Решение по делу № 2а-2192/2020 от 29.05.2020

УИД 86RS0001-01-2020-003103-97

Дело № 2а-2192/2020

                                                  РЕШЕНИЕ

                                 Именем Российской Федерации

08 июля 2020 года                                                          г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.

при помощнике Тимошенко А.Г.,

с участием представителя административного истца – Хорищенко Е.А., действующей на основании доверенности, административного ответчика главы сельского поселения Шапша и представителя административного ответчика Администрации сельского поселения Шапша Овчерюковой Л.А., прокурора Лукашевича А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а – 2192/2020 по административному исковому заявлению АО «Югра-Экология» к Администрации сельского поселения Шапша о признании недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов и взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Шапша, в котором просило признать недействующим с даты принятия постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, и взыскании судебных расходов. Требования истец мотивирует тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения , заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ. В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО. Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 №79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Шапша в целях реализации отдельных государственных полномочий принято постановление «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша», которым изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам. С указанным постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году. Административным ответчиком при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства № 269, что влечет недействительность указанного постановления. Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Шапша оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре, утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 №559-рп (далее Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 №1130. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 №647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории сельского поселения Шапша. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша». В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Между тем административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку. Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ответчика Глава сельского поселения Шапша Овчерюкова Л.А.

В судебном заседании представитель административного истца – Хорищенко Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании административный ответчик глава сельского поселения Шапша Овчерюкова Л.А. представила Отчет о научно-исследовательской работе Генеральная схема очистки Ханты-мансийского района ДД.ММ.ГГГГ, и указала, что при принятии обжалуемого постановления замеры накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», не проводились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего необходимым исковое заявление удовлетворить, поскольку нарушена процедура принятия указанного нормативного акта, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Как установлено в судебном заседании, акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения , заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации сельского поселения Шапша Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Шапша оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп». Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории Ханты-Мансийского района, в том числе и на территории сельского поселения Шапша. Изменения нормативов накопления ТКО внесены на основании постановления администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша».

Согласно п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша». При этом нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьей 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились, что и не отрицается административным ответчиком в судебном заседании.

При этом, представленный отчет «Генеральная схема очистки территории Ханта-Мансийского района» в качестве доказательства проведения замеров на территории сельского поселения Шапша, судом не принимается, поскольку, как из него следует, при расчете нормативов учитывались нормы накопления других муниципальных образований, а не Ханты-Мансийского района, что свидетельствует о том, что фактические замеры массы и объема накопления ТБО не проводились.

Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения Шапша Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, оспариваемое постановление в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, безусловно нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет убытки для указанного акционерного общества.

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается самим представителем административного истца, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В силу ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей.

В силу ч. 1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно платежного поручения о ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом оплачена государственная пошлина за подачу искового заявления в сумме <данные изъяты>.

Таким образом, требования в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Шапша от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Шапша» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

Взыскать с администрации сельского поселения Шапша в пользу акционерного общества «Югра-Экология» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Опубликовать решение суда в районной газете «Наш район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                          В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 17 июля 2020 года.

2а-2192/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Югра-Экология"
Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура
Ответчики
Глава сельского поселения Шапша Овчерюкова Л.А.
Администрация сельского поселения Шапша
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Черкашин В.В.
Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
29.05.2020Регистрация административного искового заявления
29.05.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее