К делу № 2-3729/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г.Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свищевой О.В. к Администрации г.Шахты, третьи лица - Свищев Игорь И.В., Свищев Е.И., Свищев В.И., Жуликова Н.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Жуликова К.С. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО7, Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным по критериям безопасности»,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец сослалась на следующее: с 11.04.2016 г. она является собственником 1/2 доли квартиры № по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство после смерти бабушки, в квартире проживает с рождения, после получения паспорта в 2001 г. зарегистрировалась в квартире. Вместе с ней в квартире проживают ее муж Свищев И.В. и дети Свищев Е.И. и Свищев В.И., а также ее сестра Жуликова Н.В., являющаяся собственником 1/2 доли квартиры, ее дети - ФИО6, Жуликова К. и внук ФИО14
Жилой дом по адресу: <адрес>, является в результате ведения горных работ на ликвидированном ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности с 31.10.2017г. на основании постановления Администрации г.Шахты №5905 от 31.10.2017г., вынесенного в том числе на основании отчета СКФ АО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» на техническое состояние жилого дома.
Предоставив требуемый пакет документов в Администрацию г.Шахты, истец получила отказ в переселении ее и членов ее семьи из ветхого жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета.
Решением Шахтинского городского суда ее требования о включении в список на переселение ее и членов ее семьи были удовлетворены. Во исполнение решения суда Администрация г.Шахты включила всех членов ее семьи в список на переселение, однако в заключении договора о предоставлении социальной выплаты истцу было отказано.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью в составе Свищевой О.В., Свищева И.В., Свищева Е.И., Свищева В.И., Жуликовой Н.В., Жуликовой К.С., ФИО6, ФИО7
Истец Свищева О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель Свищевой О.В. - Яценко Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г.Шахты - Красноглазова И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третьи лица - Свищев И.В., Свищев Е.И., Свищев В.И., Жуликова Н.В., Жуликова К.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).
В силу статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пп. "б" пункта 8).
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий (п. 5).
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Как следует из материалов дела, квартира № по адресу: <адрес>, принадлежит Свищевой О.В. и Жуликовой Н.В. по 1/2 доле за каждой.
Жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании СКФ ОАО «ВНИМИ» от 27.09.2017г. №2397.
Постановлением Администрации г.Шахты от 31.10.2017г. №5905 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу» жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение решения Шахтинского городского суда от 03.03.2020 г. №2-1061/20, протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности от 31.07.2020г. №АЯ-175пр по ДАО «Шахта им. Артема» под ТЭО №1667, в список на переселение из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, включены 7 человек: Свищева О.В., Свищев И.В., Свищев Е.И., Свищев В.И., Жуликова Н.В., Жуликова К.С., ФИО31 В настоящее время на утверждении в Минэнерго РФ находится протокол по включению в списки ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На обращение в Администрацию г. Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья истец Свищева О.В. получила ответ о том, что учитывая объем предусмотренных бюджетных ассигнований на плановый период 2021 и 2022 гг., рассмотрение вопроса переселения ее семьи в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (ГУРШ) будет возможно, ориентировочно, после 2022 г.
Таким образом, установлено, что истец и члены ее семьи включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого пострадавшего от ведения горных работ жилья, однако договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья с ними не заключен.
Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
На основании изложенного, суд полагает обязать Администрацию г.Шахты заключить со Свищевой О.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» на семью в составе Свищевой О.В., Свищева И.В., Свищева Е.И., Свищева В.И., Жуликовой Н.В., Жуликовой К.С., ФИО32., ФИО7
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░33, ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░7.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 23.10.2020 ░░░░.
░░░░░: