Решение по делу № 2а-902/2017 от 03.07.2017

Дело № 2-902/2017 01 сентября 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Первушиной Е.А.,

с участием представителя административного истца Подчередниченко О.С.,

представителей административного ответчика Андреевой Н.В., Дмитриева В.А.,

представителей заинтересованных лиц Никашина С.В., Каргополова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску заместителя прокурора Архангельской области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Архангельской области об обязании обеспечить охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что прокуратурой области проведена проверка исполнения федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона безопасность и охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница» (далее - Региональный центр судебной психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ»), административным ответчиком не обеспечивается, безопасность и охрана названных лиц осуществляется силами личного состава УМВД России по Архангельской области, исполняющим в данном случае не свойственные ему функции. Из Устава и лицензии ГБУЗ АО «АКПБ», следует,что эта учреждение является специализированным психиатрическим стационаром с целевым назначением, обеспечивающим проведение судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения таких экспертиз лицам, содержащимся под стражей, в данном учреждении создано специальное отделение, где проводятся соответствующие стационарные судебно-медицинские экспертизы. В данное отделение госпитализируются граждане (подозреваемые, обвиняемые, подсудимые) на основании постановлений (определений) соответствующих судебно-следственных органов о назначении судебно-психиатрической экспертизы, в их число могут входить и осужденные из мест лишения свободы. Из положений закона следует, что охрана лиц, содержащихся под стражей, при оказании им медицинской помощи независимо от того, оказывается ли такая помощь в ЛПУ УФСИН России либо в ЛПУ государственной и муниципальной системы здравоохранения, осуществляется учреждением уголовно-исполнительной системы. Статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения для оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим, обязанности, возложенные Законом на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения. Кроме того, основными задачами и полномочиями ФСИН России, согласно Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 являются, в том числе сопровождение и охрана лиц, направленных в учреждения здравоохранения для оказания им медицинской помощи.

В судебном заседании представитель административного истца Подчередниченко О.С. требования уточнил, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз) Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «АКПБ», обязать обеспечить охрану указанных лиц, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Поддержал доводы, изложенные в административном иске.

Представители административного ответчика с иском не согласились, пояснили, что закон не содержит требований, обязывающих УФСИН осуществлять лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ». Указанные лица помещаются в данное учреждение на основании постановления следователя или суда для проведения процессуального действия, соответственно охрану данных лиц должны осуществлять сотрудники полиции, которым в соответствии с нормами действующего законодательства производится доплата за данные вид службы. Перечень учреждений, охрану которых осуществляют сотрудники УФСИН, является исчерпывающим, определен УИК РФ. Региональный центр судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» в данный перечень не входит. Заместителем председателя Правительства РФ 10.11.2016 поручено сохранить сложившийся порядок охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей до принятия иных решений. До настоящего времени на законодательном уровне данный вопрос не решен, в связи с чем считают, что у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика заявленных обязанностей. Кроме того, считают, что прокурором пропущен срок для обращения с указанным иском, поскольку о заявленном бездействии административному истцу было известно более года назад.

Представитель УМВД России по Архангельской области требования поддержал, указал, что в настоящее время охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии, осуществляется сотрудниками конвойного отделения ОМВД «Приморское». Их деятельность регламентирована только приказами УМВД России по Архангельской области. Иных документов, обязывающих органы осуществлять охрану указанных лиц, не имеется. По сути, сотрудники полиции осуществляют охрану, в связи со сложившимся на протяжении длительного времени порядком, при отсутствии каких-либо нормативных документов. Учитывая, что лица, содержащихся под стражей, помещаются в отделение судебно-психиатрической экспертизы для проведения в отношении их экспертизы на длительный срок (более 10 дней), считает, что их охрану должны осуществлять сотрудники УФСИН России.

Представитель ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» поддержал требования прокурора, указал, что для проведения судебно-психиатрических экспертиз в отношении лиц, содержащихся под стражей, в учреждении было создано специальное отделение, а именно, Региональный центр судебной психиатрии (с палатами для стационарных экспертиз), где проводятся соответствующие стационарные судебно-медицинские экспертизы. В отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии госпитализируются граждане (подозреваемы, обвиняемые, подсудимые) на основании постановлений соответствующих судебно-следственных органов о назначении судебно-психиатрической экспертизы, в их число входят, в том числе, и осужденные из мест лишения свободы. Обеспечение безопасности и охрана медицинских организаций, предназначенных для содержания в них указанных лиц, осуществляется органами, на которые возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Заслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено что, ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» на основании лицензии от 29.06.2016, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» является Региональный центр судебной психиатрии, в состав которого входит отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз)

Согласно Положения о Региональном центре судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ», утвержденного приказом главного врача учреждения №1365 от 17.09.2014, охрана отделения специализированного типа осуществляется сотрудниками ЧОП; охрана экспертных палат для лиц, находящихся под стражей, - подразделениями полиции.

Фактически в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» имеется три палаты, оборудованные для содержания лиц, находящихся под стражей, помещенных в отделение для проведения психиатрической экспертизы. Данные палаты охраняются сотрудниками взвода охраны и конвоирования ОМВД «Приморский» УМВД России по Архангельской области.

Из пояснений допрошенного в судебном заседании свидетеля Гольдфайна В.Г., являющегося заведующим Региональным центром судебной психиатрии, следует, что охрана палат для лиц, находящихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, с 1989 года осуществляется сотрудниками полиции, ранее эти функции выполняли сотрудники вневедомственной охраны.

Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области в адрес начальника УФСИН России по Архангельской области направлялись письма о рассмотрении вопроса об организации охраны психиатрического отделения стационарного принудительного лечения ГБУЗ Архангельской области «АКПБ».

Согласно ответов, УФСИН России по Архангельской области отказалось организовать охрану, указав на отсутствие нормы закона, возлагающей на УФСИН указанную обязанность.

Статьей 10 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона, порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу ч. 1 ст. 203 УПК РФ, если при назначении или производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу

Из положений ст. 33 того же Федерального закона следует, что обеспечение безопасности и охрана судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций, в которые для проведения судебно-психиатрической экспертизы помещаются лица, содержащиеся под стражей, осуществляются органами, на которых возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.

Пунктом 14 части 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», обязанность содержания, охраны, конвоирования задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоирования содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий, возложена на органы полиции.

Порядок реализации данной обязанности урегулирован приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, которым утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Для целей реализации задач по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, приказом начальника УМВД России по Архангельской области № 1154 от 23.12.2016, утверждено Решение на охрану конвоирование и содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на 2017 год.

В соответствии с п. 17 указанного Решения, конвойный взвод, территориальных органов МВД России по Архангельской области осуществляет охрану подозреваемых и обвиняемых, находящихся на комплексной судебно-психиатрической экспертизе в стационаре принудительного лечения специализированного типа Регионального центра судебной психиатрии (Архангельская область, Приморский район, п. Талаги).

Аналогичные приказы издавались начальником УМВД России по Архангельской области ежегодно.

По поручению заместителя председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина от 10.11.2016 МВД России, ФСИН России, Минздраву России предложено сохранить сложившийся на настоящий момент порядок охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей, до принятия иных решений; Минздраву России и Росгвардии, совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в целях обеспечения межведомственного подхода к решению задач защиты объектов предложено проанализировать вопросы совершенствования охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров, в том числе путем возможного создания ведомственной охраны Минздрава России, а также привлечения частных охранных организаций, в том числе создаваемых казачьими обществами в рамках проводимой Росгвардией работы.

До настоящего времени на законодательном уровне решений по организации порядка охраны судебно-психиатрических экспертных стационаров для лиц, содержащихся под стражей, не принято.

Таким образом, действующее законодательство не исключает возможность осуществления функций охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, органами полиции, при этом не содержит норм, обязывающих административного ответчика осуществлять указанные обязанности.

С учетом фактического порядка осуществления охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы, сотрудниками УМВД России по Архангельской области, на основании действующих нормативных документов МВД России, суд не находит оснований для возложения данных функций на УФСИН России по Архангельской области.

Конституция РФ, предусматривая осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), тем самым предполагая распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти и их взаимное уравновешивание при невозможности ни для одной из них подчинить себе другие.

Своим решением суд не вправе подменять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Довод административного истца о том, что охрана лиц, содержащихся под стражей, при оказании им медицинской помощи, одним из видов которой является судебная психиатрическая экспертиза, должна осуществлять административным ответчиком, по мнению суда, является ошибочным.

Помещение лица, содержащегося под стражей, в отделение судебно-психиатрической экспертизы Регионального центра судебной психиатрии ГБУЗ Архангельской области «АКПБ», в рассматриваемом случае производится с целью производства процессуального действия, необходимого для расследования или рассмотрения уголовного дела, а не оказания ему медицинской помощи.

Анализ представленных суду доказательств, в совокупности с нормами действующего законодательства, позволяют сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска заместителя прокурора Архангельской области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании незаконным бездействие, выразившегося в необеспечении охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в отделение судебно-психиатрической экспертизы (с палатами для стационарных экспертиз) Регионального центра судебной психиатрии, являющегося структурным подразделением ГБУЗ Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница», обязании обеспечить охрану указанных лиц, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Шитикова

2а-902/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Архангельской области
Ответчики
УФСИН России по Архангельской области
Другие
Пермякова М.В.
Никашин С.В.
ГБУЗ Архангельской области "АКПБ"
Каргополов Д.А.
Яшунова О.Б.
Дмитриев В.А.
УМВД России по Архангельской области
Андреева Н.В.
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
primsud.arh.sudrf.ru
03.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.08.2017[Адм.] Судебное заседание
01.08.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2017[Адм.] Судебное заседание
01.09.2017[Адм.] Судебное заседание
04.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее