ЗРК и нарушений либо ущемлений прав истца не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст.11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107- ЗРК (в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-3PK) «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Жмурин А.В. являлся муниципальными служащим, после выхода в отставку получает трудовую пенсию по старости. Распоряжением от 19.04.2005 г. № 108-р Главы местного самоуправления Кондопожского района истцу была назначена и производилась ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК (в ранее действовавшей редакции) в размере месячного должностного оклада по должности, которую он занимал на момент выхода на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за вычетом размера трудовой пенсии. В настоящее время ему выплачивается доплата в размере 500 рублей.

Отказ от выплаты доплаты истцу на новых условиях администрация Кондопожского муниципального района мотивировала тем, что вопрос о рассмотрении нового порядка исчисления ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы не рассмотрен представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем, имея в виду закрепленный п.1 ст.3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п.6 ст.5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, усматриваются основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина ... на нарушение его конституционных прав положениями ч.1 ст.1 и ст.2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

На основании изложенного, учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, решение в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете доплаты и взыскании суммы доплаты не может быть признано законным и подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в данной части.

Ввиду отсутствия на момент рассмотрения дела надлежащего правового регулирования данного вида социальной гарантии, судебная коллегия находит необходимым применить аналогию закона и обязать ответчика с ХХ.ХХ.ХХ. года производить выплату истцу ежемесячно доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 64 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и взыскать с ответчика в пользу истца недополученную ежемесячную доплату в сумме ... руб. ... копеек ....

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... руб.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку обязанность производить выплату Жмурину А.В. ежемесячно доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 64 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях возложена на ответчика решением суда.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 11 апреля 2011 года по настоящему делу отменить в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и взыскании недополученной доплаты.

Вынести по делу в данной части новое решение об удовлетворении требований, изложив его в следующей редакции:

«Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района с ХХ.ХХ.ХХ. года производить выплату Жмурину А.В. ежемесячно доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере 64 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района в пользу Жмурина А.В. недополученную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года включительно в сумме ... руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме ... руб.»

В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1496/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Жмурин А.В.
Ответчики
администрация Кондопожского муниципального района
Другие
Совет Кондопожского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Сильченко Римма Петровна
27.05.2011[Гр.] Судебное заседание
08.06.2011[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2011[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее